Просмотр содержимого документа
«Солнечная радиация. Характеристика. Расчеты»
Солнечная радиация
Цели урока:
· сформировать понятия «солнечная радиация», «радиационный баланс»;
· изучить виды солнечной радиации;
· сформировать представление об изменении солнечнойрадиации по сезонам года.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о различных видахсолнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны.
Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечнойрадиации; 3) анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы.
Личностные: понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле.
Основное содержание: солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года.
Деятельность обучающихся: выявлять факторы, которые определяют климат России; выявлять закономерностираспределения солнечной радиации по территории России;определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов игородов России; анализировать карту «Высота Солнца надгоризонтом на разных широтах»; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года.
Ценностный компонент урока: значимость солнечного тепла для всего живого на Земле.
Оборудование: карты «Суммарная солнечная радиация и радиационный баланс» и «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Изучение нового материала
В начале урока обучающимся предстоит вспомнить, какие факторы влияют на формирование климата.Затем учитель задаёт ученикам вопрос: «Что вы знаетео солнечной радиации и её значении для жизни на Земле?»Используя текст учебника на с. 82, обучающиеся раскрывают понятия «солнечная радиация», «суммарная солнечнаярадиация», «прямая и рассеянная радиация», «поглощённая и отражённая радиация» и вычерчивают схему.
Схема 7
Прямая | | Рассеянная | | Поглощённая | | Отражённая |
Учитель акцентирует внимание учеников на том, чтоколичество поступающей солнечной радиации зависит отугла падения солнечных лучей, т. е. от географическойшироты, а также от состояния атмосферы (облачности,запылённости, влажности воздуха и др.), характера подстилающей поверхности.
Затем учитель раскрывает понятие «радиационный баланс» и знакомит школьников с его определением и особенностями для России.После объяснения учителя обучающиеся анализируюткарты (рис. 36 и 37 учебника) и делают вывод об изменении солнечной радиации по сезонам года.В конце урока учитель проводит словарный диктант наусвоение терминов и понятий данного параграфа.
Домашнее задание: 1) изучить § 21;
2) ответить навопросы и выполнить задания после параграфа;
3) выполнить задание 7 на с. 32 тренажёра.