Класс: 6
Используемые ресурсы: география 8 класс, авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, «Полярная Звезда»,
Атласы и контурные карты «Сфера» - Планета Земля 5-6 классы
Цель урока: сформировать представление о солёности и температуре океанических поверхностных вод и установить причины, влияющие на их свойства.
Задачи:
Формирование представлений о свойствах океанических вод;
Определение факторов, определяющих разницу в солёности и температуре поверхностных вод;
Продолжение формирования умений работы с географической картой, сравнения, оформления сводных таблиц, умения делать выводы на основе полученной информации;
Продолжение работы над формированием географической картины мира.
Оборудование: настенная физическая карта, проектор и интерактивная доска, компьютер, атласы и контурные карты, тетради и раздаточные материалы.
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня мы собираем заседание учёных, изучающих свойства океанических вод. Запишем в наших тетрадях тему урока (на слайде).
Изучение нового материала
Записка исследователя: «Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3, что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.
Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.
Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.»
? Ко всем учащимся.
Почему морская вода солёная? Откуда берётся соль?
***
(учебник стр. 99)
Солёность воды определяется количеством соли, содержащейся в одном литре воды. Средняя солёность океанов 35‰ (промилле – тысячная доля числа), т. е. в одном литре воды содержится 35 г соли.
(запись в тетрадь: чему равна промилле в граммах на литр?)
Записка исследователя: Путешествуя по океанам, я заметил, что солёность вод в районе экватора – середины Земли составляет 34‰. Мы отправляемся на поиски места, где солёность меньше. В поисках заплыли в Красное море, ближе к тропикам, а там выяснилось, что солёность моря больше, чем на экваторе и она равна - 42‰. Путешествовали мы через Суэцкий канал и Средиземное море, плыли долго к полюсу. В Норвежском море она уменьшилась до - 8‰. Проплыли ещё дальше и взяли на пробу лёд, растопили часть – оказалась пресная вода.
? Вопрос к юным учёным:
Что такое солёность?
В чём она измеряется?
Какая солёность в морях и океанах?
▲ По ходу ответа учеников, на карте значками отмечает солёность морей и океанов.
(учебник стр. 100)
? Ко всем юным учёным.
Какие процессы в природе могут «налить» (опреснить) воду?
Какие процессы могут убрать воду, а соль оставить?
Почему в Красном море солёность больше, чем в Балтийском?
Сделайте вывод – какие факторы влияют на солёность.
▲ Под запись выводы:
Солёность – количество соли, содержащейся в 1л воды.
Андреева Юлия Владимировна
Измеряется в промилле.
Пресная вода – солёность меньше 1 ‰.
Опресняют воду осадки, речные воды.
«Подсаливают» воду испарение и образование льда.
***
(учебник стр.100-101)
Записка исследователя: долго плавая среди льдов Арктики мы провели замер температуры, как делали это на экваторе и в тропиках, и оказалось, что здесь она равна – 00С. Средняя температура в тропиках составляла +20 0С, а на экваторе +27 0С. Мой друг также провёл измерение температуры с глубиной и вот результаты:
0 м - +16 0С
200 м - +15,5 0С
1000 м - +3,8 0С
А на глубине 2 км на всём пространстве Мирового океана от экватора до полярных районов температура воды почти всюду равна 2-3 0С.
? Вопрос к юным учёным:
Как изменяется температура поверхностных вод от экватора к полюсу? С глубиной?
▲ По ходу ответа ученика учитель на карте значками отмечает температуру поверхностных вод; зарисовывает на доске график изменения температуры воды с глубиной.
▲ У учащегося возникает вопрос – почему температура поверхностных вод различна на разных широтах? Глубинах?
Давайте рассуждать вместе.
? Ко всем учащимся
Кто является «хозяином» тепла и холода на Земле?
Как будет изменяться температура воздуха от экватора к полюсу?
Сделайте вывод – как изменяется температура поверхностных вод? С глубиной?
▲ Под запись выводы:
Температура воды от экватора к полюсу понижается, так как изменяется температура воздуха.
Верхние слои воды нагреваются солнечными лучами.
Закрепление (рефлексия)
▲ Заполнение сводной таблицы:
Море / залив | Солёность | Температура поверхностных вод | Факторы, влияющие на свойства |
Баренцево | | | |
Карибское | | | |
Гвинейский залив | | | |
Южно-Китайское море | | | |
Факторы: речной сток, испарение, таяние льдов, нет стока, нет осадков, обильные дожди
Страницы атласа: 8-9, 28
Подведение итогов. Домашнее задание.
Параграф 30 учить свойства и факторы на них влияющие.