СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соленость и температура океанических вод

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Соленость и температура океанических вод»

Класс: 6

Используемые ресурсы: география 8 класс, авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, «Полярная Звезда»,

Атласы и контурные карты «Сфера» - Планета Земля 5-6 классы


Цель урока: сформировать представление о солёности и температуре океанических поверхностных вод и установить причины, влияющие на их свойства.


Задачи:

  1. Формирование представлений о свойствах океанических вод;

  2. Определение факторов, определяющих разницу в солёности и температуре поверхностных вод;

  3. Продолжение формирования умений работы с географической картой, сравнения, оформления сводных таблиц, умения делать выводы на основе полученной информации;

  4. Продолжение работы над формированием географической картины мира.



Оборудование: настенная физическая карта, проектор и интерактивная доска, компьютер, атласы и контурные карты, тетради и раздаточные материалы.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  Сегодня мы собираем заседание учёных, изучающих свойства океанических вод. Запишем в наших тетрадях тему урока (на слайде).


  1. Изучение нового материала

 

Записка исследователя: «Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3, что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.

Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.

  Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.»

Ко всем учащимся.

  Почему морская вода солёная? Откуда берётся соль?

***

(учебник стр. 99)

  Солёность воды определяется количеством соли, содержащейся в одном литре воды. Средняя солёность океанов 35‰ (промилле – тысячная доля числа), т. е. в одном литре воды содержится 35 г соли.

  (запись в тетрадь: чему равна промилле в граммах на литр?)

  Записка исследователя: Путешествуя по океанам, я заметил, что солёность вод в районе экватора – середины Земли составляет 34‰. Мы отправляемся на поиски места, где солёность меньше. В поисках заплыли в Красное море, ближе к тропикам, а там выяснилось, что солёность моря больше, чем на экваторе и она равна - 42‰. Путешествовали мы через Суэцкий канал и Средиземное море, плыли долго к полюсу. В Норвежском море она уменьшилась до - 8‰. Проплыли ещё дальше и взяли на пробу лёд, растопили часть – оказалась пресная вода.

 

? Вопрос к юным учёным:

  1. Что такое солёность?

  2. В чём она измеряется?

  3. Какая солёность в морях и океанах?

▲ По ходу ответа учеников, на карте значками отмечает солёность морей и океанов.

(учебник стр. 100)

Ко всем юным учёным.

  1. Какие процессы в природе могут «налить» (опреснить) воду?

  2. Какие процессы могут убрать воду, а соль оставить?

  3. Почему в Красном море солёность больше, чем в Балтийском?


Сделайте вывод – какие факторы влияют на солёность.

▲ Под запись выводы:

  1. Солёность – количество соли, содержащейся в 1л воды.

Андреева Юлия Владимировна

  1. Измеряется в промилле.

  2. Пресная вода – солёность меньше 1 ‰.

  3. Опресняют воду осадки, речные воды.

  4. «Подсаливают» воду испарение и образование льда.

***

 (учебник стр.100-101)

Записка исследователя: долго плавая среди льдов Арктики мы провели замер температуры, как делали это на экваторе и в тропиках, и оказалось, что здесь она равна – 00С. Средняя температура в тропиках составляла +20 0С, а на экваторе +27 0С. Мой друг также провёл измерение температуры с глубиной и вот результаты:

0 м - +16 0С

200 м - +15,5 0С

1000 м - +3,8 0С

  А на глубине 2 км на всём пространстве Мирового океана от экватора до полярных районов температура воды почти всюду равна 2-3 0С.


Вопрос к юным учёным:

Как изменяется температура поверхностных вод от экватора к полюсу? С глубиной?

▲ По ходу ответа ученика учитель на карте значками отмечает температуру поверхностных вод; зарисовывает на доске график изменения температуры воды с глубиной.


У учащегося возникает вопрос – почему температура поверхностных вод различна на разных широтах? Глубинах?

  Давайте рассуждать вместе.

Ко всем учащимся

  1. Кто является «хозяином» тепла и холода на Земле?

  2. Как будет изменяться температура воздуха от экватора к полюсу?


  Сделайте вывод – как изменяется температура поверхностных вод? С глубиной?

Под запись выводы:

  1. Температура воды от экватора к полюсу понижается, так как изменяется температура воздуха.

  2. Верхние слои воды нагреваются солнечными лучами.

  1. Закрепление (рефлексия)

▲ Заполнение сводной таблицы:


Море / залив

Солёность

Температура поверхностных вод

Факторы, влияющие на свойства

Баренцево




Карибское




Гвинейский залив




Южно-Китайское море





Факторы: речной сток, испарение, таяние льдов, нет стока, нет осадков, обильные дожди

Страницы атласа: 8-9, 28


  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Параграф 30 учить свойства и факторы на них влияющие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!