Утверждено:
директор школы
_____________Т.М. Калинаичева
Приказ № ____ от_____________ 2022 г.
Согласовано:
зам. директора по ВР
_____________ Т.Н. Семичева
«_____» ____________ 2022 г.
МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Сохраним планету»
(социальное направление)
1 класс
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель высшей категории
Калинаичева Татьяна Митрофановна
Рассмотрено на заседании школьного МО
Протокол № ________ от _____________ 2022 г.
Пояснительная записка
Разбудить в ребенке творца - эта главная цель данной программы. Программа направлена на развитие личности ребенка: формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности, развитие художественно -творческой способности.
Программа построена на принципах:
- доступности (учет возрастных особенностей)
- сезонности (связь с сезонными явлениями в природе)
- цикличности (возвращение к изученной теме)
- природоохранности
- краеведения
Длительность одного занятия 35 минут.
Основные формы обучения - занятия, занятия -экскурсии. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической изобразительной деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиций понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе цветовых ощущений ребенка.
Важным условием работы является непосредственное обучение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся на одном месте в лесу или парке типичные для времени года дни. Сезонные праздники являются итоговыми занятиями и проводятся с выставками детских работ и специальной подготовкой места проведения занятия.
Методическими особенностями предполагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в кружке, на природе и дома совместно с родителями.
Ребята занимаются разнообразной изобразительной деятельностью с использованием рисования, лепки и прикладного творчества.
Практическая значимость программы «Сохраним планету» заключается в следующем:
- расширить представление о многоцветие мира природы;
- понять хрупкость сложных взаимосвязей в природе;
- развить способность различать цвета и их оттенки в природе;
- расширить прецептивный опыт;
- развить эстетический вкус, потребность общения с природой;
- приобрести в процессе эстетического освоения природы умение передавать свои чувства от общения с ней в рисунках и поделках;
- расширить индивидуальное экологическое пространство и определить зону персональной ответственности за природу;
- пробудить и развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы.
Целью данной программы является экологическое образование на основе ознакомления с цветовым многообразием природы с использованием различных средств выразительности.
Задачи:
развивающие
- развивать интерес к природе в творчестве детей;
- формировать способности воспринимать природу;
- стимулирование эмпатии, расширение перцептивного опыта и развитие воображения;
- расширение экологических представлений детей в процессе знакомства с цветовыми особенностями различных времен года.
воспитательные
- формирование способности воспринимать природу как полноправного субъекта взаимодействия с человеком;
- формирование эмоционального и чувственного отношения видеть многоцветие в окружающем мире
обучающие
- привить навыки природоохранной деятельности.
- дать сведения об экологических законах
выработка изобразительных умений и навыков в передаче чувств и настроений от обучения с миром природы, с растительным представлений о цвете как о средстве выразительности.
Планируемые результаты
После прохождения программы «Сохраним планету » обучающиеся должны:
- проявлять интерес к познанию природы и чувств эмпатии к предметам природы
- знать основные экологические связи в природе, цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях, - уметь различать оттенки цвета и определять основные признаки времен года
- уметь выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств.
- знать, что такое природа
- знать значение окружающей природной среды для человека
-знать правила поведения в природе
Уметь:
- различать теплые и холодные цвета, использовать фон для своих композиций, различать тона;
-осваивать живописью листы большого формата гуашью;
- выполнять панно из соломки, морских ракушек, солёного теста;
-передавать настроение в своих композициях;
-пользоваться различными приемами;
-добиваться большего сходства с натурой;
-со вкусом подбирать цвета, раскрашивая игрушки;
-различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времен года;
-выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств;
-передавать настроение в своих композициях простейшую форму предметов, основной
цвет.
К концу курса дети должны знать:
- основные экологические связи в природе;
-цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях;
-основные приемы работы;
-основные цвета;
- основные формы предметов.
Содержание обучения
Введение
Виды декоративно – природного искусства. Оборудование и материалы. Ознакомление с цветочно – декоративным матералом.
Бумага и ее разнообразие. Гуашь, акварель, карандаш, уголь. Кисти. Глина.
В мире пприроды
Знакомство детей с многообразием растительного и животного мира.
Загатовка и обработка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций. Техник безопасности при работе с природным материалом.
Растительный мир Воронежской области. Многообразие. Охрана.
Значение охраны природы на современном этапе.
Растительный мир Воронежской области. Знакомство с растениями нашего края. Лиственные растения. Хвойные растения. Цветочно-декоративные рстения. Редкие и исчезающие растения нашей области и их охрана. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Распения луга. Растения поля. Водные растения.
Животный мир Воронежской области. Многообразие. Охрана.
Животный мир Воронежской области. Рыбы рек и морей. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы леса. Птицы города. Причины сокращения численности птиц. Млекоппитающие. Особенности специализации животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом. Редкие и исчезающие виды. Красная книга.
Воронежский заповедник. Охрана животных.
Живой уголок: Знакомство с видами животных живого уголка. Животные живого уголка: хомяк, лабораиторная мышь, ёж, кролик, черепаха, морская свинка, аквариумные рыбки. Правила ведения дневников наблюдения за животными. Изучение жизни животных в условиях живого уголка. Наблюдение за животными (питание , образ жизни, взаимоотношения между собой).
Природа и творчество
Материалы, используемые во флористике. Технология работы с засушенными листьями. Техника рисования засушенными листьями.
Ярусность леса. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Подготовка растений к зиме. Лес и луг – основные сходства и различия. Цветовые различия, разнотравье. Луговые цветы. Порхающие цветы-бабочки. Их окраска. осеннее настроение. Как готовятся к зиме лесные звери. Смена окраски организмов.
Птицы. Разноцветный мир птиц, живущих рядом с нами.
Зимующие птицы. Забота человека о зимующих птицах. Корма для птиц.
«Войдем в чудесный мир зимней сказки».
Изменения в окружающей природной среде. Чудо белого цвета. Красота и разнообразие зимних деревьев. Снежинки.
Приметы весны. Русская традиция встречи весны. Нежность красок весны -сиреневый цвет верхушек берез, желтовато-серая верба. Красота и хрупкость первоцветов Зеленый цвет и его оттенки. Краски и музыка весны. О чем звенят деревья и озорные ручейки.
Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и шмели. Их роль в природе. Растительные краски.
Красящие возможности растений. Натуральные растительные краски.
Разноцветные плоды. Многообразие плодов. Веточки с плодами. Капризы осенней природы.
Смена разноцветного мира на другую гамму цветов.
Рисунок
Признаки ранней осени. многоцветность окружающего мира. Что такое форма. Форма и образ. Линии бывают разными. Моё настроение. Мимика. Палитра. Компоновка по центру. Симметрия и ассиметрия. Заполнение пространства. Плановость в пейзаже. Архитектура (сказочный город в лесу). Движение в композиции (полет птицы).
Палитра художника. Теплохолодность цвета. Размывка цвета. Вливание цвета в цвет. Передача оттенка. Пробуем портрет. Черный цвет как фон. Мазок или примакивание.
Поиск оттенка.
Сухая кисть. Цвет живой природы-зеленый, цвет осени - золотисто – желтый.
Соломка
Декоративно-прикладное искусство. Соломка. виды работы с соломкой.Обработка соломки. Техника безопасности при работе с соломкой . Техника изготовления панно из соломки.
Солёное тесто
Вводное занятие «Хлебные сказочные персонажи»
Инструктаж по ТБ. Свойства муки. Из чего и как получают муку?
Шарик – лепешка, колбаска – полоска: лепим героев любимых сказок. Лепим, рассказываем, придумываем сказки. Учимся организации рабочего места.
Лепим и играем. Раскрашиваем изделия из теста.
Правила и приемы раскрашивания изделий из теста гуашевыми, акриловыми и аэрозольными красками.
Создаем фактуру поверхности теста.
Приемы нанесения рисунка на поверхность теста с помощью различных предметов.
Нам помогает чесноковыжималка.
Как выполнить травку, прически, роскошную львиную гриву, козочку и кудрявого барашка на лужайке, с помощью чесноковыжималки. Секреты при работе с нею.
Рецепт теста с какао и кофе. Что такое кофе и какао, откуда их берут, где используют? Научить сочетать в изделии белое и коричневое тесто. Выполняем персонажей: ежика в «шоколадной шубе», Щенок, сказочные деревья.
«Разноцветная семейка». Работа с цветным тестом.
Познакомить с двумя способами окрашивания теста: путем добавления в готовое тесто красителя, или краску соединить предварительно с водой. Знакомимся с основами цветоведения: теплые – хододные цвета, таблица сочетания цветов, хроматические и ахроматические цвета. Коллективная работа «Разноцветная семейка».
Определения понятий «эскиз», «панно», «фон». Усвоить последовательность выполнения панно. Выполнение панно: сказки на картинке.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Введение | 1 |
| В мире природы | 7 |
| Природа и творчество | 5 |
| Рисунок | 7 |
| Соломка | 5 |
| Солёное тесто | 7 |
| Выставка работ. Итоговое обобщение | 2 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
план | факт |
1 | | | Введение | 1 | |
2 | | | Растительный мир Воронежской области. | 1 | |
3 | | | Растительный мир Воронежской области. | 1 | |
4 | | | Красная книга (растения) | 1 | |
5 | | | Животный мир Воронежской области | 1 | |
6 | | | Животный мир Воронежской области | 1 | |
7 | | | Животный мир Воронежской области | 1 | |
8 | | | Красная книга (животные) | 1 | |
9 | | | Природа и творчество (природные материалы) | 1 | |
10 | | | Природа и творчество (природные материалы) | 1 | |
11 | | | Природа и творчество (природные материалы) | 1 | |
12 | | | Природа и творчество | 1 | |
13 | | | Природа и творчество | 1 | |
14 | | | Осенняя палитра | 1 | |
15 | | | Осенняя палитра | 1 | |
16 | | | Сказочный город в лесу | 1 | |
17 | | | Сказочный город в лесу | 1 | |
18 | | | Палитра художника | 1 | |
19 | | | Пробуем портрет | 1 | |
20 | | | Пробуем портрет | 1 | |
21 | | | Соломка. виды работы с соломкой | 1 | |
22 | | | Обработка соломки | 1 | |
23 | | | Изготовления панно из соломки | 1 | |
24 | | | Изготовления панно из соломки | 1 | |
25 | | | Изготовления панно из соломки | 1 | |
26 | | | Хлебные сказочные персонажи | 1 | |
27 | | | Лепим героев любимых сказок | 1 | |
28 | | | Лепим героев любимых сказок | 1 | |
29 | | | Лепим героев любимых сказок | 1 | |
30 | | | Способы окрашивания теста | 1 | |
31 | | | Лепка из цветного теста | 1 | |
32 | | | Лепка из цветного теста | 1 | |
33 | | | Выставка работ | 1 | |
34 | | | Итоговое обобщение | 1 | |
Список литературы для педагогов
1. Изобразительное творчество детей, Москва, 1965 г.
2. Дети и изобразительное искусство. Москва, 1968 г.
3. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Томск, 1994 г.
4. Соленое тесто Галина Чаянова. Молсква, 2005 г.
5. Красная книга Воронежской области.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных -
Список литературы для детей
1. Гомозоваю Б. Праздник своими руками. _ Ярославль: Академия развития, 2001
2. Журнал «Сделай сам», №3, 1992 г., №3,4, 1990,1993, 1994 гг.
3. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991 г.
4. Увстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перь М.: Культура и традиции, 1997 г.
5. Энциклопедии птиц, животных, рыб, растений и т.д.
6.Сборники рассказов, стихов о природе.