СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солнечная активность и ее последствия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по асторономии. Солнечная активность и ее последствия.

Просмотр содержимого документа
«Солнечная активность и ее последствия»

СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗЕМЛЮ






Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: исследовать солнечно-земные связи


Планируемые результаты

Предметные: научатся перечислять примеры проявления солнечной активности - солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы мас­сы; называть период изменения солнечной активно­сти; перечислять виды влияния солнечной активности на магнитосферу Земли (магнитные бури, полярные сияния); получат возможность научиться характе­ризовать потоки солнечной плазмы; описывать по­следствия влияния солнечной активности на земную магнитосферу, объяснять их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередач

Метапредметные:

познавательные — использовать знание физиче­ских законов и закономерностей, характеризующих состояние плазмы, для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности;

  • регулятивные - соотносить проявление солнечной активности и состояние магнитосферы Земли;

  • коммуникативные - выражать логически верные обоснованные высказывания; участвовать в груп­повой работе

Личностные: организовывать целена­правленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; высказы­вать и отстаивать собственную точку зре­ния, проявлять уважительное отношение к мнению сверстников, участвовать в диа­логе

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организаци­онно-мотива­ционный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Созда­ние в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о Солнце, его составе и внутреннем строении. Закон­чите предложение: «Солнце - это ...»

Настраиваются на учебную деятельность. Заканчивают предложение

Построение логичных устных высказываний

II. Актуализа­ция, знаний учащихся

  • В качестве домашнего задания вам необходимо было выпол­нить практическую работу «Наблюдение Солнца с использо­ванием online данных спутника СОХО». Представьте план про­ведения практической работы, ход ее проведения и полученные результаты.

  • Почему визуальные наблюдения Солнца должны проводиться с соблюдением правил безопасности? Каких именно?

  • Раскройте современную модель внутреннего строения Солн­ца и покажите, что эта модель позволяет объяснить существо­вание звезды.

  • В чем состоит специфика методов исследования Солнца?

  • Раскройте сущность понятия «солнечная постоянная».

  • Солнце называют самоуправляемым термоядерным реактором. Раскройте принципы работы этого естественного реактора. Предлагает обсудить ответы на вопросы учебника

Желающие представляют результаты проведе­ния практической работы.

Участвуют в обсуждении.

Участвуют в обсуждении вопросов 1-7 учебника (с. 142)

Построение научно обосно­ванных высказы­ваний.

Представление результатов само­стоятельной ра­боты

#

III. Выявление затруднения и формулировка целей деятель­ности

- В книге М. М. Дагаева, В. М. Чаругина «Книга для чтения по астрономии: астрофизика» есть следующие строки: «Меч­тая открыть неизвестную планету внутри земной орбиты, он [Г. Швабе] надеялся увидеть ее проецирующейся черным кружком на диске Солнца и для этого на протяжении 25 лет отмечал появление и число солнечных пятен. Планеты он не открыл, но зато обнаружил 11-летний период изменения числа солнечных пятен». Что вы знаете о понятии «солнечные , пятна»?

Высказывают предположения

Целеполагание познавательной деятельности. Ценностное отно­шение к научным исследованиям

; 1

2

3

4


  • Солнце - единственная звезда, влияние которой обязательно должно оказываться на Землю. Какие сведения вам известны о влиянии Солнца на Землю?

  • Тема нашего сегодняшнего урока - «Солнечная активность и ее влияние на Землю». На какие вопросы вы хотели бы сего­дня ответить в ходе урока?



IV. Открытие нового знания учащимися

  • Чтобы ответить на поставленные вопросы, предложите этапы достижения цели нашего урока.

  • Предлагаю вам выполнить задание, используя учебник, для характеристики форм проявления солнечной активности. Предположите, какие элементы должна включать в себя харак­теристика процессов на Солнце.

Сопровождает процесс выполнения самостоятельной работы. Организует обсуждение результатов работы.

  • Сформулируйте, что называется солнечной активностью.

  • Охарактеризуйте появление солнечных пятен - первого явле­ния, которое было обнаружено в числе проявления солнечной активности.

  • Раскройте процесс возникновения протуберанцев в атмосфе­ре Солнца.

  • Поясните механизм возникновений вспышек.

  • Перечислите характеристики процесса корональных выбросов.

  • При изучении физики вы рассматривали характеристики маг­нитного поля Земли. Охарактеризуйте его особенности. Организует обсуждение геофизических явлений и их характе­ристик, подчеркивается возможность «спокойного» Солнца как источника «солнечного ветра».

Предлагает представить доклады о проявлении солнечно­земных связей

В совместной беседе приходят к выводу о необхо­димости рассмотреть формы проявления солнеч­ной активности и их причины, физические основы распространения в межзвездном пространстве и взаимодействия с Землей.

Предлагают план работы, включающий:

  • определение формы проявления солнечной актив­ности;

  • область возникновения на Солнце;

  • механизм возникновения и его особенности;

  • следствия проявления процесса для межпланет­ного пространства и Земли.

Используя § 21.4, характеризуют солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы. Участвуют в обсуждении.

s'

В процессе совместного обсуждения характери­зуют форму магнитосферы, действия силы Ампе­ра и силы Лоренца, причинно-следственные связи активности Солнца и наличия у Земли магнито­сферы, атмосферы, биосферы и техносферы.

Работа с текстом научного содер­жания. Интерпре­тация информа­ции, представ­ленной в различ­ных формах, комплексное применение

1

2

3

4



Участвуют в обсуждении механизма возникнове­ния магнитных бурь, полярных сияний, времени их возникновения после вспышек на Солнце. Представляют доклады: «Изучение магнитных бурь на Земле»; «Особенности возникновения полярных сияний»


V. Включение нового знания в систему

  • Ранее мы рассматривали особенности планет Солнечной системы. Используя понятия, которые мы сегодня изучили, перечислите планеты, на которых можно наблюдать явления, вызванные взаимодействием магнитосферы и «солнечного ветра».

  • В чем состоит отличие влияния Солнца на другие планеты и на Землю?

  • Мы начали урок с отрывка из источника, описывающего открытия цикла солнечной активности. Но продолжительные исследования показали, что проявление цикличности можно обнаружить на Земле.

  • Достаточно часто СМИ передают предупреждение о магнит­ных бурях. Рассмотрим влияние солнечной активности на ор­ганизм человека

Анализируют условия и делают вывод о планетах Солнечной системы, для которых будут наблю­даться сходные явления.

Высказывают предположения, приходя к выводу об отсутствий биосферы и техносферы на других планетах, что уменьшает разнообразие направле­ний влиянш солнечной активности на Землю. Представляют доклад «Исследование проявлений циклов солнечной активности».

Представляют доклад «Влияние магнитных бурь на здоровье человека»

Представление информации в различных видах

0

VI. Рефлексия деятельности

  • На сегодняшний день в мире существует несколько наземных и космических обсерваторий (МГГ, МГСС, СОХО, СТЕРЕО) по непрерывному наблюдению Солнца. Обоснуйте важность деятельности данных цейтров.

  • Как вы считаете, какое практическое значение имеют солнечно­земные связи для различных областей науки? Каких именно?

  • В последнее время развивается новый вид туризма - научный туризм. Укажите, в каких регионах мира наиболее интересна организация данного вида туризма для наблюдения полярных сияний

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

1 (.

VII. Домашнее задание

Учебник, § 21.4.

Темы докладов (по желанию): «Закон Вина», «Эффект Доплера»

Записывают домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!