СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш-пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш-пнш 1 класс»

Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш.

Ц е л и : познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [ш]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Ш, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

– С каким звуком будем сегодня работать?

– Повторите, четко произнося звуки:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шапка, шайба, шар, лапша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Шубы, шум, мишутка, шут.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо,

Шорох, шепот, шелк, мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Шило, шина, малыши.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Шляпа.)

– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «шляпа».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что нарисовано справа? (Душ.)

– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «душ».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».

На что похожа буква «Ш»?

На зубья этого ковша.

В. Степанов

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Две кукушки,

Две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели рядом на суку

И кричат:

– Ку-ку!..

Ку-ку!..

Если хочешь – посчитай.

А не хочешь –

Вылетай.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.

Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)

– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что изображено в центре? (Шина.)

– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?

– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?

– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?

– Что нарисовано справа? (Груши.)

– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Какая буква пишется в слоге «ши»?

– Какой звук произносится в слоге «ши»?

VII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые

начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)

– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 83).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются

данные слова. Далее объясняют значение слов.

Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним «лишним» звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами.

Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.

– Как называются данные слова? (Перевертыши.)

Ш ё л к – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)

К л ё ш – расширенный книзу.

М а р ш – торжественное музыкальное произведение.

Т у ш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Оркестр играл туш.

.Ш у т – клоун.

IX. Чтение стихотворения «Жадина».

– Кто автор этого стихотворения?

– Что просили у Гриши?

– Как он отвечал на все просьбы?

– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.

– Объясните название произведения. Почему оно так названо?

Далее учащиеся читают стихотворение по ролям.

Х. Задания на развитие речи.

1. К т о б о л ь ш е запомнит слов?

Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.

– Шур-шур!

Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.

– Шварк-шварк!

Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в

шалаш.

– Щетка шутит!

Л. Яхнин

2. И г р а «Закончите слово».

– Добавьте слог «ши» или «жи», чтобы слово зазвучало правильно:

каранда … (ши) экипа … (жи)

камы … (ши) вклады ... (ши)

блинда … (жи) мане … (жи)

шала … (ши) вельмо … (жи)

стелла … (жи) детены … (ши)

гара … (жи) зверены … (ши)

клави … (ши) рого … (жи)

эта … (жи) гусены ... (ши)

черте … (жи) кра … (жи)

ланды … (ши) стра … (жи)

3. В е с е л ы е з в у к и .

На десятом этаже

Жили буквы «ш» и «ж».

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

…Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

4. И г р а «Звуки перепутались».

– Найдите ошибки.

С другом мы играли в … чашки,

Пили чай из белой … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На нее упала … мышка!

Петухи, затеяв … шпоры,

Грозно поднимают … споры!

Мы с сестрой посуду … шили,

И наряды куклам … мыли!

Модница надула … шубы –

Не подходят ей все … губы!

Горько плачет бедный … шарик,

Улетел воздушный … Гарик!

– Какие звуки «шалят»?

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите парные согласные звуки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!