ГУО «Средняя школа №2 г. Новополоцка»
«Сольное и ансамблевое пение. Формирование практических навыков работы в различных видах музыкальной деятельности на основании которых осуществляется отбор и структурирование изучаемого предметного содержания».
Подготовила: учитель музыки
1 квалификационной категории
Валынко Кира Викторовна
Новополоцк, 2016
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку.
В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами и конкурсами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Сольное и ансамблевое пение приобщает детей к вокальной культуре, и, в более
широком плане, приобщает их к музыкальной культуре в целом; способствуют максимальному развитию слуха, певческого голоса и помогают выработке творческого чутья и вкуса.
Основные задачи сольного и ансамблевого пения:
Развитие образного и ассоциативного восприятия музыки
Развитие музыкальности, памяти и музыкального слуха
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса, потребности общения с высокохудожественными произведениями
Развитие диапазона певческих возможностей.
Развитие народной и эстрадной манеры исполнения.
Воспитание патриотической, высоконравственной личности на основе раскрытия сущности музыки как проявления творческих сил любви человека к Родине, к своему народу.
Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы, цель которого – повышение качества подготовки учащихся и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества.
Форма проведения учебных занятий - мелкогрупповая (от 2 до 6 человек).
Возможно проведение занятий ансамблем следующими группами:
- младший ансамбль: 1-4 классы
- старший ансамбль: 5-9 классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий.
Ансамбль может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать вокальные партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель и задачи учебного предмета «Вокальный ансамбль» в общеобразовательной школе:
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей.
Задачи:
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование умений и навыков ансамблевого исполнительства: на основе изучения детских песен, вокальных произведений, научить петь без учителя, слушать соседа и себя в ансамбле голосов.
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Факультатив «Вокальный ансамбль» предусматривает межпредметные связи с музыкой культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. На занятиях ансамбля происходит взаимодействие с другими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная литература, общий инструмент, хор и вокал.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся вокальных коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с коллективом вокального ансамбля в рамках примерной рабочей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях академического вокального исполнительства.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеурочной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности учреждения образования и др.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая группа - 6; старшая группа – 8-10.
Основные принципы подбора репертуара:
1. Художественная ценность произведения.
2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
3. Решение учебных задач.
4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).
5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла.
6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам.
7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.
Итак, каждый свой урок вокального ансамбля я строю так, чтобы задействовать сразу все формы работы. Акцент ставлю на певческом дыхании, так как считаю, как и итальянские великие мастера, что певческое дыхание-это основа пения.
В начале урока мы с учениками подготавливаем наш голосовой аппарат к работе, начиная с артикуляционных упражнений. Это не маловажно. Для начальных классов придумываю специальные названия, чтобы им было легче запоминать и интересно делать, например:
«Рыбка»: втягиваем щёки- надуваем щёки, и так чередуя.
«Чистим зубки»: языком проводим по нижним и верхним дёснам.
«Жуём жевачку» или «ириска».
Просто открываем рот на гласные «а,о,у», не произнося их и т.д.
Далее работаем над певческим дыханием. Здесь я рассматривала много методик Стрельниковой, Бутейко, что-то использую с мастер-классов, смотря какого результата я хочу добиться.
Дышим как «собачки». Нужно следить за тем, чтобы работал животик. В начальных классах дети ещё не умеют правильно дышать, поэтому для них я предлагаю согнуться (буквой Г) и в таком положении дышать. Живот автоматически начинает работать, всё происходит само собой.
Три глубоких вдоха и выдоха через нос/рот.
Три коротких вдоха и выдоха через нос/рот. Потом чередуем.
Вдох через нос, выдох на звук «ф», «х».
"Упражнение Тарзан" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Стоим прямо, делаем выдох, затем глубокий вдох. Сожмем руки в кулаки. Громко произносим звуки "ииииииииии" и одновременно колотим себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Делаем это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
Самое главное, на что должен обратить внимание учитель, это певческая позиция при работе над дыханием. Ровное положение спины, ровный корпус, руки опущены или на животе. И положение рта: когда дети делают выдох через рот, нужно следить чтобы был «на улыбке». В методике это называется «оскал». А при вдохе и выдохе через нос, губы должны быть сомкнуты, и сохранять купол во рту.
Не стоит забывать и про дикционные упражнения. Их в моей копилке уйма. Вот некоторые из них:
Читаем слоги:
1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Далее мы обычно приступаем к распеванию. Я стараюсь давать те упражнения, благодаря которым мы будем одновременно работать и над дыханием и над звукоизвлечением.
Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить нас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем заменяем звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".
Все как в предыдущем упражнении, только к согласной присоединяем гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.
Усложняем предыдущее упражнение. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверяем правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушаем свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство нашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносим не торопясь. Между слогами пауз не делаем. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следим, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО
МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ
МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
Можно взять любую попевку и просто в определённых местах её продышать, а не пропеть.
И после того, как мы распелись и подготовили свой голосовой аппарат к работе, мы можем приступать к работе над песней.
На уроках вокального ансамбля я добиваюсь систематизации вокальных умений и навыков. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у учеников практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и правильное певческое дыхание, гармонический слух); повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить
их музыкальные представления; воспитать у детей эстетический вкус, и умение работать в коллективе; воспитать настойчивость, целеустремлённость и ответственность за достижение творческих результатов; познакомить с элементами сценического мастерства; привить навыки общения в творческом коллективе и сценического поведения.