Никишина Светлана Николаевна
Педагог-психолог ГБОУ «Инженерная школа»
объединяет содержательные характеристики
- образования как сферы социальной жизни
- среды как фактора образования
является подсистемой социокультурной среды
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (И.А. БАЕВА)
можно считать такую среду,
в которой большинство
участников имеют положительное
отношение к ней, высокий
уровень удовлетворенности
характеристиками среды
и защищенности от
психологического насилия
во взаимодействии
ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
- принцип опоры на развивающее образование и воспитание
- принцип психологической защиты личности
- принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
- Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы
УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие – профессиональная деформация;
угроза психическому здоровью
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!