Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [г], [г’],ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Г, г
Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [г], [г’]; упражнять в чтении слогов,
слов и текстов с буквой «г»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на
примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,
глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных
звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой
формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить подбирать слова-
антонимы; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу
структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой
модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру
учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
-эмпатия как понимание чувств других людей;
-умение анализировать своё состояние и отображать его символами;
-установка на здоровый образ жизни;
-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
-умение организовать своё рабочее место;
-умение настроить себя на рабочий лад;
-самостоятельное формулирование темы и целей урока;
-принятие целей урока;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принятие и удержание учебной задачи;
-преобразование практической задачи в познавательную;
-планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;
-волевая саморегуляция;
-умение работать по предложенному алгоритму.
Познавательные универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-умение сравнивать предметы, объекты (находить общее и различие);
-группировка предметов и объектов на основе существенных признаков;
-ориентировка в учебнике;
-умение обобщать полученные знания, делать выводы;
-умение обосновывать свой выбор;
-самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
-использование знаково-символических средств;
-расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формирование умения работать в паре (договариваться и приходить к общему решению);
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
О б о р у д о в а н и е : рисунки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для
составления схем предложений.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Как гогочут гуси? (Га-га-га…)
– Какой новый звук услышали?
– Га-га-га! – гогочет гусь. –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.
Н. Костарев
– Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?[г] [г’] [г] [г]
– Назовите тему нашего урока.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей(с. 60).
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Горы.)
– Прочитайте слово «горы» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «горы».
– Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [г] произносится твердо? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «о».)
– Что изображено справа? (Гири.)
– Для чего нужны гири?– Прочитайте слово «гири» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «гири».
– Дайте характеристику звуку [г’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [г’] произносится мягко? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я, «ю».)
IV. Конструирование большой и малой букв Г, г.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Г», «г».
«Г» схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Я. Козловский
И подобно кочерге,
Горбит спину буква «Г».
А. Шибаев
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит
сконструировать из них буквы «Г», «г».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
ГРИБ
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок.
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в
квадратных скобках и правилом соотношения буквы «г» и звуков [г], [г’].
Буква «гэ» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [г] и мягкий звонкий [г’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 60).
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто здесь изображен?
– Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Г»?
– Прочитайте слово «Гена» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «Гена» стоит буква «Г»?
– Какой звук обозначает буква «г» в слове «Гена»?
– Дайте характеристику звуку [г ’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [г’] произносится мягко? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «е».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
– Что держит в руках Гена? (Горн.)
– Объясните значение слова «горн».Г о р н – сигнальный духовой медный инструмент.
– Прочитайте слово «горн» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «горн».
– Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [г] произносится твердо? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «о».)
VII. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике – слоги, которые
начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [г]. В третьем – слоги
начинаются со звука [г’].)
VIII. Чтение слогов и слов (с. 61).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого
слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-
предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
– Объясните значение слов «радуга», «гитарист», «оградить».
Р а д у г а – разноцветная дугообразная полоса на небе, возникающая вследствие преломления
солнечных лучей в дождевых каплях.
В небе после дождя появилась радуга..
О г р а д и т ь – предохранить, сберечь.
Г и т а р и с т – музыкант, играющий на гитаре.
Миша хочет стать гитаристом..
IX. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним
звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками
отличаются данные пары слов.
X. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое
отличается одним лишним звуком.
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными
словами.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
XI. Чтение и анализ текста «Не дразни гусей» (с. 61).
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое время года здесь изображено? (Лето.)
– Кто изображен на картинке? (Мальчики и гуси.)
– Что решили сделать ребята? Что они держат в руке?
– Как защищаются гуси?
– Составьте предложения по данной иллюстрации, используя схему-модель на доске.Мальчики стали дразнить гусей..
На лугу гуляют гуси..
Перед чтением текста учащиеся читают слова с доски.
ОТГРЕМЕЛА
РАДУГА-ДУГА
ДРАЗНИТЬ
РАЗОЗЛИЛИСЬ
– Объясните значение данных слов.
После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :
– Какой прошел дождь?
– Что появилось на небе?
– Почему радугу называют ласково «радуга-дуга»?
– Где стояли стога сена?
– Кто гулял у дороги?
– Как звали детей, которые стали дразнить гусей?
– Что сделали гуси?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история?
– Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [г].
– Найдите слова с мягким звуком [г’].
– Прочитайте первое предложение и составьте его схему. Укажите в схеме-модели слова-
предметы розовым прямоугольником, слова-действия – голубым прямоугольником. А слова-
признаки – желтым прямоугольником.
ХII. Задания на развитие внимания, речи.
1. И г р а «Кто больше запомнит слов?».
Гуси гуляли гурьбой. Громко гоготали:
– Галки грабят горох! Губят грядки!
Голуби галдят. Где-то гавкают, гудят, грохочут.
– Глупые гуси! – гневались грачи. – Галдят-гомонят!
Л. Яхнин
2. И г р а «Каждой вещи – свое место».
– Разложите по полкам вещи: на первую – в названиях которых звуки [г, г’] в начале, на
вторую – в середине, на третью – в конце. (Шуба, гитара, флажок, глобус, галстук, гармонь,
книга и т. д.)
3. И г р а «Наоборот».
– Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Тихо – … (громко); веселый – … (грустный); сытый – … (голодный); мелкий – … (глубокий);
редкий – … (густой); чистый – … (грязный); шершавый – … (гладкий).
4. И г р а «Наборщик».
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ,
Вышел МАГ и
вышел ГНОМ,А за ним и АГРОНОМ…
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.
– Какие еще слова можно составить из букв слова «гастроном»? (Нос, сон, ром, тон, нога и т. д.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летелиИ на веточку присели,
Веточка качается –
Неплохо получается.
А. Пудваль
ХIII. Чтение слов (с. 62).
– С какой буквы необходимо писать имена людей?
– Какие еще слова всегда необходимо писать с заглавной буквы?
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова с мягким согласным звуком [г’] и слова с твердым звуком [г].
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «ё»,
«е», «и», «я», «ю».)
– Составьте звукобуквенные схемы слов «Гордей», «Георгий», «Агния», «Маргарита», «Ольга», используя дидактический материал – фишки.
ХIV. Чтение и анализ рассказа «Дом гнома».
Перед чтением текста учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически:
УЮТНАЯ, ГОСТИНАЯ, ГРЕЮТСЯ, СЛАГАЮТ ГИМНЫ, ДÓРОГ, ДОСУГ.
– Объясните значение данных слов.
Г о с т и н а я – комната для приема гостей.
Г и м н – торжественная песня.
Д о р о г – милый, близкий сердцу.
Д о с у г – свободное от работы время.
У ю т н ы й – обладающий уютом, то есть удобным порядком, обстановкой.
После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :
– Где стоит дом гнома?
– Как зовут гнома?
– Кто построил дом гнома?– Как гном относится к своему жилищу?
– Что есть в его доме?
– Кто гостит у гнома Трудяги?
– Что делают друзья-гномы?
– Почему слова Трудяга и Неугомон пишутся с заглавной буквы?
– Какой характер у гнома Трудяги?
– Какой характер у гнома, которого зовут Неугомон?
– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [г].
– Найдите слова с мягким звуком [г’].
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.
Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ХV. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном темпе.
– Прочитайте чистоговорку.
– Какие звуки чаще всего повторяются в этой чистоговорке? (Звуки [г], [г’].)
– Объясните значение слов «галдят», «голосят».
Г а л д я т – громко говорят, шумят, кричат.
Г о л о с я т – кричат очень громко, во весь голос.
ХVI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква «г» обозначает твердый согласный звук [г], а когда мягкий звук [г’]? Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.