Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш.
Ц е л и : познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.
Предметные.
Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [ш]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Ш, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.
Метапредметные.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания
Личностные результаты.
Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.
О б о р у д о в а н и е : ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
– С каким звуком будем сегодня работать?
– Повторите, четко произнося звуки:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шапка, шайба, шар, лапша.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Шубы, шум, мишутка, шут.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо,
Шорох, шепот, шелк, мешок.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Шило, шина, малыши.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Шляпа.)
– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «шляпа».
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Что нарисовано справа? (Душ.)
– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «душ».
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».
На что похожа буква «Ш»?
На зубья этого ковша.
В. Степанов
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Две кукушки,
Две болтушки
Повстречались на опушке,
Сели рядом на суку
И кричат:
– Ку-ку!..
Ку-ку!..
Если хочешь – посчитай.
А не хочешь –
Вылетай.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в
квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.
Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)
– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Что изображено в центре? (Шина.)
– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?
– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?
– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?
– Что нарисовано справа? (Груши.)
– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Какая буква пишется в слоге «ши»?
– Какой звук произносится в слоге «ши»?
VII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые
начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)
– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VIII. Чтение слогов и слов (с. 83).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого
слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-
предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются
данные слова. Далее объясняют значение слов.
Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое
отличается одним «лишним» звуком.
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными
словами.
Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.
– Как называются данные слова? (Перевертыши.)
Ш ё л к – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)
К л ё ш – расширенный книзу.
М а р ш – торжественное музыкальное произведение.
Т у ш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Оркестр играл туш.
.Ш у т – клоун.
IX. Чтение стихотворения «Жадина».
– Кто автор этого стихотворения?
– Что просили у Гриши?
– Как он отвечал на все просьбы?
– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.
– Объясните название произведения. Почему оно так названо?
Далее учащиеся читают стихотворение по ролям.
Х. Задания на развитие речи.
1. К т о б о л ь ш е запомнит слов?
Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.
– Шур-шур!
Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.
– Шварк-шварк!
Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в
шалаш.
– Щетка шутит!
Л. Яхнин
2. И г р а «Закончите слово».
– Добавьте слог «ши» или «жи», чтобы слово зазвучало правильно:
каранда … (ши) экипа … (жи)
камы … (ши) вклады ... (ши)
блинда … (жи) мане … (жи)
шала … (ши) вельмо … (жи)
стелла … (жи) детены … (ши)
гара … (жи) зверены … (ши)
клави … (ши) рого … (жи)
эта … (жи) гусены ... (ши)
черте … (жи) кра … (жи)
ланды … (ши) стра … (жи)
3. В е с е л ы е з в у к и .
На десятом этаже
Жили буквы «ш» и «ж».
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час.
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
…Две вороны ворожили,
Десять – сено … (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар … (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых … (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая … (ушами).
4. И г р а «Звуки перепутались».
– Найдите ошибки.
С другом мы играли в … чашки,
Пили чай из белой … шашки!
Вылезла из норки … шишка,
На нее упала … мышка!
Петухи, затеяв … шпоры,
Грозно поднимают … споры!
Мы с сестрой посуду … шили,
И наряды куклам … мыли!
Модница надула … шубы –
Не подходят ей все … губы!
Горько плачет бедный … шарик,
Улетел воздушный … Гарик!
– Какие звуки «шалят»?
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите парные согласные звуки.