СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сохраним лес от пожара»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический природоохранный проект, направленный на сохранение леса от пожара.

Просмотр содержимого документа
««Сохраним лес от пожара»»



.

.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вислая Поляна

Тербунского муниципального района

Липецкой области


Детское объединение « Юный эколог»


Практический природоохранный проект:

«Сохраним лес от пожара»





Автор работы:

Переселкова Наталья Владимировна,

8 класс

Руководитель работы:

Бурцева Галина Ивановна,

учитель биологии

МБОУ СОШ с. Вислая Поляна









2014 год



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

1. Этапы и механизмы реализации проекта ……………………………………3

1.1 Изучение специальной литературы и определение содержания, форм и методов организации работы……………………………………………3

1.2 Анкетирование учащихся и соцопрос жителей села…………………………………………………………………………………3

1.3. Лекторий для учащихся « Сохраним лес от пожара»……………….4

1.4.Практическая деятельность по предупреждению пожароопасной ситуации…………………………………………………………………………...4


2. Результаты реализации проекта ………………………………………………4

3. Практическая значимость ……………………………………………………..7

Список литературы ……………………………………………………………….7

Список приложений

Приложение 1………………………………………………………………8

Приложение 2………………………………………………………………9

Приложение3……………………………………………………………...13

Приложения 4,5…………………………………………………………..14






























Введение

Лес – богатство природы, значение которого трудно переоценить. При относительной стабильности огромных лесных площадей России наибольший вред их состоянию приносят пожары. По данным Всемирного центра мониторинга пожаров, основанных на снимках из космоса, в России к середине августа 2010 года сгорело 10-12 млн га территории. Огромный вред нанесли пожары лесным ресурсам и Липецкой области. Избежать резкого увеличения природных пожаров при столь продолжительной и сильной засухе в 2010 году было невозможно, но можно было во много раз сократить ущерб от огня, избежать гибели людей и уничтожения поселков.

И в последующие годы на территории Липецкой области , из-за высоких температур в весенний – летний период , есть угроза гибели лесной растительности от пожаров.

В большинстве случаев возгорание происходит по вине человека, из- за неосторожного обращения с огнем. Мы не могли остаться равнодушными к проблеме лесных пожаров в регионе, задумались, что можем сделать мы для их предотвращения. Реализация проекта поможет привлечь к поднятой проблеме школьников и взрослое население, способствует воспитанию экологически грамотных молодых людей, поможет в формировании активной жизненной позиции детей и подростков.

Цель проекта: формирование активной личностной позиции учащихся и взрослого населения к проблеме защиты лесов от пожаров и сохранения природных богатств России.

Задачи :

1.Формирование представления о роли экологии в организации рационального использования лесных ресурсов лесов и преобразований природы.

2.Знакомство школьников с природоохранным законодательством страны и формирование личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.

3.Воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе.

4.Организация природоохранных акций по сохранению лесных насаждений.

1.Этапы и механизмы реализации проекта.

1.1 Изучение специальной литературы и определение содержания, форм и методов организации работы.

Для выяснения значимости и актуальности темы изучить специальную литературу о природных пожарах, определить формы и методы работы по проведению просветительской работы и практической деятельности по снижению пожароопасной ситуации лесных насаждении на территории села.

1.2. Анкетирование учащихся и соцопрос жителей села

Для выяснения отношения к проблеме лесных пожаров школьников и взрослого населения проводится социологический опрос по анкетам -опросникам. При соцопросе используется прямой опрос. Вопросы анкеты по содержанию подразделены на закрытого типа, когда все ответы заранее предусмотрены и открытого типа, со свободным ответом. (Приложение №1).Анкетирование проводят учащиеся школы. Проводится анализ результатов.

1.3. Лекторий для учащихся « Сохраним лес от пожара»

С целью воспитания экологической культуры и бережного отношения к природе, формированию личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды организуется работа школьного лектория. Группа учащихся изучает литературу, готовит материал, который используется при проведении классных часов в течении учебного года . (Приложение№2)

1.4. Практическая деятельность по предупреждению пожароопасной ситуации.

С целью предупреждения пожароопасной ситуации и привлечения учащихся к практическим делам по улучшению экологического благополучия в населенном пункте организуется работа детского объединения « Юный эколог» , созданного на базе школы среди учащихся 5-8 классов. Члены отряда исследуют территорию населенного пункта и составляют план по проведению практических природоохранных мероприятий.



2. Результаты реализации проекта

1.1. Инициативная группа учащихся школы, члены детского объединения «Юный эколог» изучили специальную литературу по природным пожарам, разработали план мероприятий по теме «Сохраним лес от пожара»

План – график мероприятий

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответсвенный за выполнение

1

Анкетирование учащихся и соцопрос жителей села

Февраль- март

Руководитель проекта

2

Проведение массовых воспитательных мероприятий по плану ОУ

В течение года

Замдиректора по УВР

3

Лекторий для учащихся

« Сохраним лес от пожара»

В течение года

Руководитель проекта, классные руководители 1-11 классов

4

Проведение акции

« Сберечь лес от - огня!»

Апрель- октябрь

Руководитель проекта, администрация школы

5

Подведение итогов

октябрь

Руководитель проекта


1.3.Участники детского объединения «Юный эколог» провели анкетирование учащихся и социологический опрос взрослого населения села Вислая Поляна Тербунского района в период с 14.03 2014 г. по 30.03.2014 г. Всего было опрошено 100 человек.

В опросный лист первой анкеты были включены вопросы, позволившие оценить отношение населения к лесам родного края.

На вопрос «Как часто вы бываете в лесах Липецкой области?» были получены следующие результаты:

- постоянно -18%;

- в среднем раз в неделю в течение всего года- 25%;

- в среднем раз в неделю в течение лета, в остальное время реже – 36%;

- постоянно в период отпуска, в остальное время значительно реже- 10 %;

- несколько раз в году – 5 %;

- бываю изредка- 2%;

- не бываю вовсе – 4%

По результатам опроса видно, что для 79 % жителей села, выбравших первые три варианта ответа , лес имеет большое значение в жизни.

На вопрос «Какие экологические проблемы вы считаете наиболее важными ?» ответы распределились следующим образом:

- засорение лесов бытовым мусором – 20 %;

- стихийные свалки – 10%; - повреждение и гибель лесов в результате пожара – 45 %;

- бесконтрольные самовольные рубки деревьев на хозяйственные нужды – 3%;

- неудовлетворительные работы по восстановлению лесов после рубок – 1%;

- слишком интенсивное неконтролируемое воздействие туристов, охотников, грибников, ягодников – 6%;

- рубки леса по берегам реки, ручьев и водоохранных зон – 5%.

По значимости проблема пожаров лесов стоит на первом месте. Так считает большинство населения, независимо от возрастной категории.

В опросный лист второй анкеты были включены вопросы, позволившие оценить , степень личного участия в сохранении лесов, степень осведомленности о возможных действиях во время пожара.

На вопрос «Как можно потушить небольшой лесной пожар своими силами?» ответы распределились следующим образом:

- знаю – 68%;

- не знаю – 32%.


На вопрос «Вы увидели пожар в лесу. Ваши действия?»

- сообщу главе администрации- 85 %;

- не мое дело – 5%,

- сам потушу - 10 %


На вопрос « Вы увидели, что кто- то поджигает траву. Ваши действия?»

- пройду мимо- 20%;

-сделаю замечание-70%;

-потушу сам-10%.


На вопрос «Вы увидели, что кто-то бросил окурок. Ваши действия?»

- пройду мимо -65 %;

- сделаю замечание-10%;

- сделаю замечание и добьюсь чтобы злоумышленник затушил окурок-3%;

- поступлю как-то иначе. - 22%

На вопрос « Что вы можете сделать для сохранения лесов?»

- посадка деревьев – 36%;

- осторожно обращаться с огнем в лесу – 41%;

- свой вариант ответа – 23%

Результаты опроса показали, что большая часть населения осведомлена о возможных действиях во время пожара.

1.3. Для повышения экологического воспитания и культуры обращения с огнем работал лекторий для учащихся « Сохраним лес от пожара». В течении года проведены беседы, классные часы, викторины

Название мероприятия

Форма проведения

Класс

Правила поведения в природе

Классный час

1-4

Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними

Классный час

5-7

Меры предосторожности при разведении костра в лесу

Беседа

5-7

Защитим лес от пожара

Викторина

6-8

Лесные пожары и их отрицательное влияние на жизнь леса

Диспут

9-11

Правила тушения небольшого лесного пожара своими силами

Классный час

9-11


1.4. В нашей школе действует детское объединение «Юный эколог», по инициативе которого была проведена акция « Сберечь лес от огня». Первый этап проведения акции: в местах наибольшего скопления жителей ( магазин, администрация сельского поселения, медицинский пункт) разместили листовки, призывающие сберечь лес от огня. ( Приложение №3) На втором этапе проведена очистка лесополосы от бытового мусора( фото 1,2 приложение №4 ), очистка школьной территории от прошлогодней сухой травы, ( фото 3,4,приложение №4 ), благоустройство парка села Вислая Поляна(фото 5,приложение №4 ) . На третьем этапе - стали активными участниками во – Всероссийском экологическом субботнике -“Зеленая Россия” (фото 6,7 приложение №4), на 4 этапе- провели экскурсию в парк села по теме « Значение растений в жизни человека» ( фото 8. Приложение 5)

3.Практическая значимость.

Учащиеся нашей школы вместе с учителем биологии Бурцевой Г.И., замдиректора по УВР, классными руководителями, провели большую теоретическую и практическую работу по реализации этапов проекта. Было проведено большое количество классных часов, викторин, конкурсов, бесед. Разместили в людных местах листовки по сохранению лесных насаждений. Мы попытались провести анализ результатов анкетирования учащихся и населения, что ляжет в основу при планировании просветительской работы по повышению экологической культуры населения. Проведена очистка лесополосы и прилегающей территории к асфальту, протяженностью 4 км, от бытового мусора, убрали территорию, прилегающей к школе, приняли участие в благоустройстве сельского парка. Приняли участие во – Всероссийском экологическом субботнике -“Зеленая Россия”, который проходил 30 августа 2014 года.

За период 2014 года на территории не было отмечено случаев возгорания лесополос, лесных массивов.

При подведении итогов работы над проектом обсудили положительные и отрицательные моменты этапов работы над проектом, оценили работу воспитанников детского объединения « Юный эколог».

Собранный материал по природным пожаром используется для пополнения методической копилки кабинета биологии.

Список литературы


1. И.Н. Балбышев, «Из жизни леса» С-П.: Лениздат, 1990

2.Н.А. Воронков «Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие; М.:Рандуву –АМ, Агар, 1999

3. В.С. Варламов, М.Ф. Грин «Общий обзор» М.: Мысль, 1992

4. Д.М. Гиряев Д.М. Как уберечь лес от огня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1989. — 283 с.

5. Ю.В. Новиков, «Экология, окружающая среда и человек» , М.: Юнити, 1998

6. Ю.В.Новиков, «Природа и человек» М.: Просвещение, 1991

7. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под общей редакцией С.К.Шойгу; Москва, 2004

8. Ян Еник «Иллюстрированная энциклопедия лесов», Прага: Артия, 1997






Приложение №1

Анкета №1

«Отношение населения к лесам родного края»

1.Как часто вы бываете в лесах Липецкой области?

а) постоянно ;

б) в среднем раз в неделю в течение всего года;

в) в среднем раз в неделю в течение лета, в остальное время реже ;

г) постоянно в период отпуска, в остальное время значительно реже;

д) несколько раз в году ;

е) бываю изредка;

з) не бываю вовсе


2. Какие экологические проблемы вы считаете наиболее важными ?

а) засорение лесов бытовым мусором ;

б) стихийные свалки;

в) повреждение и гибель лесов в результате пожара ;

г) бесконтрольные самовольные рубки деревьев на хозяйственные нужды;

д) неудовлетворительные работы по восстановлению лесов после рубок;

з) слишком интенсивное неконтролируемое воздействие туристов, охотников, грибников, ягодников ;

ж) рубки леса по берегам реки, ручьев и водоохранных зон




Анкета №2

«Степень личного участия в сохранении лесов, степень осведомленности о возможных действиях во время пожара»

1.Как можно потушить небольшой лесной пожар своими силами?

а) знаю ;

б) не знаю


2. Вы увидели пожар в лесу. Ваши действия?

а) сообщу главе администрации;

б) не мое дело;

в) сам потушу


3. Вы увидели, что кто- то поджигает траву. Ваши действия?

а) пройду мимо;

б) сделаю замечание;

в) потушу сам


4. Вы увидели, что кто-то бросил окурок. Ваши действия?

а) пройду мимо;

б) сделаю замечание;

в) сделаю замечание и добьюсь чтобы злоумышленник затушил окурок;


г) поступлю как-то иначе

5. Что вы можете сделать для сохранения лесов?

а) посадка деревьев;

б) осторожно обращаться с огнем в лесу;

в) свой вариант ответа



Анкетирование учащихся : «Отношение населения к лесам родного края».





Приложение №2

26 августа в большом зале областной администрации в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Липецкой области

О предварительных итогах прохождения пожароопасного периода 2014 года доложил заместитель начальника ГУ МЧС России по Липецкой области А.В. Махортых.


Для предотвращения лесных пожаров с 08.06.2014 на территории Липецкой области был введен особый противопожарный режим, а в ГУ МЧС России по Липецкой области создан штаб по контролю за пожароопасной обстановкой.


За ситуацией с пожарами в лесах наблюдали 2679 оперативных групп. В ходе мониторинга пожарной обстановки было проведено 50 авиаразведок.


Все эти мероприятия позволили не допустить на территории региона в пожароопасный период 2014 года возникновения природных пожаров.


По словам начальника ГУ МЧС России по Липецкой области М.В. Салфетникова, в ЦФО всего три таких субъекта в этом году, в которых удалось избежать лесных пожаров.


- Год сложный, непростой, он ничем не легче 2010 года по складывающейся лесопожарной обстановке, но предварительные итоги у нас таковы.


Стоит отметить, что в нашем регионе создан один из лучших в России лесопожарных центров. В круглосуточном режиме функционируют 40 отдельных пожарно-спасательных постов, которые оснащены всем необходимым оборудованием и обеспечивают полное прикрытие региона от пожаров.

Викторина « Защитим лес от пожара»

Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)

Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного пребывания? (Костер.)

Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния, костер, торф, осколок.)

Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)

Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)

Быстро ли горит торф? (Нет.)

Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой, почвенный.)

Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)

Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)

Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)

По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)

Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)

Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)

Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)

Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)

Номер телефона пожарной службы. (01)



Правила разведения костра


Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;

Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;

Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;

Снять дерн, выложить его по краям;

Для растопки собирать сухие веточки, бересту;

Использовать для костра поваленные деревья;

Покидая привал – затушите костер. Залейте водой, засыпьте землей. Удостоверьтесь, что он действительно потух!



Запрещается

1. Бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки.

2. Разводить костер в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со скалами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур.

3. Оставлять в лесу самовозрогаемый материал: ветошь и тряпки, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность.

4. Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями.

5. Поджигать камыш.

6. Разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра.

7. Оставлять костер горящим после его стоянки.


Виды лесных пожаров и меры борьбы с ними

Классификация лесных пожаров

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные.

По интенсивности лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, сильного - свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний - до 100 м/мин, а сильный - свыше 100 м/мин.

Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего - 1,5 м, сильного - свыше 1,5 м.

Слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним - 25-50 см, сильным - более 50 см.

Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки, наличия сил и средств пожаротушения и намеченных приемов тушения.

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

захлестывание огня по кромке пожара ветками;

засыпка кромки пожара грунтом;

прокладка на пути распространения пожара заградительных и минерализованных полос (канав);

Если очаг возгорания маленький.

В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Выйдя из зоны пожара.

Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки сообщить о бедствии. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения (даже если этой причиной были вы сами).
















Приложение №3







Сберечь лес от огня!


Лес - источник жизни. Пользуйтесь его дарами разумно! Платите бережным отношением за то, что он нам дает.


Помните: самый опасный враг леса – огонь!

Знайте: при посещении леса в пожароопасный сезон - запрещается:

- разведение костров в населенных пунктах, лесных массивах;

- сжигание сухой травы и пожнивных остатков на полях;

- бросать горящие спички и окурки;

- уходить от костра, не потушив его до полного прекращения тления.

Заметив начинающий пожар, примите меры по его тушению. Самый простой и доступный метод тушения – захлестывание пламени на кромке пожара зелеными ветками.

Сообщите о пожаре в лесхоз, местные органы власти или по телефону – 02


ЛЕС ЖДЕТ ВАШЕЙ ПОМОЩИ!

Детское объединение « Юный эколог»

МБОУ СОШ с.Вислая Поляна















Приложение №4


Фото1,2. Очистка лесополосы от бытового мусора

Фото 3,4.Очистка школьной территории от сухой травы

Фото 5.Благоустройство парка села Вислая Поляна

Фото 6,7 . Участие во Всероссийском экологическом субботнике -“Зеленая Россия” -2014


Приложение 5


Фото 8.Экскурсия в парк села « Значение растений в жизни человека»