СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.

Просмотр содержимого документа
«Сохранение и укрепление здоровья учащихся»

Сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения и она сегодня уже имеет другое решение. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.


Что такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Это психолого-педагогические приёмы, методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Согласно существующим определениям образовательных технологий, технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижения педагогических целей.

1.Нормативно-правовая база учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения.

2.Направленность образовательного процесса в условиях педагогики здоровьясбережения.

Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог – медицинский работник — ученик).

Физкультурно–оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).

Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой).

3.Создание здоровьеформирующей образовательной среды.

-Кабинет здорового образа жизни, оборудованный комплексом, который обеспечивает возможность мониторинга здоровья.

-Школьный врач.

-Грамотный педагог.

4.Здоровье – как предмет здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровье → физическое, техническое, социальное, нравственное.

5.Критерии оценки здоровья.

Уровень работоспособности оценка наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание и т.д.

6.Учащиеся учреждения образования, как объект здоровьесберегающих образовательных технологий.

Основные элементы деятельности учащихся: взаимозависимость, взаимопомощь, индивидуальная ответственность, коммуникативность, совместная оценка.

7.Формы занятий

- с использованием профилактических методик;

- с применением функциональной музыки;

- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

- в виде реабилитационных мероприятий.

7.1. Урочные формы – индивидуальные и групповые.

7.2. Неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые, занятия (игры, соревнования, развлечения). Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

8.Средства здоровьесберегающих образовательных технологий.

Средства двигательной направленности: ходьба, бег, прыжки, танцевальные упражнения, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», лечебная физкультура.

Оздоровительные силы природы: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия.

Гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, режим дня, обучение детей элементарным приемам ЗОЖ.

9.Дидактический материал, наглядность, инвентарь здоровьесберегающих образовательных технологий.

По цели деятельности: тренировочный; познавательный; творческий.

По уровню: информативность; объем; абстрактность.


10. Методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий.

Методы: формальный, практический, групповой, игровой, соревновательный, ситуационный.

Таким образом, образовательная технология педагогики здоровьесбережения - это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог - учащийся», осуществляемых посредствам системного использования форм средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

Образовательные - направлены на формирование устойчевых мотивов воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, повышения функциональных возможностей ученика.

Воспитательные – направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.

Оздоровительные – направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышения, с помощью средств физической культуры, умственной работоспособности.

Прикладные – направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирования представлений ЗУНов необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время игр, физкультурных занятий, в природе, в быту.

В условиях здоровьесберегающих технологий меняется тип общения педагога с учащимся. Стиль общения педагога с учащимся влияет на состояние здоровья школьников. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от стиля общения учителя с классом и отдельным учеником меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ученика.

Различают следующие виды общения.

Императивный (авторитетный) стиль «Подход твердой руки» - этот стиль представляет собой требования неукоснительно следовать приказам, жесткий стиль.

Либерально-попустительский стиль – этот стиль представляет собой терпимость, слабость, снисходительность. Такой невлиятельный подход можно назвать подходом «руки прочь».

Демократический стиль – ставит учителя и учеников в позицию дружеского взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Именно демократический стиль близок по духу здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Помимо выбора стиля общения в своей работе педагог обязан пользоваться принципами здоровьесберегающих образовательных технологий.

- «Не навреди!» - важно дать максимальный объем знаний, но важно соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.

- Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

- Принципы систематичности и последовательности проявляются во взаимосвязи ЗУНов.

- Принципы постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка.

- Принципы индивидуализации и доступности.

- Принципы непрерывности выражают закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса.

- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (т.е. возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса).

- Принцип активности, системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу позволит сделать обучение увлекательными легким как для педагога, так и для учащегося.

- Принцип аксиологического подхода практикует тезис о том, что человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, среди которых основная категория – здоровье человека.

Анализ причин «школьных болезней» привел к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья.

Пути ее решения в устранении следующих трудностей:

-Организации творческой деятельности учащихся.

-Более строгого соблюдения санитарных норм: недостаточная освещенность классов, плохой воздух; неправильная форма и величина школьных столов; перегрузка учебными занятиями; излишняя компьютеризация.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное осуществление технологий здоровьесбережния.

1.Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

2.Количество видов учебной деятельности: виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. 

3.Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

4. Количество видов преподавания: виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

5.Чередование видов преподавания.

6.Наличие и место методов, способствующих активизации: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7.Место и длительность применения ТСО: умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

8.Поза учащегося, чередование позы: Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.

9.Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

10.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке: внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

11.Психологический климат на уроке: взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).

12.Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

13.Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности: момент наступления утомления и снижения учебной активности.

14.Темп окончания урока.

Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, сли мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы: 1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59 2.Безруких М.М., Сонькин В. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применение . – М.: ИВФ РАО. 2000 3.Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с.87 4.Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150. 5.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. 6.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с. 7.Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. – № 3. – С. 43–44. 8.Татарникова Л.Г. «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2009. –184 с. » 9.Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с. 10.Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!