СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сокровища зеленого сундучка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот праздник посвящен Дню Наума-грамотника. Он отмечался 14 декабря. Именно в этот день начинали обучать ребятишек грамоте. Наарод почитал его помощником в учебных делах, поэтому называют его Грамотником

Просмотр содержимого документа
«Сокровища зеленого сундучка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 113 Красноармейского района Волгограда»















ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

К ДНЮ НАУМА-ГРАМОТНИКА


«СОКРОВИЩА ЗЕЛЕНОГО СУНДУЧКА»

(для обучающихся 5-6 классов)









Выполнила

Степанова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы



















Волгоград 2015


14 декабря – день памяти святого ветхозаветного пророка Наума. Родился он в Галилее в VII веке до Рождества Христова, предсказал гибель ассирийского города Ниневии. И хотя другие подробности жизни пророка неизвестны, наш народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником. Именно в День святого Наума начинали обучать ребятишек грамоте. Поднимали детей в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранехонько,

Умывайтесь белехонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь –

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.


СОКРОВИЩА ЗЕЛЕНОГО СУНДУЧКА

Ведущий, Скиф, Царь Дарий, военачальник Гобрий, Писец, Чтец


ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас, чтобы вы помогли нам справиться с волшебным сундучком – он без вас не открывается!

Нынче к нам невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок –

Чудо цвета изумруда,

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот бы знать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

(Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку» и читает)

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие – угадай,

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь.

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

(Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы ребятам была видна крышка. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы, из которых можно составить слово «письменность».)

ВЕДУЩИЙ (после разгадывания надписи)

Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован: ну и «сокровище» - письменность! Вы, наверное, ждали монет золотых или камней драгоценных, а тут… И всё же можно с полным основанием утверждать, что письменность – это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые еще не знали письма. Вот вам картинка из далекого прошлого.

(Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)

СКИФ: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.

ЦАРЬ: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?

СКИФ: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)

ЦАРЬ: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доныне непокорных скифов. Уж сколько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю – и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка… живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу!

ГОБРИЙ: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падёте под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.)

ВЕДУЩИЙ: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая друг другу с гонцами разные предметы или целые их наборы. И громоздко получалось, и не особенно понятно… И постепенно люди стали изобретать то, что сейчас лежит в нашем сундучке… Сундучок этот не простой. Сейчас крышка его на миг откроется – и сразу захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть – сам сундучок нам подскажет. Пока же нам надо успеть загадку отгадать. И как только прозвучит правильный ответ, сундучок откроется. Главное – успеть схватить то, что лежит сверху. Итак, слушайте загадку: Черные, кривые, от рождения немые, а станут в ряд – сразу все заговорят. (Буквы)

(Крышка сундучка открывается. Ведущий или ассистент быстро достает оттуда конверт.)

Ребята, посмотрите, в конверте лист с буквами, а на конверте… Прочитайте, что написано на конверте!

ДЕТИ (хором):

Это буковки для тех,

Кто играет лучше всех!

(На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы МКЕИФРОИДЛИЛЙ. Буквы, выделенные здесь, должны отличаться от остальных, например цветом. Внутри круга – изображение книги.)

ВЕДУЩИЙ: Под этим старинным набором букв, ребята, тоже есть надпись. Прочитайте ее.

ДЕТИ (хором):

Эти буквы – не простые

И секрет в себе таят.

Выбирай из них любые –

Вперемешку и подряд.

Три словечка получилось,

Крышка – раз! – и приоткрылась.

И тогда уж не зевай,

Что успеешь – доставай!

(Ребята составляют из букв на плакате разные слова. После того как составлены три слова, крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное из букв слово и за правильные ответы Ведущий дает детям карточки с буквами. после того как будут названы первые три слова, из сундучка достается лист бумаги с тремя изображениями: 1) вход в пещеру; 2) «отпечатки» стоп ног; 3) значок-символ).

ВЕДУЩИЙ: Этот лист, ребята, напоминает нам о тех временах, когда человек делал первые шаги к созданию письменности. Такое изображение было обнаружено на стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди. Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами – дело хлопотное, они стали предметы рисовать. Эту композицию из рисунков ученые, изучающие жизнь древних людей, поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих изображений, по вашему мнению, ученые не смогли понять абсолютно точно и почему? (Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету, а является отвлеченным символом – скорее всего, символом действия).

ПИСЕЦ: И какое же из трех изображений – вход в пещеру, следы или значок – уже свидетельствует о «подступах» человека к письменности? (Дети указывают на третье изображение).

ВЕДУЩИЙ: Постепенно рисунки заменялись у людей символами. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. Надписи делались на камне, на доске – о бумаге и речи еще не могло быть. Конечно, переносить на расстояние такие «письма» тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали… Но чтобы увидеть, что они придумали, надо составить три слова и открыть сундучок. (Ведущий достает из сундучка бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков). А это, ребята, то, что придумал для передачи сведений на расстояние древний народ Южной Америки – племя инков. О чем идет речь, узнавали по цвету нитей: нить желтого цвета обозначает золото, белого – серебро, красного – воинов и т.д. А число узелков на нити свидетельствовало о количестве людей или предметов.

(После составления следующей тройки слов достается новый предмет – бечевка с узелками, смотанная в клубок).

ПИСЕЦ: А это – тоже узелковое письмо, но другого народа. Название этого народа – точнее, целой группы народов – надо сложить из букв, которые находятся на двух столах. Но букв здесь – не один десяток! Это не значит, что слово, которое надо составить, такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем большинство букв, шрифтом, - из них составится слово. Первая буква по размерам больше всех остальных, поскольку она заглавная.

(Два игрока за двумя столами соревнуются, кто быстрее из предложенных букв составит слово. Это слово – СЛАВЯНЕ).

ВЕДУЩИЙ: Именно славяне в дописьменный период применяли узелковое письмо. Владели «грамотой» узелков только волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи «черт и резов» - черточек и зарубок. Из тех времен до нас дошли и народные поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации. Листок с двумя такими поговорками – в сундучке!

(Ведущий достает два листа с зашифрованными надписями. Первая шифровка – изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутую линию, написаны буквы: «ЗАВЯЖИУЗЕЛОКНАПАМЯТЬ». Вторая шифровка – изображение топора, а вокруг рисунка написаны буквы, тоже образующие замкнутый квадрат, - «ЗАРУБИНАНОСУ». После разгадывания шифровок ВЕДУЩИЙ объясняет прямой и переносный смысл высказываний).

ПИСЕЦ: Конечно, мало о чем можно было сообщить друг другу с помощью узелков, черт и резов. И вот стали узнавать жители славянских земель, что в странах Европы люди уже пользуются специальными знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали когда-то давно, сотни лет назад семиты – древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении еще нескольких сотен лет древние греки. Общее название этим знакам они дали такое – алфавит, сложив его из первых двух букв своей письменности: «альфа» и «бета» (название произносилось как «вита»). Узнали славяне и то, что многие народы Европы уже пользуются этими знаками и пишут с их помощью договоры между странами, законы, целые книги. Всё это стало попадать к славянам, и самые дотошные из них научились читать. А князья славянские стали пользоваться чужеземной письменностью для составления договоров с другими странами. Но неудобен был чужеземный алфавит: нельзя было с его помощью записать славянскую речь – не было в нем букв для обозначения всех звуков. И вот в 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: два ученых монаха – два брата – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они переписали новым славянским алфавитом несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Имена этих братьев зашифрованы на «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Расшифровка: красными буквами записано имя КИРИЛЛ, зелеными – МЕФОДИЙ). Азбука, придуманная братьями, именовалась «глаголица» (от слова «глаголить» - говорить). Ее усовершенствовали их ученики и назвали «кириллица» - в честь одного из создателей славянской письменности. Шли десятилетия, письменность изменялась, исчезали лишние буквы, вносившие в написание путаницу. Каждый славянский народ приноравливал ее к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена далеких дней. (Достает лист со словами: БУКИ, ЕСТЬ, ДОБРО, АЗЪ). Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные – целые слова. Какое слово можно составить из этих букв? (Беда). Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этого плаката. Кто первым назовет это слово? (Азбука). На плакате – знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще исчезли из нее. Посмотрите на письмена на тех карточках, что вы получали в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Этим ребятам повезло: им предоставляется возможность заработать еще по дополнительной карточке. Для этого нужно угадать, какое название носила исчезнувшая буква, карточка с которой оказалась у вас. На стенде даны названия букв. Вы должны поместить карточку со своей буквой рядом с ее названием. Если поместили верно – получаете еще одну карточку.

В любой старинной книжице могли вы прочитать такие буквы:

- ижица;

- фита;

- омега;

- ять;

- и букву «пси»;

- и букву «кси»;

- зело;

- а также «ер». Писали люди на Руси их на какой манер?

(После завершения этого этапа игры и составления слов – работа с плакатом-ключом, ВЕДУЩИЙ читает загадку).

ВЕДУЩИЙ:

Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли на торг торговать,

Отрезали мне голову,

Стал я черную воду пить

И ясно говорить. (Гусиное перо)

(Открывает сундучок и достает несколько гусиных перьев и старинную чернильницу).

Какое отношение эти предметы имеют к славянской письменности?

(Выясняется, что эти перья – «орудия труда» писцов, предшественники карандашей и авторучек. Такими перьями пользовались вплоть до начала XIX века. Затем Ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей, на отдельные столики кладется по листу бумаги, по перу и ставится по чернильнице. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафетную палочку, должны по очереди подбегать к своему столику и записывать на листе бумаги свое имя. Команда-победительница поощряется).

А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали целые книги. И буковки у них были не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов и листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображения предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь-восемь месяцев. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем три слова!

(Во время демонстрации детям раскрытой старинной книги звучит фрагмент стихотворения М. Богдановича «Переписчик»).

ЧТЕЦ:

На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) –

Украсит он заставки, и концовки,

И заголовки все – ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не только потому, что обложки книг украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, - в каждую был вложен многолетний труд писца.

ПИСЕЦ:

Переписчиками книг были главным образом дьяконы и монахи. Тот, кто читал трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов», помнит, наверное, строки:

ЧТЕЦ:

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет…

ПИСЕЦ: Чернила для рукописей изготавливались из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и отличались большой стойкостью. Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки. А вот некоторые рукописи написаны кисточкой. Изготавливались книги из пергамента – специально обработанной свиной, телячьей или бараньей кожи. На Руси их называли «харатейные свитки», «харатьи», «кожи» или «телятины». А для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте была найдена оригинальная замена – какая бы вы думали? (На доске – закрытый квадратиками кусочек заменителя бумаги в Древней Руси – с написанным на нем названием этого материала). Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?

(Два-три игрока по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Причем квадрат называют не перед своим ответом, а говорят, какой квадрат следует открыть сопернику. Под квадратами – кусок «бересты». (Его можно сделать из картона). Для усложнения задания буквы лучше расположить вразброс, а квадратов сделать больше, чем букв, и расположить их в 2-3 ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или вообще пустой кусок «бересты». После угадывания слова «береста» переворачивается обратной стороной – становится виден нацарапанный на нем текст: НВЖПСНДМКЗАТСЦТ

ЕЕАИАЕУАААХОЕИА)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, понятна ли вам эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую берестяную грамоту, только написанную древнерусскими буквами, нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная во время скучного урока и подсунутая соседу каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку. А прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же такое написано здесь шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего это разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны в основном все согласные, во втором – гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит, надо прочитать текст… по зигзагу: буква вверху – буква внизу и т.д. Кто первый прочтет головоломку? (Расшифровка: НЕВЕЖА ПИСА, НЕДУМА КАЗА, А ХТО СЕ ЦИТА). Эта дразнилка на современном языке звучит так: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю».

А теперь от проказ маленьких школяров вернемся к древнерусской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались сокращать при письме, ставя над сокращаемым словом специальный значок – титло.

И опять прослышали на Руси ученые люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан и на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором вы найдете в сундучке. Откроем его нашим способом – с помощью слов – и достанем еще одну шифрованную надпись. (На листе записано слово «Федоров», но буквы повернуты на 90º, то есть лежат горизонтально. После разгадки шифровки Ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова можно дать игрокам еще по одной карточке).

Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубоким оказался сундучок, и много смекалки, знаний потребовалось проявить вам, чтобы добраться до того, что лежит в нем на самом дне. А что же тут? Да здесь же целая стопка интересных книг в глянцевых обложках! Кому предназначены эти сокровища? А вот и записка:

В книгах – своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду

Слов драгоценные клады.

Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этой награды достойны те, кто наиболее активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это – игроки, у которых оказалось больше всего карточек-букв. Поздравим их! (Награждение победителей игры).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Осетров, Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах. – М.: Малыш, 1983.

  2. Ужевская, П. Слов драгоценные клады. – М.: Дет. лит., 1985.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!