СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохранение здоровья учащихся в контексте проблем духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, с которой я участвовала на научно-практической конференции по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Сохранение здоровья учащихся в контексте проблем духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы»

Сохранение здоровья учащихся

в контексте проблем

духовно-нравственного воспитания

на уроках русского языка и литературы


Имей сердце,

имей душу,

и будешь человек

во всякое время.

Д.И. Фонвизин


Духовное здоровье человека зависит от особенностей его мышления и чувствования, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми и самим собою, способностью правильно анализировать различные ситуации, адекватно реагировать на них и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учётом необходимости, возможности и желания.

Основой христианской духовности является Православие, более тысячи лет русские люди исповедают эту веру. Она определила их духовный облик, мораль, образ жизни. Она пронизала все стороны быта, семейных и общественных отношений, традиции и обычаи, повлияла на формирование национального характера. Православие определило рамки поведения человека: что он может и что не должен делать, провело грань между праведностью и грехом, добром и злом. Православие – на стороне правды, духовной и телесной чистоты.

Сила веры на протяжении веков не только вдохновляла человека на добрые дела, но и сдерживала от всего дурного. Это вовсе не означает, что верующие люди во всех ситуациях вели себя, как указывает вера. Всегда были люди добродетельные и греховные, герои и те, кто далеко не всегда выполнял требования общественной морали. Однако российская история (как, впрочем, и любая другая) совершенно ясно показала: человек без веры, не познаёт все радости бытия. С чем же это связано?

Согласно христианскому вероучению, все люди обладают не только телом и рассудком – у всех есть душа. Когда мы говорим о ней, то часто подразумеваем дух и сердце. Достаточно хорошо известно о физиологических функциях нашего сердца. Вместе с тем, научные свидетельства не могут опровергнуть того, что оно обладает духовными свойствами. Вполне вероятно, что душа пребывает в сердце человека. Она являет собой внутреннее измерение человеческого существования. Душа неразрывно связана с телом и разумом. Если всякому органу тела присуща особая функция, а её нарушение означает, что болен сам орган, то предназначение души, греховного сердца, - в том, чтобы познать своего Творца, возлюбить его и стремиться приблизиться к Нему. Если сердце отказывается от своего предназначения, то из этого следует, что его поразил недуг. Из священных книг, из творений святых отцов, из художественных произведений известно, что не только глаза могут утратить способность видеть, - ослепнуть может также и сердце человека.

Как для человеческого организма сердце является одним из центральных органов, принимающим кровь со всего тела, очищающим её через лёгкие и рассылающим её, обновлённую, по всему организму для питания и роста, так и для духовного существа человека, его души, сердце является не просто средоточием чувств, переживаний, настроений, а также центром, проходя через который эти переживания, настроения, чувства изменяются, приобретают определённую «окрашенность», светлеют или, напротив, омрачаются, темнеют – в зависимости от «силы сердца в любви», этого высшего, самого глубокого и напряжённого сокровенного человеческого чувства.

Кроме того, сердце правит всеми чувствами и волей.

Именно сердце различает добро и зло, являясь «седалищем» совести. «Человек склонен…к добру и злу, - пишет Э. Фромм. – Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать… Однако если сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».

Святоотеческая традиция учит оценивать по состоянию сердца внутреннее состояние человека, что находит подтверждение в большом количестве определений сердечных состояний, имеющихся в русском языке: «доброе, чуткое, отзывчивое, мягкое, тёплое, любвеобильное сердце», «чёрствое, холодное, жестокое сердце», «чистое, простое, верное сердце», «сердце болит, ноет, жжёт, жалеет, радуется», «сердце не камень», «камень на сердце», «сердце сердцу весть подаёт», «сердце кровью обливается», «отдать своё сердце», «принять близко к сердцу», «с замиранием сердца», «от полноты сердца» и т. д.

Потребность сердца в любви может быть так велика, что это чувство охватывает всё существо человека, подчиняет себе его мысли, чувства и желания.

Являясь самым сильным чувством из чувств по своему определению, любовь, как внутренний источник света, изнутри освещает и преображает всего человека. Любовь является одной из высших способностей человека, функций его сердца, его души, той силой, которая позволяет ему из образа Божия стать Его подобием.

Характер этого чувства, его крайние проявления, интенсивность и продолжительность, невозможность хоть в какой-то степени управлять им с помощью разума, свидетельствуют о его «сверхчеловеческом», Божественном происхождении. Поэтому задача воспитания заключается в том, чтобы указать сердцу ребёнку предмет, достойный его любви.

Сердце предназначено не только для чувствований. Философы и учёные его считают главным органом мысли. «Мы познаём в той мере, в какой мы любим», - свидетельствует блаженный Августин. «Любовь» («сердце»), - пишет Паскаль, - прокладывает дорогу разуму к вещам и людям».

Всё сказанное свидетельствует о том, что главная задача духовно-нравственного воспитания – научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажжённое огнём Божественной любви, будет воздействовать на все душевные и физические силы ребёнка и устремит их на истинно доброе и прекрасное.

Жить на земле – это строить свою жизнь на основах человеколюбия. Как это сделать – подскажут многие книги, с которыми предстоит познакомиться нашим ребятам.

«Не хлебом единым…», «Возлюби прежде всего…» … Цель таких уроков-прологов – приобщить учащихся к древнейшему источнику

мудрости – Евангелию, побудить их задуматься над общечеловеческими ценностями, примерить их на себя, так как человеку для жизни нужны не только хлеб и молоко, мясо и сладости, но и что-то более существенное, необходимое не только для настоящего, но и для будущего, нужное как в молодости, так и в старости. Нас всех волнуют проблемы духовности нашего общества. Вера – источник милосердия. Каждому озлобенному, смятенному по каким-то причинам человеку хочется света, добра и участия. Вера – источник любви. В обществе нашем нет ни одного озлобленного верующего человека. Лица верующих излучают добро и свет.

Вера является также залогом семейного счастья. Самым извечным, самым существенным в духовном воспитании детей всегда была, есть и будет – семья. Семья формирует душевную жизнь человека, это то лоно, из которого он выходит. «Мы должны в самом полном смысле этого слова принять святоотеческое выражение «Семья – малая Церковь», - это то, в чём осуществляется наша жизнь под Богом, с участием Бога в нашей жизни» (С.С. Куломзина, известный православный педагог). Нет ничего сильнее, древнее, всеобъемлющее, чем влияние семьи на развитие человека. По мнению великого русского писателя Л.Н. Толстого, многие черты будущей личности закладываются уже в семье, поэтому в романе «Война и мир» он так много внимания уделяет изображению семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Семью Ростовых Толстой рисует с большой симпатией. Ему по душе их тяготение к русскому народу, презрение к хищническому и карьеризму. Все лучшие черты этой семьи воплотились в Наташе Ростовой. Богатство её натуры проявляется в способности понять, прийти на помощь. Наташа - человек чуткий, обладает тонкой интуицией. Она живёт не умом, а сердцем, и это помогает ей обрести глубокие духовные связи с миром. К обретению гармонии с миром стремятся все любимые герои Толстого. Но если Наташа достигает это естественно, благодаря полноте натуры, то князь Андрей и Пьер проходят через целый ряд серьёзных испытаний и разочарований.

Ни один человек на земле не застрахован от ошибок и соблазнов, но и здесь вера приходит на помощь. Он указывает человеку, совершившему трагическую ошибку, путь к покаянию. Ничто, кроме покаяния, не освободит нашу душу от тяжести и страданий за роковые ошибки.

Андрей Болконский после Бородинского сражения и смертельного ранения поднимается до понимания смысла христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которую я не понимал; … вот оно то, что ещё оставалось во мне, ежели я был жив…»

Общение с Платоном Каратаевым научило Пьера ценить простоту и естественность народной жизни. Простота есть покорность Богу; от него не уйдёшь. Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соединить в душе своей значение всего», и это помогает ему обрести гармонию с миром. Духовная красота, чувство гармонии с миром являются результатами постоянного внутреннего развития этих людей. Автор стремится показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести «сам психический процесс» их нравственного совершенствования.

Мы, желающие быть воспитателями молодёжи, должны найти нужные слова, чтобы говорить подросткам о смысле любви, брака, верности, семьи. Воспитатель не должен только осуждать, только критиковать молодёжь. Нужно уметь найти в их спутанных, сумбурных понятиях о любви, о смысле жизни, о преданности, об ответственности, что в их понятиях есть искреннего, правдивого. Мы слышали, что есть математический закон, по которому если противопоставить одной отрицательной величине другую отрицательную величину, то это не уменьшит, а увеличит первую отрицательную величину. И мне кажется, что это один из самых основных законов христианства: ударившему тебя не отвечай ударом.

Кто не вредит и не обидит,

И злом не воздаёт за зло:

Сыны сынов своих увидит

И в жизни всякое добро… (Г.Р. Державин)

Когда Господь жил на земле, среди людей, среди кого Он нашёл больше признания, больше любви, больше покаяния? Ведь не среди праведников своего времени, не среди строго следовавших закону, а именно среди грешников, распутников. И кто знает, кто скорее услышит зов Божий – наши беспутные, распущенные дети или самые благочестивые их судьи? Мы, воспитатели молодёжи, должны в первую очередь помнить слова Апостола о любви: «…долготерпеть, милосердствовать, не превозноситься, не гордиться… не мыслить зла… не радоваться неправде, а сорадоваться истине, всё покрывать, всему верить, всего надеяться, всё переносить…»

Эти слова мы должны прилагать именно ко всем трудным и нам часто не понятным настроениям нашей молодёжи, молодых родителей нашего времени, детей.

И нравственная цель наших уроков литературы – это создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретение духа. Эти цели могут быть достигнуты следующими путями:

1. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над поставленными автором проблемами, для этого создаём проблемные ситуации, содержанием которых является противоречие. Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверка гипотез. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием нового знания.

2. Используем разнообразные формы организации учебной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальую.

3. Обсуждаем вместе с учащимися выдвинутую гипотезу, принимаем участие в творческой деятельности, представляем свои работы учащимся (сочинения, рассказы…), учим ставить для себя учебные задачи, предлагаем учащимся конкретные вопросы, а они, пытаясь на них ответить, выясняют, что знают, что ещё не знают по данной теме.

Как познать себя и мир через слово писателя? Как найти истину текста? Как ощутить дух текста, как приблизиться к тому состоянию, которое ожидает от нас писатель?

Обратимся к творчеству М.Ф. Достоевского. Он сказал: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Гордость по Достоевскому, -грех, сознательного отделения личности от массы и, следовательно, от Бога. Гордый человек – неверующий человек, отсутствие Бога, пустота безверия в его душе порождает в нём болезненную тоску и желание заполнить эту пустоту хоть чем-то – хоть вещью, хоть идеей, как Родион Раскольников (роман «Преступление и наказание»). Свидригайлов, например, хотел бы заполнить пустоту, как он выражался, став «помещиком», «отцом», «журналистом»…

Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идёт другой дорогой. Она смиряется и страдает. Её жизнь строится по заповедям Божьим. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой. Ради спасения других идёт на унижение и позор. Только вера в бога даёт ей силы. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову. Религиозность Сони влияет на него, и он просит её прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения ждёт Раскольников от Сони…

На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «…всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте – а в любви, смирении – в вере!

Таким образом, духовное здоровье столь же (если не в большей степени) важно, чем здоровье физическое. Если полноценная жизнь и достижения в этом мире зависят от физического и психического здоровья личности, то духовное здоровье, по свидетельству святых отцов, к авторитету которых мы не можем не прибегнуть, определяет успех и спасение как в этом мире, так и в мире грядущем.