СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сохраним первоцветы!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данному уроку предшествовала большая подготовка. Дети готовили фотографии, стихи, загадки, краткие сообщения, легенды о раннецветущих растениях, Памятки друга природы. Проведённая экскурсия дала возможность детям полюбоваться первоцветами, произрастающими на территории, прилегающей к поселку Троицко-Харцызск.  Заранее разработали план составления проекта:

1. Сведения о растении (фотография, название, место произрастания); 2. Искусство о растении (стихи, картины, музыкальные произведения); 3.   Значение растения для человека, отношение человека к первоцвету.

Проекты оказались интересными, разнообразными. Во многих работах были представлены не только сведения о растении, но и загадки, стихи, легенды. Проекты были очень ценны тем, что вместе с детьми работали их родители. Они вместе с детьми восхищались красками природы, простотой названий растений. Чтобы материал был полностью освещён, дети решили провести игру-путешествие.

Просмотр содержимого документа
«"Сохраним первоцветы!"»

Республиканская природоохранная акция

«Зелёный патруль республики»

Операция «Жизнь первоцветам»









«Сохраним первоцветы»

(урок-презентация проекта)



Подготовила

учитель начальных классов

Троицко-Харцызской ОШ № 18

города Харцызска

Исакова Наталья Дмитриевна

Тел: 0509530015























Данному уроку предшествовала большая подготовка. Дети готовили фотографии, стихи, загадки, краткие сообщения, легенды о раннецветущих растениях, Памятки друга природы. Проведённая экскурсия дала возможность детям полюбоваться первоцветами, произрастающими на территории, прилегающей к поселку Троицко-Харцызск. Изучению первоцветов на уроках отведено очень мало времени. Было решено изучить эту тему на занятиях кружка «Зелёная планета», а на уроке представить готовые проекты. Заранее разработали план составления проекта:

1. Сведения о растении (фотография, название, место произрастания);
2. Искусство о растении (стихи, картины, музыкальные произведения);
3. Значение растения для человека, отношение человека к первоцвету.

Проекты оказались интересными, разнообразными. Во многих работах были представлены не только сведения о растении, но и загадки, стихи, легенды. Проекты были очень ценны тем, что вместе с детьми работали их родители. Они вместе с детьми восхищались красками природы, простотой названий растений. Чтобы материал был полностью освещён, дети решили провести игру-путешествие.

Цель и задачи: 
• познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории нашего края;
• формировать навыки работы с дополнительной литературой;
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).

Оборудование: фотографии, рисунки, презентация.

Место проведения: класс.

Оформление: 
• гербарные экземпляры ;
• выставка рисунков, плакатов, фотографий.





Ход мероприятия

Учитель:

Есть просто храм, есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

С. Смирнов

1.Информаия о первоцветах.

Учитель:

- Ещё холодно. Кое-где ещё лежит снег. Но то там, то тут зажигаются жёлтые огоньки  первоцветов, смотрят голубые глазки раннецветущих растений. Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветами. Вот о них и поговорим мы сегодня на нашем занятии, вспомним о растениях, которые видели на экскурсии, расскажем о первоцветах нашего края. Наше путешествие начинается.

(Звучит фонограмма Э.Грига «Весной»).

Ученик.

Весной в природе происходят изменения. Световой день удлиняется, становится заметно теплее. За счёт чего? За счёт того, что солнце щедрее льёт свои лучи на землю.

Растения весной просыпаются. Весеннее солнышко не даёт им спать, и они начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.


Ученик.

Известно, что у каждого вида цветов своё время цветения. Кому-то нравится жаркое, нарядное лето, кому-то мила осенняя пора, а есть такие «храбрые» цветы, которым не страшна холодная погода, к таким цветам относятся первоцветы. Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда, когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить.

Если приглядеться к первоцветам, этим смелым цветам, небоящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко на их стороне.


Ученик.

В третьей декаде марта и первой декаде апреля у самой земли, там, где ещё лежит снег, появляются первые раннецветущие растения, так называемые первоцветы. Это пролески, хохлатки, медуницы, ветреницы, первоцвет весенний и другие. В прозрачном лесу просторно и светло, ничто не мешает солнцу освещать и обогревать раннецветущие растения. Они используют прошлогодний запас питательных веществ, накопленный в корневищах, клубнях и луковицах для своего развития. Они появляются на свет, когда ещё лежит снег, и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю они уже цветут. А ещё через неделю у них появляются первые плоды и семена.


Ученик.

Первоцветами называют растения, у которых период массового цветения приходится на раннюю весну. Раннее появление первоцветов в лесу объясняется тем, что в начале весны, как правило, листьев на деревьях нет, и травянистые первоцветы получают достаточное количество солнечного света, а также после схода снега земля насыщена влагой.


Ученик.

Большинство первоцветов занесено в Красную книгу. Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом месте появились новые, крепкие, красивые цветы. Надо приложить все усилия, чтобы эта красота осталась и радовала не только нас, но и будущие поколения.

(Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского)






  1. Приходит весна, оживает всё вдруг.

  2. И небо становится синим и чистым.

  3. Цветы поднимают головки вокруг,

  4. Согретые солнышком тёплым лучистым.

  5. Цветы эти первые после зимы

  6. Нас радуют запахом и красотою.

  7. Они нас так любят! А любим их мы?

  8. Окружим вниманием и добротою?

  9. Короток их век, но зато как прекрасен!

  10. Их долг в этой жизни совсем не напрасен.

  11. Собой украшая холмы и леса,

  12. Они во всём мире творят чудеса!

  13. Не рвите! А просто любуйтесь цветами.

  14. Позвольте немного пожить рядом с нами.

  15. Пусть пчёлы попьют первый вкусный нектар

  16. И мёд принесут с благодарностью в дар.

  17. Пусть солнышко радостно им улыбнётся

  18. И спросит: «Ну как вам, цветочки, живётся?»

  19. Они дружно скажут: «Как здесь хорошо!»

  20. Что может на свете быть лучше ещё.

  21. Друзья, первоцветы весной берегите!

  22. И дома полянку из них посадите.

  23. И вас после долгой холодной зимы

  24. Обрадуют спутники ранней весны.

  25. Кому-то дано триста лет зеленеть.

  26. Кому-то лишь день, а кому-то неделю.

  27. Кому-то молчать. Птицам весело петь.

  28. И жить: тем в норе, а тем где-то на ели.

  29. Цветочек, букашка, всё-всё, что вокруг,

  30. Имеет такое же право, мой друг,

  31. На нашей планете Земле проживать.

  32. Ты знаешь об этом! Не можешь не знать!

  1. «Парад первоцветов»

  1. (Дети рассказывают о раннецветущих растениях и их лечебных свойствах, защищают свои проекты, сообщают сведения о растениях, показывают фотографии первоцветов.)

  2.   (Звучит фонограмма «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского).

  3. Подснежник. Растёт по опушкам широколиственных лесов. Цветёт в феврале-марте. Каждая цветочная стрелка несёт на верхушке один поникающий цветок белого цвета. Раньше считался эмблемой надежды. Русский народ воспринимал цветы, появляющиеся среди снега как чудо. Своё восхищение подснежником выразил русский композитор П.И.Чайковский в своём произведении «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

  4. Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами и вечерами, а медуница не боится низкой температуры. Листья её шершавые, покрытые мелкими волосками. Между волосками воздух, который спасает растение от холода. Медуница получила своё название потому, что в её цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Цветки фиолетовые и синие, голубые и розовые, красные и сиреневые. За это медуницу иногда называют «цветок-букетик», «цветок-светофор». Цветки быстро вянут и не годятся для букета. Это растение имеет ещё одно название «лёгочница». Издавна её применяли для избавления от простуды. Молодые листья содержат витамин С. В Англии медуницу разводят на специальных плантациях для приготовления салатов.

  5. Мать-и-мачеха. Имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. Она зацветает до появления листьев, совсем не боится заморозков. Листья появляются в мае: широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зелёные, блестящие, а с изнанки беловатые, пушистые, мягкие. Название переводится как «действующее от кашля». С давних пор отвар листьев мать-и-мачехи применяли от простуды.

  6. Шафран - многолетнее травянистое растение. Произрастает на холмах с солнечной стороны. Цветёт в марте. Листья у шафрана узколинейные. Цветок одиночный, бледно-лиловый с фиолетовыми прожилками. В Древнем Риме высоко ценили это растение как ароматизирующее средство. Шафран используют как окрашивающее средство для тканей. Сейчас это растение употребляется в качестве пряности, а также для подкрашивания пищевых продуктов.

  7. Пролеска - небольшое лесное растение. Латинское название «сцилла», что в переводе означает "морской лук", наверное, потому что цвет его напоминает синеву моря. Каждый стебелёк несёт всего 2-3 васильково-синих цветка. Листья узкие, слегка желобчатые. Они поднимаются вверх прямо от основания стебля. Пролеска очень рано зацветает, быстро отцветает, образуя плоды-коробочки. Зрелые семена пролески растаскивают муравьи. К началу лета растение желтеет и засыхает. Остаётся живой только небольшая луковица.

  8. Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветёт в марте-апреле . Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собранные в кисть. Имеет приятный запах и богат нектаром. Растение очень хрупкое. Отцветает хохлатка очень быстро. Вместо цветков появляются стрючковидные плоды с чёрными блестящими семенами, которые распространяются муравьями. Растение лекарственное.

  9. Фиалка встречается в лесах и парках. Цветёт в марте-апреле. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков. В сырую погоду цветоножка сгибается, и цветок прячется под листом. Листья имеют округлую форму. Из пахучих лепестков добывают эфирное масло. В Сицилии фиалку изображали на монетах. Этим цветком восхищались Шекспир, Шелли, Гёте, Блок, Тютчев. Фиалку называют лесной феей за её нежный запах.

  10. Мышиный гиацинт. Встречается на лугах. Цветёт в апреле. Листья у растения узколинейные, цветок овально-кувшинчатый с отогнутыми белыми зубчиками, имеет светло-синий, голубой иногда белый цвет. Корень – луковица.

  11. Ландыш. Травянистое лекарственное многолетнее растение. Имеет широкие прикорневые листья. Цветки белые, собраны в одностороннюю редкую кисть, имеют тонкий аромат. Растёт в лесах Ставропольского края, Грузии, Закавказья, в поймах реки Кумы. Сокращающийся вид из-за бесконтрольного использования – сбор на букеты. Ландыш собирали в букеты в течении многих лет вместе с побегами и листьями, которые потом выбрасывали. В результате ландыш теперь стал редким растением.

  12. Первоцвет. Зацветает позже всех в мае. Цветы собраны в зонтиковые соцветия, состоящие из двух, семи ярко-жёлтых цветков, похожих на связки ключей, расположенных на вершине тонкого стебля. «Ключ-цветок», «Небесные ключики», так зовут его в Германии.. Реликтовый, исчезающий вид. Известен своими целебными свойствами. Древние греки называли его цветком двенадцати богов. Он может исцелять от многих болезней. Листья содержат большое количество витамина С. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты.

  13. Сон-трава, прострел – многолетнее раннецветущее лекарственное растение. Произрастает в светлых лесах, по берегам рек, в степи. Размножается семенами. Назвали это растение за его ядовитость.. Из-за его редкой красоты этот цветок почти уничтожен человеком..

  14. Ветреница лютичная. Растёт в лиственных лесах между кустарниками. Цветёт в конце апреля. На верхушке прямого тонкого стебля нежный цветок, но ярко жёлтый, напоминающий цветки лютика. В ясный день цветок обращён к солнцу. В сырую погоду и на ночь цветок закрывается и поникает. Под цветком на стебле три рассечённых листа. Высота достигает до 25 см. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от лёгкого ветерка. Когда ветреница цветёт, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Растение это ядовитое, в корм животным не пригодно.

  15.  Учитель:

  16. - Мы познакомились не со всеми первоцветами, растущими в нашем крае. Кого заинтересовала эта тема, могут прочитать о других первоцветах.

  17. (Танец «Вальс цветов»)

  18. Учитель:

  19. - Мы удивлялись, любовались красотой раннецветущих растений. Оказывается, простая их красота удивляет не только нас. Этой красоте, нежности, стойкости удивлялись и восхищались великие поэты, писатели, художники и композиторы. Очень много поэтов посвящали свои стихи цветам. Полистайте сборники стихов Ф.Тютчева, С. Есенина, А. Майкова, С. Маршака, М. Цветаевой, и вы обязательно найдёте стихи о первоцветах, о растениях-смельчаках, победивших стужу, мороз, радующих людей своей простой красотой. Некоторые ребята нашли загадки о первоцветах и приготовили их для нас. Многие ребята выучили стихи о цветах, появляющихся ранней весной.

  20. (Дети читают стихи о первоцветах)

  1. Р. Гамзатов «Есть глаза у цветов»

  2. С целым миром спорить я готов,
    Я готов поклясться головою
    В том, что есть глаза у всех цветов.
    И они глядят на нас с тобою.
    В час раздумий наших и тревог,
    В горький час беды и неудачи
    Вдел я: цветы, как люди плачут
    И росу роняют на песок.
    Я должен над цветами наклониться,
    Не для того, чтоб рвать или срезать,
    А чтоб увидеть добрые их лица,
    И доброе лицо им показать.

  1. НЕ РВИ ЦВЕТОК!

  1. Лишь только снег сошёл, как вдруг,

  2. Подснежник, маленький мой друг,

  3. Листочки распрямил, а глазки

  4. Раскрылись вдруг, увидев сказку.

  5. «Какая красота вокруг!

  6. Воскликнул удивлённый друг.

  7. «Светло, тепло и интересно.

  8. Не знал, что здесь всё так чудесно!

  9. Там, в темноте, один я был,

  10. Пробиться не хватало сил.

  11. Но я старался не напрасно.

  12. О! Как же всё вокруг прекрасно!

  13. Я проживу недолго здесь,

  14. Но смысл пожить конечно ж есть,

  15. Я переполнен вдохновеньем,

  16. Я жив! Пусть даже лишь мгновенье».

  17. Кто жизнь посмеет оборвать?

  18. Сорвать в букетик, растоптать.

  19. Вы полюбуйтесь и уйдите,

  20. Потомкам прелесть сохраните.

  21. Пусть он цветёт и увядает,

  22. Даёт плоды, род продолжает.

  1. Е. Карасёв «На земле исчезают цветы»

  1. На земле исчезают цветы,
    С каждым годом заметнее это.
    Меньше радости и красоты
    Оставляет нам каждое лето.

  2. Откровенье цветов луговых
    Нам понятно было едва ли.
    Беззаботно топтали мы их
    И бездумно, безжалостно рвали.

  3. В нас молчало разумное «стой».
    Нам казалось всё мало, всё мало!
    А потом в толчее городской
    Мы охапки тащили устало.

  4. Фиалки, ландыши для нас
    Весёлый май в садах припас.
    Но мы их рвать не будем.
    Пускай цветут на радость людям.

  5. Не рви цветов, не надо!
    Их нежный аромат
    Наполнит воздух сада.
    Они так красят сад!

  6. Нам жить в одной семье,
    Нам жить в одном строю,
    Лететь в одном полёте.

  7. Не рвите цветы, не рвите,
    Пусть будет нарядной Земля!
    А вместо букетов дарите
    Ромашковые поля.

  8. Если я сорву цветок,
    Если ты сорвёшь цветок,
    Если вместе я и ты,
    Если мы сорвём цветы,
    Опустеют все поляны,
    И не будет красоты!

  9. Дерево, цветок и птица
    Не всегда умеют защититься,
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

  1. Учитель:

  2. - Красива наша планета. И во многом – благодаря растениям, среди которых важное место занимают первоцветы. Жаль, что некоторые люди считают красивым и интересным то, что привлекает ярким ароматом, экзотическим внешним видом. Но кажущиеся обычными растения наших лесов и лугов удивляют разнообразием красок и форм. Человек всё чаще разрывает нити, которые связывали его с природой. Наши предки знали свойства растений намного лучше, чем знаем их мы, и умело применяли их в своей жизни. Растительный мир богат и разнообразен, но нельзя думать, что кладовая природы неисчерпаема. Природа не терпит неуёмного потребительства и истребления. К природе надо относиться с исключительной бережливостью, но иной раз бывает, как попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправились дальше, а на поляне есть ещё цветы и кажутся красивее прежних. Хочется сорвать и их. Мы грабим, уничтожаем природу своим отношением к ней. Собираясь на прогулку в лес, помните – первоцветы занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Каждый сорванный цветок уменьшает красоту окружающего мира. Пожалуйста, не рвите первоцветы, чтобы однажды цветочные поляны и лужайки в лесу порадовали и ваших детей и внуков.

  3. - И мы с вами отправляемся в сказку.

  4. (Дети инсценируют сказку «Весной в лесу")

  5. Сказка «Весной в лесу»

  1. Весна:

  2. Как-то на лесной опушке

  3. Только-только снег сошёл,

  4. Собрались на сход зверушки,

  5. Даже Петушок пришёл.

  6. Долго звери разбирались

  7. Этой раннею весной.

  8. Спорили, не соглашались.

  9. Ладили Закон лесной.

  10. А деревья и кусты

  11. Молча слушали их споры,

  12. Не вступали в разговоры.

  13. Вдруг окликнулись Цветы.

  14. Даже не цветы, цветочки.

  15. Эти синенькие точки

  16. Занимали всё вокруг…

  17. Звери замолчали вдруг.

  18. Цветок:

  19. «Так нечестно, так нечестно!

  20. Всем давным- давно известно,

  21. Что и мы живём в лесу,

  22. Создаём его красу».

  23. Цветок:

  24. «Нас в лесу не обижайте

  25. И Законом охраняйте!».

  26. Весна:

  27. Здесь вступился за народ

  28. Петушок, его ведь год:

  29. Петушок:

  30. «Слово я хочу сказать.

  31. Что здесь думать и гадать.

  32. Да. Они лесные жители.

  33. Важно, чтоб их не обидели.

  34. Нужно нам Закон принять,

  35. Первоцветы охранять!

  36. Голосуем все. Кто «За»?

  37. Воздержался кто? Коза».

  38. Медведь: «Легко принять,

  39. Теперь нужно выполнять.

  40. Я их буду охранять.

  41. Ясно?»

  42. Звери: «Как здесь не понять».

  43. Весна:

  44. Пропищал Комарик тихо:

  45. Комарик:

  46. «Можно я и Комариха

  47. На цветочках посидим?

  48. Их в обиду не дадим».

  49. Пчёлка:

  50. « А я с Комаром на пару

  51. Утром соберу нектару».

  52. Весна:

  53. Прожужжала тут же Пчёлка,

  54. Разлохмаченная чёлка.

  55. Зайка:

  56. «Я бы просто любовался».

  57. Весна:

  58. Зайка маленький признался.

  59. Прилетели в гости птицы

  60. Красотою насладиться.

  61. Так летели день за днём,

  62. Лес как будто изменился.

  63. Всем уютно стало в нём.

  64. Но покой недолго длился.

  65. Наш Медведь, как и обычно,

  66. Все угодья обходил.

  67. Медведь:

  68. «Что-то, как-то непривычно…

  69. Отдохну, уж нету сил.

  70. Что такое? Что случилось?

  71. Ничего мне не понять.

  72. А полянку Первоцветов

  73. Не узнать».

  74. Весна:

  75. Отцвели уже цветочки,

  76. Эти синенькие точки

  77. Больше не видны вокруг.

  78. Быстротечна жизнь, мой друг.

  79. Огорчились наши звери

  80. От такой в лесу потери.

  81. Но Закон менять не стали

  82. Дружно всё пообещали.

  83. Звери:

  84. «Первоцветы охранять,

  85. Не топтать, не есть, не рвать.

  86. А опять весны дождаться,

  87. Чтобы ними наслаждаться».

  88. Весна:

  89. Вот и сказочке конец.

  90. Кто услышал, молодец!

  91. Зря цветы в лесу не рвите!

  92. Первоцветы берегите!

  1. «Кто любит цветы, тот не может быть злым»

  1. Если в лес пришел гулять, 
    Свежим  воздухом дышать.
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки,
    Убегут с лесной опушки.
    Ветки дуба не ломай,
    Никогда не забывай
    Мусор с травки убирать,
    Зря цветы не надо рвать,
    Из рогатки не стрелять.
    Ты пришел не убивать!
    Бабочки пускай летают,
    Ну, кому они мешают!
    Здесь не нужно всех ловить, 
    Топать, хлопать, палкой бить.
    Ты в лесу всего лишь гость.
    Здесь хозяин-дуб и лось.
    Их покой побереги,
    Ведь они нам не враги.

  1. Учитель:

  2. - Закончилось наше путешествие в мир ранних, самых смелых первых цветов. Вслед за ними заспешат к нам и остальные. Цветы – символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище. 
    В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». 

  3. Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

  4. Помни правила:

  5. - Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

  6. - Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  7. - Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

  8. - Многие первоцветы находятся под охраной и занесены в Красную книгу, как исчезающий вид цветов.

  9. - Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)

  10. - И закончить наш урок мне хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!