СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [г], [г’],ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Г, г- пнш1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обучение грамоте разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [г], [г’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «г»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить подбирать слова-антонимы; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу

структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой

модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру

учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [г], [г’],ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Г, г- пнш1 класс»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [г], [г’],ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Г, г

Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [г], [г’]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «г»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,

глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить подбирать слова-

антонимы; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу

структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой

модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру

учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

-эмпатия как понимание чувств других людей;

-умение анализировать своё состояние и отображать его символами;

-установка на здоровый образ жизни;

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

-умение организовать своё рабочее место;

-умение настроить себя на рабочий лад;

-самостоятельное формулирование темы и целей урока;

-принятие целей урока;


Регулятивные универсальные учебные действия:

-принятие и удержание учебной задачи;

-преобразование практической задачи в познавательную;

-планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;

-волевая саморегуляция;

-умение работать по предложенному алгоритму.


Познавательные универсальные учебные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

-умение сравнивать предметы, объекты (находить общее и различие);

-группировка предметов и объектов на основе существенных признаков;

-ориентировка в учебнике;

-умение обобщать полученные знания, делать выводы;

-умение обосновывать свой выбор;

-самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

-использование знаково-символических средств;

-расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формирование умения работать в паре (договариваться и приходить к общему решению);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

умение общаться , прислушиваться к высказываниям других


О б о р у д о в а н и е : рисунки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для

составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как гогочут гуси? (Га-га-га…)

– Какой новый звук услышали?

– Га-га-га! – гогочет гусь. –

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь.

Н. Костарев

– Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?[г] [г’] [г] [г]

– Назовите тему нашего урока.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей(с. 60).

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Горы.)

– Прочитайте слово «горы» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «горы».

– Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [г] произносится твердо? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «о».)

– Что изображено справа? (Гири.)

– Для чего нужны гири?– Прочитайте слово «гири» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «гири».

– Дайте характеристику звуку [г’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [г’] произносится мягко? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «и».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я, «ю».)

IV. Конструирование большой и малой букв Г, г.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Г», «г».

«Г» схожа с цаплею по виду

И на одной ноге стоит.

Я. Козловский

И подобно кочерге,

Горбит спину буква «Г».

А. Шибаев

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит

сконструировать из них буквы «Г», «г».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

ГРИБ

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок.

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «г» и звуков [г], [г’].

Буква «гэ» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [г] и мягкий звонкий [г’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 60).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто здесь изображен?

– Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Г»?

– Прочитайте слово «Гена» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «Гена» стоит буква «Г»?

– Какой звук обозначает буква «г» в слове «Гена»?

– Дайте характеристику звуку [г ’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [г’] произносится мягко? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «е».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)

– Что держит в руках Гена? (Горн.)

– Объясните значение слова «горн».Г о р н – сигнальный духовой медный инструмент.

– Прочитайте слово «горн» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Произнесите первый звук в слове «горн».

– Дайте характеристику звуку [г]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [г] произносится твердо? (За буквой «г» в слове стоит гласная буква «о».)

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике – слоги, которые

начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [г]. В третьем – слоги

начинаются со звука [г’].)

VIII. Чтение слогов и слов (с. 61).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

– Объясните значение слов «радуга», «гитарист», «оградить».

Р а д у г а – разноцветная дугообразная полоса на небе, возникающая вследствие преломления

солнечных лучей в дождевых каплях.

В небе после дождя появилась радуга..

О г р а д и т ь – предохранить, сберечь.

Г и т а р и с т – музыкант, играющий на гитаре.

Миша хочет стать гитаристом..

IX. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним

звуком и имеют различное значение.

Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками

отличаются данные пары слов.

X. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним лишним звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

XI. Чтение и анализ текста «Не дразни гусей» (с. 61).

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое время года здесь изображено? (Лето.)

– Кто изображен на картинке? (Мальчики и гуси.)

– Что решили сделать ребята? Что они держат в руке?

– Как защищаются гуси?

– Составьте предложения по данной иллюстрации, используя схему-модель на доске.Мальчики стали дразнить гусей..

На лугу гуляют гуси..

Перед чтением текста учащиеся читают слова с доски.

ОТГРЕМЕЛА

РАДУГА-ДУГА

ДРАЗНИТЬ

РАЗОЗЛИЛИСЬ

– Объясните значение данных слов.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Какой прошел дождь?

– Что появилось на небе?

– Почему радугу называют ласково «радуга-дуга»?

– Где стояли стога сена?

– Кто гулял у дороги?

– Как звали детей, которые стали дразнить гусей?

– Что сделали гуси?

– Как вы думаете, чем закончилась эта история?

– Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [г].

– Найдите слова с мягким звуком [г’].

– Прочитайте первое предложение и составьте его схему. Укажите в схеме-модели слова-

предметы розовым прямоугольником, слова-действия – голубым прямоугольником. А слова-

признаки – желтым прямоугольником.

ХII. Задания на развитие внимания, речи.

1. И г р а «Кто больше запомнит слов?».

Гуси гуляли гурьбой. Громко гоготали:

– Галки грабят горох! Губят грядки!

Голуби галдят. Где-то гавкают, гудят, грохочут.

– Глупые гуси! – гневались грачи. – Галдят-гомонят!

Л. Яхнин

2. И г р а «Каждой вещи – свое место».

– Разложите по полкам вещи: на первую – в названиях которых звуки [г, г’] в начале, на

вторую – в середине, на третью – в конце. (Шуба, гитара, флажок, глобус, галстук, гармонь,

книга и т. д.)

3. И г р а «Наоборот».

– Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Тихо – … (громко); веселый – … (грустный); сытый – … (голодный); мелкий – … (глубокий);

редкий – … (густой); чистый – … (грязный); шершавый – … (гладкий).

4. И г р а «Наборщик».

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ,

Вышел МАГ и

вышел ГНОМ,А за ним и АГРОНОМ…

МОСТ построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху летчику видна

Вся родная СТОРОНА.

– Какие еще слова можно составить из букв слова «гастроном»? (Нос, сон, ром, тон, нога и т. д.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летелиИ на веточку присели,

Веточка качается –

Неплохо получается.

А. Пудваль

ХIII. Чтение слов (с. 62).

– С какой буквы необходимо писать имена людей?

– Какие еще слова всегда необходимо писать с заглавной буквы?

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова с мягким согласным звуком [г’] и слова с твердым звуком [г].

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «ё»,

«е», «и», «я», «ю».)

– Составьте звукобуквенные схемы слов «Гордей», «Георгий», «Агния», «Маргарита», «Ольга», используя дидактический материал – фишки.

ХIV. Чтение и анализ рассказа «Дом гнома».

Перед чтением текста учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически:

УЮТНАЯ, ГОСТИНАЯ, ГРЕЮТСЯ, СЛАГАЮТ ГИМНЫ, ДÓРОГ, ДОСУГ.

– Объясните значение данных слов.

Г о с т и н а я – комната для приема гостей.

Г и м н – торжественная песня.

Д о р о г – милый, близкий сердцу.

Д о с у г – свободное от работы время.

У ю т н ы й – обладающий уютом, то есть удобным порядком, обстановкой.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Где стоит дом гнома?

– Как зовут гнома?

– Кто построил дом гнома?– Как гном относится к своему жилищу?

– Что есть в его доме?

– Кто гостит у гнома Трудяги?

– Что делают друзья-гномы?

– Почему слова Трудяга и Неугомон пишутся с заглавной буквы?

– Какой характер у гнома Трудяги?

– Какой характер у гнома, которого зовут Неугомон?

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [г].

– Найдите слова с мягким звуком [г’].

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.

Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ХV. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном темпе.

– Прочитайте чистоговорку.

– Какие звуки чаще всего повторяются в этой чистоговорке? (Звуки [г], [г’].)

– Объясните значение слов «галдят», «голосят».

Г а л д я т – громко говорят, шумят, кричат.

Г о л о с я т – кричат очень громко, во весь голос.

ХVI. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Когда буква «г» обозначает твердый согласный звук [г], а когда мягкий звук [г’]? Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!