СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним природу Земли вместе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Сохраним природу Земли вместе.

Цель: обобщить и расширить знания детей об использовании человеком природных богатств Земли; причины загрязнения природы, способы сохранения природы на нашей планете. Воспитывать любовь и заботу  к родному краю.

Оборудование: карта полушарий, карточки и таблицы  для работы в группах, презентация «Планета в опасности », видеоклип на песню Антонова «Живёт на свете красота».

Просмотр содержимого документа
«Сохраним природу Земли вместе.»

Тема. Сохраним природу Земли вместе.

Цель: обобщить и расширить знания детей об использовании человеком природных богатств Земли; причины загрязнения природы, способы сохранения природы на нашей планете. Воспитывать любовь и заботу к родному краю.

Оборудование: карта полушарий, карточки и таблицы для работы в группах, презентация «Планета в опасности », видеоклип на песню Антонова «Живёт на свете красота».

ХОД УРОКА

  1. Повторение и закрепление знаний по изученному материалу.

  1. Фронтальная беседа.

- Какой большой раздел мы с вами изучали? (Земля – наш космический дом).

- Что такое Земля? (планета).

- Сколько планет существует в Солнечной системе?

- Почему Земля в космосе светится голубым светом?

- Где можно увидеть изображение планеты Земля?

- Что такое глобус?

- Сколько полюсов имеет Земля?

- Как называется линия, которая проходит на одинаковом расстоянии от полюсов?

- Какова длина экватора? (40 тыс.км)

- Зачем нужен человеку глобус?

- Где ещё можно увидеть изображение Земли?

- Какие вы знаете карты?

- Что нанесено на географическую карту и глобус?

- Какими цветами изображена на глобусе поверхность нашей планеты? Расскажите об этих цветах.

- В чём различия между глобусом и картой?

- Что нужно обязательно знать, чтобы ориентироваться на карте?

  1. Игра «Угадай»

Работа в группах.

- Как называются огромные участки суши, омываемые со всех сторон водой?

- Сколько материков на Земле:

- Каждая группа получила карточку с описанием материка. Отгадайте, о каком материке идёт речь. Найдите слова, которые вам помогли.

1 группа ( Антарктида)

Как только не называют этот материк – « королева холода» « безлюдный континент» « край Земли» « заповедник науки». Это громадная ледовая пустыня. Здесь можно увидеть только один восход солнца и один закат Солнца на год. Здесь зарегистрированы самые низкие температуры воздуха на Земле. Вся поверхность этого материка покрыта мощным слоем льда. Лед такой толстый, что когда бы вы захотели пройти такое же расстояние пешком, то на это понадобилось бы не меньше 2 часов.


На побережье морей и океанов живут пингвины - птицы, которые летать не умеют. Зато хорошо плавают. В морях вокруг много рыбы. Есть также тюлени, киты.

Здесь люди не могут жить постоянно. Там размещены опытные станции.

2 группа (Евразия)

Название материка происходит от двух названий частей света. Это наибольший материк на Земле. Он находится в Северном полушарии и омывается всеми океанами земного шара. На этом материке живем и мы, здесь находится наша страна Украина. На территории материка есть три тепловых пояса. Потому растительный и животный мир этого материка богат и разнообразен. Там растут сосны, ели, дубы, ягодные кустарники, кипарисы, маслиновые деревья. На севере этого материка живут олени, медведи, волки. А на юге континента – слоны, тигры, крокодилы.

Климат тоже очень разнообразен: от холодного к жаркому.



3 группа (Австралия)

Это - наименьший и самый отдаленный от других населенных материков уголок Земли. Это материк, где все «наоборот»: в июле здесь зима, а в январе – лето. Деревья здесь роняют не листья, а кору. Здесь водятся звери, которые вылупляются из яиц - утконос и ехидина. Это самый сухой материк Земли, пустыни занимают близко его половины. К таким условиям жизни приспособились редкие растения – эвкалипт, бутылочное дерево, а также животные , которые живут только на этом материке - сумчатый медведь коала, кенгуру.


4 группа (Африка)

Этот материк разделен экватором пополам. Там солнце всегда над головой и весь год греет сильнее, чем у нас в Украине даже в самые жаркие дни июля или августа.

По обе стороны от экватора протягиваются леса. Высота деревьев у них достигает 16-этажного дома.

На севере этого материка раскинулась наибольшая пустыня Земли - Сахара. Песок здесь нагревается так, что в нем можно печь яйца. Верблюды, которые живут в этой пустыне, могут обходиться без воды больше двух недель. Часто именно на верблюдах люди странствуют пустынями.

В степях пасутся зебры, жирафы, слоны, антилопы, буйволы. Там живет страус эму - наивысшая птица и наилучшие бегуны.

В реках Ниле, Конго, Лимпопо живут огромные крокодилы бегемоты, а по берегам – множество птиц.

Осенью на этот материк прилетают многие птицы из краев, где зимой холодно. Из нашей страны туда улетают аисты, журавли, ласточки.


5 группа (Северная Америка)

Берега этого материка омывают воды трех океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. В северных морях плавают айсберги, а в южных теплых водах поражает разнообразием удивительный мир тропических животных и растений. Растением, которое встречается только на этом материке, есть гигантское дерево секвойя, а животным – бизон.

На западе протянулись высокие горы Кордильери, а на востоке – низкие Аппалачи. На равнинах выращивают пшеницу, кукурузу, выпасают огромные стада скота. По материку протекает одна из наибольших рек мира Миссисипи с притоком Миссури. По материку протекает одна из наибольших рек мира Миссисипи с притоком Миссури.



6 группа (Южная Америка)

Треугольником протянулся этот материк от знойных районов экватора к холодным водам Антарктиды.

На западе видны горы Анды ( Медные горы) из них добывают медь, они часто извергаются. В центре и на востоке – огромные равнины, наибольшая из которых, - амазонка. По ней протекает самая полноводная река мира Амазонка.

Деревья в лесах этого материка достигают высоты почти четырех 16-этажных домов, поставленных один на один.

На материке растут удивительные растения: гевея - дерево, из сока которого производят резину, кофейное дерево, трава банан. Это родина помидоров, картофеля, шоколадного дерева. В реках водятся крокодилы, водяные змеи – анаконды, самые свирепые рыбы – пираньи. В тропических лесах обитают броненосцы, ленивцы, муравьеды.



Показать на карте и глобусе материки.

  1. Беседа об океанах Земли.

- Что такое Мировой океан?

- Какие океаны входят в Мировой океан?

- Какая вода в океанах?

- Почему так говоря: мировой океан обогащает воздух кислородом?

- Как понимать: мировой океан согревает планету? (В тёплые времена года вода океанов медленно поглощает солнечное тепло, зато долго его удерживает. В холодное время вода медленно отдаёт тепло, нагревая воздух, который перемещается на материки).

4. Работа в группах. Распознавание океана по описанию.

- О каком океане идёт речь.

Работа в группах.

Каждая группа слушает описание океана и в таблицу выставляет соответствующую букву. После прочтения описаний идёт проверка соответствия ответов групп с ответами учителя. (Представитель каждой группы вставляет в таблицу ответ.)


Таблица:

Вопрос

Ответы

1

А




2


Г



3



Б


4




В

Тихий (А)

Это наибольший океан. Он занимает почти такую территорию, как все океаны, что вместе взятые. Впервые его открыл путешественник-португалец Фернан Маґеллан в 1520 году. Этот океан омывает свыше 50 стран мира. На дне этого океана находится самая глубокая впадина Мирового океана — Марианская, глубина которой достигает 11 022 м.

Океан имеет самый разнообразный растительный и животный мир. В воде растет 380 видов зеленых, бурых и красных водорослей. В водах этого океана известно 2000 видов рыб. Это селедка, сардина, скумбрия, сайра, лосось, треска, тунец, камбала. Насчитываются свыше 6000 видов моллюсков, мидий, устриц, кальмаров, осьминогов. Здесь есть громадные крабы, морские черепахи, змеи. Живут киты, тюлени, моржи, котики.

На дне этого океана обнаружены месторождения нефти и газа.

А) Тихий.

Б) Атлантический.

В) Индийский.

Г) Северный Ледовитый.

Северный Ледовитый океан (Г)

Это наименьший из океанов. Долгое время этот океан называли морем. Океан расположен на севере Земли, и почти вся его поверхность покрыта льдом — вот отсюда и название! Этот океан является самым холодным, потому и растительный и животный мир здесь не такой разнообразный. У берегов растут водоросли: ламинария, фукус. Водятся раки, медузы, в частности наибольшая медуза-цианея (диаметр 2 м, а щупальцы ее вытягиваются до 20 м), рыбы: селедка, щепа, камбала, морской окунь.

На островах существуют колонии моржей и тюленей. Вблизи побережья на льдинах живут белые медведи.

А) Тихий.

Б) Атлантический.

В) Индийский.

Г) Северный Ледовитый.

Атлантический (Б)

Этот океан — самый теплый и самый соленый среди других. Он является вторым по размеру. В этом океане вылавливают до 35 % мирового улова рыбы. Здесь водится акула, летающая рыба, черепаха, скумбрия, треска, сардина, меч-рыба, множество китов. Из птиц — альбатросы и фрегаты. На дне океана открытые месторождения нефти и газа.Температура воды в разных частя этого океана разная: теплее всего возле экватора.В тёплой воде растёт много водорослей.

А) Тихий.

Б) Атлантический.

В) Индийский.

Г) Северный Ледовитый.

Индийский ( В)

По размерам он занимает третье место. Это самый теплый океан, потому здесь очень богатый мир растений животных. В этом океане встречаются заросли бурых, зеленых и красных водорослей. От большого количества микроскопических зеленых водорослей вода «зацветает».

Здесь есть очень разновидностей много рыб: сардинела, тунец, скумбрия, акула, скат. В прибрежных водах есть множество кораллов, морских звезд, черепах, китов дельфинов, у берегов встречаются крокодилы.

Этот океан известен запасами нефти, газа, железных и медных руд.

А) Тихий.

Б) Атлантический.

В) Индийский.

Г) Северный Ледовитый.

Показ океанов на карте и глобусе.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

  1. Запиши названия материков планеты Земля.

  2. На каком материке нет постоянного населения?

  3. Почему океанские водоросли имеют разные цвета?

Карточка 2

  1. Как называются небольшие участки суши, со всех сторон окружённые водой?

  2. Почему самый богатый растительный и животный мир в верхних слоях океана?

  3. Какой материк имеет наибольшее население?

Карточка 3

  1. Запиши названия рас людей, проживающих на Земле.

  2. Что построено на материке Антарктида?

  3. Запиши названия океанов.

  4. Как образуются государства, каковы его символы?

ІІ. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя в сопровождении слайдов (ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»).

- Когда-то жизнь человека зависела от капризов природы. Наши предки поклонялись природе, боялись её проявлений, задабривали её при помощи различных подношений и пожертвований, но не могли ею управлять.

- Но постепенно человек развивался, учился у природы, уже не так сильно зависел от неё. Много человек придумал вещей себе в помощь и решил, что теперь он может управлять природой, а не зависеть от неё, что они – сильнее!

Человек даже решил покорить природу, заставить её работать на человека.

Человек вооружился знаниями, техникой и решил, что на планете ему всё позволено.

- Но по прошествии некоторого времени человек вдруг понял, что происходит что-то страшное, всё плохо.

Слайд 1

- Происходит загрязнение воздуха. Выхлопные газы автомобилей, газы, выходящие из труб заводов и фабрик, наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.

Слайд 2

- Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов.



Слайд 3

- Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

Слайд 4

- Водоемы, покрыты нефтью – это последствия аварий на нефтепроводах.

Слайд 5

- Войны, которые происходят в разных странах, забирают жизни людей и наносят непоправимый вред природе всей планеты, а не только одной стране.

Слайд 6

- Чтобы вырастить много продуктов питания, люди в почву постоянно вносят разные химические вещества: ядохимикаты, нитраты. Это приводит к загрязнению и обеднению почвы.

Слайд 7

- Для красоты и просто ради интереса люди уничтожают много растений, которых и так мало осталось на земле, исчезают животные, которых уже не найдёшь на земле. В минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений.

Слайд 8

- Ухудшение экологической ситуации на планете пагубно влияет на здоровье людей, появилось и быстро растёт большое количество онкологических заболеваний, сердечно - сосудистых и аллергических заболеваний.

  1. Беседа, сопровождаемая рассказом учителя.

- Может ли одна страна решить экологические проблемы всей Земли?

- Чтобы решить эти сложные проблемы, нужно предпринимать действия людям не только одной страны, а всей планеты.

- Что такое экология?

- По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука».

- Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – разрушительное воздействие на экологическую среду:

- загрязнение морей и океанов;

- загрязнение околоземного космического пространства;

- выброс в воздух вредных веществ (котельные, автопарки, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы);

- пролив и утечка горюче – смазочных материалов;

- загрязнение почвы.

- Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.

ІІІ.Восприятие и осознание нового материала.

  1. Беседа.

- Что загрязняет природу?

Чем человек наносит вред природе?

Что является наибольшей угрозой для природы Земли?

Что такое «Красная книга»?

Какое значение она имеет?

Для чего создаются заповедники?

  1. Рассказ учителя о международных мерах по охране и сохранению природы. (Слайд 9).

  2. Коллективная работа учителя с учащимися. Охрана природы на Украине. Составление и заполнение таблички – схемы.


ОХРАНА ПРИРОДЫ В УКРАИНЕ



Заповедники Красная книга








Памятники Построение Создание

природы, новых очистительных

национальные заводов, фабрик, и мусороперерабатывающих

парки. оборудованных предприятий.

очистительными

системами.



ІV. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Групповая работа.

Что можно сделать для улучшения состояния природы.

Составление правил поведения человека в природе. Каждая группа представляет свои наработки.

  1. Парная работа. Решение экологических задач (тестовые задачи). Пары детей обговаривают решение задачи, ответ показывают соответствующей буквой.

Задача 1.

Мальчик стоит около берёзы. Он собирается полакомиться берёзовым

соком. Правильно ли он поступает?

А) Да, у берёзы много сока, на всех хватит.

Б) Да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды.

В) Нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые берёзе для развития и роста.

Задача 2.

После похода остался мусор. Ваши действия.

А) Закопать в яму.

Б) Унести домой и выкинуть в мусоропровод.

В) Оставлю всё как есть, там и так много мусора.

Задача 3.

Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые ландыши. Что вы будете делать?

А) Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.

Б) Нарву маленький букетик и подарю маме.

В) Сорву только один цветок.

Задача 4.

Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату?

А) Оставить себе и позаботиться о нём.

Б) Отнести в лес. Дома он погибнет.

В) Поиграть с ним и отпустить.

Задача 5.

Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь?

А) Пройдёшь мимо.

Б) Поместишь в ящик и будешь кормить и наблюдать.

В) Расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.

V. Подведение итогов урока.

1. Выступление учащихся.

1. Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица.

Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!

Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!

Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!

2. Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
Книга Красная! Красная книга.

3. Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

4. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна всем нам с вами.

5. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду её никому не дадим.

  1. Просмотр музыкального клипа на песню Юрия Антонова «Живёт на свете красота».

VІ. Домашнее задание.

Детям учитель предлагает создать экологические плакаты, призывающие сохранять и беречь природу.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!