СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним планету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование занятий по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Сохраним планету»

Утверждено:

директор школы

_____________Т.М. Калинаичева

Приказ № ____ от_____________ 2022 г.

Согласовано:

зам. директора по ВР

_____________ Т.Н. Семичева

«_____» ____________ 2022 г.















МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Сохраним планету»


(социальное направление)


1 класс


на 2022 – 2023 учебный год











Учитель высшей категории

Калинаичева Татьяна Митрофановна










Рассмотрено на заседании школьного МО

Протокол № ________ от _____________ 2022 г.

Пояснительная записка


Разбудить в ребенке творца - эта главная цель данной программы. Программа направлена на развитие личности ребенка: формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности, развитие художественно -творческой способности.

Программа построена на принципах:

- доступности (учет возрастных особенностей)

- сезонности (связь с сезонными явлениями в природе)

- цикличности (возвращение к изученной теме)

- природоохранности

- краеведения

Длительность одного занятия 35 минут.


Основные формы обучения - занятия, занятия -экскурсии. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической изобразительной деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиций понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе цветовых ощущений ребенка.

Важным условием работы является непосредственное обучение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся на одном месте в лесу или парке типичные для времени года дни. Сезонные праздники являются итоговыми занятиями и проводятся с выставками детских работ и специальной подготовкой места проведения занятия.

Методическими особенностями предполагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в кружке, на природе и дома совместно с родителями.

Ребята занимаются разнообразной изобразительной деятельностью с использованием рисования, лепки и прикладного творчества.

Практическая значимость программы «Сохраним планету» заключается в следующем:

- расширить представление о многоцветие мира природы;

- понять хрупкость сложных взаимосвязей в природе;

- развить способность различать цвета и их оттенки в природе;

- расширить прецептивный опыт;

- развить эстетический вкус, потребность общения с природой;

- приобрести в процессе эстетического освоения природы умение передавать свои чувства от общения с ней в рисунках и поделках;

- расширить индивидуальное экологическое пространство и определить зону персональной ответственности за природу;

- пробудить и развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы.


Целью данной программы является экологическое образование на основе ознакомления с цветовым многообразием природы с использованием различных средств выразительности.

Задачи:

развивающие

- развивать интерес к природе в творчестве детей;

- формировать способности воспринимать природу;

- стимулирование эмпатии, расширение перцептивного опыта и развитие воображения;

- расширение экологических представлений детей в процессе знакомства с цветовыми особенностями различных времен года.

воспитательные

- формирование способности воспринимать природу как полноправного субъекта взаимодействия с человеком;

- формирование эмоционального и чувственного отношения видеть многоцветие в окружающем мире

обучающие

- привить навыки природоохранной деятельности.

- дать сведения об экологических законах

  • выработка изобразительных умений и навыков в передаче чувств и настроений от обучения с миром природы, с растительным представлений о цвете как о средстве выразительности.


Планируемые результаты

После прохождения программы «Сохраним планету » обучающиеся должны:

- проявлять интерес к познанию природы и чувств эмпатии к предметам природы

- знать основные экологические связи в природе, цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях, - уметь различать оттенки цвета и определять основные признаки времен года

- уметь выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств.

- знать, что такое природа

- знать значение окружающей природной среды для человека

-знать правила поведения в природе

Уметь:

- различать теплые и холодные цвета, использовать фон для своих композиций, различать тона;

-осваивать живописью листы большого формата гуашью;

  • работать с различным природным материалом;

- выполнять панно из соломки, морских ракушек, солёного теста;

-передавать настроение в своих композициях;

-пользоваться различными приемами;

-добиваться большего сходства с натурой;

-со вкусом подбирать цвета, раскрашивая игрушки;

-различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времен года;

-выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств;

-передавать настроение в своих композициях простейшую форму предметов, основной

цвет.

К концу курса дети должны знать:

- основные экологические связи в природе;

-цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях;

-основные приемы работы;

-основные цвета;

- основные формы предметов.


Содержание обучения


Введение

Виды декоративно – природного искусства. Оборудование и материалы. Ознакомление с цветочно – декоративным матералом.

Бумага и ее разнообразие. Гуашь, акварель, карандаш, уголь. Кисти. Глина.


В мире пприроды

Знакомство детей с многообразием растительного и животного мира.

Загатовка и обработка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций. Техник безопасности при работе с природным материалом.


Растительный мир Воронежской области. Многообразие. Охрана.

Значение охраны природы на современном этапе.

Растительный мир Воронежской области. Знакомство с растениями нашего края. Лиственные растения. Хвойные растения. Цветочно-декоративные рстения. Редкие и исчезающие растения нашей области и их охрана. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Распения луга. Растения поля. Водные растения.


Животный мир Воронежской области. Многообразие. Охрана.

Животный мир Воронежской области. Рыбы рек и морей. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы леса. Птицы города. Причины сокращения численности птиц. Млекоппитающие. Особенности специализации животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом. Редкие и исчезающие виды. Красная книга.

Воронежский заповедник. Охрана животных.

Живой уголок: Знакомство с видами животных живого уголка. Животные живого уголка: хомяк, лабораиторная мышь, ёж, кролик, черепаха, морская свинка, аквариумные рыбки. Правила ведения дневников наблюдения за животными. Изучение жизни животных в условиях живого уголка. Наблюдение за животными (питание , образ жизни, взаимоотношения между собой).


Природа и творчество

Материалы, используемые во флористике. Технология работы с засушенными листьями. Техника рисования засушенными листьями.

Ярусность леса. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Подготовка растений к зиме. Лес и луг – основные сходства и различия. Цветовые различия, разнотравье. Луговые цветы. Порхающие цветы-бабочки. Их окраска. осеннее настроение. Как готовятся к зиме лесные звери. Смена окраски организмов.

Птицы. Разноцветный мир птиц, живущих рядом с нами.

Зимующие птицы. Забота человека о зимующих птицах. Корма для птиц.

«Войдем в чудесный мир зимней сказки».

Изменения в окружающей природной среде. Чудо белого цвета. Красота и разнообразие зимних деревьев. Снежинки.

Приметы весны. Русская традиция встречи весны. Нежность красок весны -сиреневый цвет верхушек берез, желтовато-серая верба. Красота и хрупкость первоцветов Зеленый цвет и его оттенки. Краски и музыка весны. О чем звенят деревья и озорные ручейки.

Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и шмели. Их роль в природе. Растительные краски.

Красящие возможности растений. Натуральные растительные краски.


Разноцветные плоды. Многообразие плодов. Веточки с плодами. Капризы осенней природы.

Смена разноцветного мира на другую гамму цветов.


Рисунок

Признаки ранней осени. многоцветность окружающего мира. Что такое форма. Форма и образ. Линии бывают разными. Моё настроение. Мимика. Палитра. Компоновка по центру. Симметрия и ассиметрия. Заполнение пространства. Плановость в пейзаже. Архитектура (сказочный город в лесу). Движение в композиции (полет птицы).

Палитра художника. Теплохолодность цвета. Размывка цвета. Вливание цвета в цвет. Передача оттенка. Пробуем портрет. Черный цвет как фон. Мазок или примакивание.

Поиск оттенка.

Сухая кисть. Цвет живой природы-зеленый, цвет осени - золотисто – желтый.


Соломка

Декоративно-прикладное искусство. Соломка. виды работы с соломкой.Обработка соломки. Техника безопасности при работе с соломкой . Техника изготовления панно из соломки.

Солёное тесто

Вводное занятие «Хлебные сказочные персонажи»

Инструктаж по ТБ. Свойства муки. Из чего и как получают муку?

Шарик – лепешка, колбаска – полоска: лепим героев любимых сказок. Лепим, рассказываем, придумываем сказки. Учимся организации рабочего места.

Лепим и играем. Раскрашиваем изделия из теста.

Правила и приемы раскрашивания изделий из теста гуашевыми, акриловыми и аэрозольными красками.

Создаем фактуру поверхности теста.

Приемы нанесения рисунка на поверхность теста с помощью различных предметов.

Нам помогает чесноковыжималка.

Как выполнить травку, прически, роскошную львиную гриву, козочку и кудрявого барашка на лужайке, с помощью чесноковыжималки. Секреты при работе с нею.

Рецепт теста с какао и кофе. Что такое кофе и какао, откуда их берут, где используют? Научить сочетать в изделии белое и коричневое тесто. Выполняем персонажей: ежика в «шоколадной шубе», Щенок, сказочные деревья.

«Разноцветная семейка». Работа с цветным тестом.

Познакомить с двумя способами окрашивания теста: путем добавления в готовое тесто красителя, или краску соединить предварительно с водой. Знакомимся с основами цветоведения: теплые – хододные цвета, таблица сочетания цветов, хроматические и ахроматические цвета. Коллективная работа «Разноцветная семейка».

Определения понятий «эскиз», «панно», «фон». Усвоить последовательность выполнения панно. Выполнение панно: сказки на картинке.

Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов


Введение

1


В мире природы

7


Природа и творчество

5


Рисунок

7


Соломка

5


Солёное тесто

7


Выставка работ. Итоговое обобщение

2


Всего

34


Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание

план

факт

1



Введение

1


2



Растительный мир Воронежской области.

1


3



Растительный мир Воронежской области.

1


4



Красная книга (растения)

1


5



Животный мир Воронежской области

1


6



Животный мир Воронежской области

1


7



Животный мир Воронежской области

1


8



Красная книга (животные)

1


9



Природа и творчество (природные материалы)

1


10



Природа и творчество (природные материалы)

1


11



Природа и творчество (природные материалы)

1


12



Природа и творчество

1


13



Природа и творчество

1


14



Осенняя палитра

1


15



Осенняя палитра

1


16



Сказочный город в лесу

1


17



Сказочный город в лесу

1


18



Палитра художника

1


19



Пробуем портрет

1


20



Пробуем портрет

1


21



Соломка. виды работы с соломкой

1


22



Обработка соломки

1


23



Изготовления панно из соломки

1


24



Изготовления панно из соломки

1


25



Изготовления панно из соломки

1


26



Хлебные сказочные персонажи

1


27



Лепим героев любимых сказок

1


28



Лепим героев любимых сказок

1


29



Лепим героев любимых сказок

1


30



Способы окрашивания теста

1


31



Лепка из цветного теста

1


32



Лепка из цветного теста

1


33



Выставка работ

1


34



Итоговое обобщение

1









Список литературы для педагогов


1. Изобразительное творчество детей, Москва, 1965 г.

2. Дети и изобразительное искусство. Москва, 1968 г.

3. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Томск, 1994 г.

4. Соленое тесто Галина Чаянова. Молсква, 2005 г.

5. Красная книга Воронежской области.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных -


Список литературы для детей

1. Гомозоваю Б. Праздник своими руками. _ Ярославль: Академия развития, 2001

2. Журнал «Сделай сам», №3, 1992 г., №3,4, 1990,1993, 1994 гг.

3. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991 г.

4. Увстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перь М.: Культура и традиции, 1997 г.

5. Энциклопедии птиц, животных, рыб, растений и т.д.

6.Сборники рассказов, стихов о природе.