СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солнечное и Лунное затмения.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по астрономии о Солнечном и Лунном затмениях. В разработке урока использованы интересные дополнительные материалы к теме и применены разнообразные формы работ для закрепления узучаемого.

Просмотр содержимого документа
«Солнечное и Лунное затмения.»

Урок № 5. 

Тема: Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Класс: 10 Дата_________________

Учитель физики: Иннокентьева А.В.

Обучающая цель урока: изучить явления (смена лунных фаз, затмения), связанные с обращением Луны вокруг Земли.

Задачи урока.

  • Ввести понятия: сидерический /синодический месяц, узлы лунной орбиты, фазы Луны, солнечное затмение (полное, частное), лунное затмение (полное, частное).

  • Объяснить, почему происходит смена лунных фаз.

  • Объяснить, почему и как происходят затмения.

  • Сарос и предсказания затмений

Развивающая цель урока: интерес к предмету, внимательность, речь, наблюдательность, умение работать со справочной литературой.

Воспитательная цель урока: показать несостоятельность суеверий, связанных с фазами Луны и затмениями

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»;

- объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

- описывать порядок смены лунных фаз.

2. Метапредметные:

- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

- графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений;

- составление сравнительной таблицы;

- построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

3. Личностные:

- продолжить формировать умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

- продолжить формировать познавательную и информационную культуры, в том числе навыки самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

- формировать умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной деятельности.

ТСО (оборудование): компьютер, проектор, презентация к уроку, Теллурий(модель «Солнце – Земля – Луна»)

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

I.Орг.момент.

1. Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята! Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы свами с полным правом в конце урока астрономии сможем добавить- я развиваюсь! Для начала совершим путешествие по звездному небу…

II. Актуализация опорных знаний

2. «Марафон» по звездному небу:

- Сколько звезд на небе? (6000), сколько мы видим?(3000)

- Сколько созвездий на небе?- 88 (72 видны на территории нашей страны)

- Что называется верхней кульминацией светила? (явление пересечения светилом небесного меридиана)

- Что такое эклиптика? ( круг небесной сферы, по которому происходит годичное движение Солнца)

2.1. проверка домашнего задания(опрос):

-Назовите зодиакальные созвездия.

-Как называется 13 созвездие? (Змееносец)

-Расскажите об этом созвездии (предыдущее домашнее задание)

III. Мотивация(постановка проблемы)

- Как вы думаете, почему спутник Земли Луна хорошо видна в темное время суток?

- От чего зависит форма светящейся Луны? Чем это можно объяснить?

- Почему днем периодически можно видеть Луну? Как связано это явление с движением Луны?

- Почему периодически наблюдается затмение Луны? затмение Солнца?

- Как эти явления связаны с суточным и годичным движением Солнца?

На эти многие другие вопросы мы с вами сможем дать полный ответ в конце сегодняшнего урока.

VI. Этап целеполагания

«В записях Колумба описан случай, как лунное затмение помогло мореплавателю. Во время конфликта с местным населением моряк пригрозил, что с неба исчезнет Луна. если те не продолжат снабжать их продовольствием. Именно в это время произошло лунное затмение, и напуганные аборигены решили сотрудничать с “могучими пришельцами”.

Как вы думаете, какие знания помогли Колумбу?

Ответ: знание о движении Луны и периоде ее затмений.

Тема урока: Движение Луны и затмения. /Запись учащимися темы в тетради/


V. Изучение нового материала /Рассказ нового материала в виде диалога, в ходе которого учащиеся слушают учителя, поддерживают диалог, задают вопросы, самостоятельно фиксируют в тетрадях необходимую информацию /

 Смотря ночью на звездное небо, мы можем только удивляться тому многообразию, которое представляется нашему взору: звезды, планеты, кометы, луна. Посмотрите на фото(слайд 1 презентации) А теперь закройте глаза и представьте себе эту красоту.(по возможности можно сопроводить звучанием «Лунной соната»). Какую луну вы увидели?

Земле достался один-единственный спутник. Но зато какой! Луна в 400 раз меньше Солнца и в 400 раз ближе него, поэтому на небе Солнце и Луна кажутся дисками одинакового размера. Так что Луна может заслонить собой Солнце.

Происхождение Луны. Согласно одной из гипотез, несколько млрд. лет назад, когда Земля формировалась, с ней столкнулось большое небесное тело, размером с Марс.(слайд 2) В результате этого столкновения из верхних слоёв Земли (в Тихом океане) было вырвано большое количество вещества, из которого впоследствии образовалась Луна. (слайд 3)

Видимая сторона Луны(слайд 4) Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 27 суток. За это же время Луна делает полный оборот вокруг своей оси. Период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Землипоэтому к Земле обращено всегда одно и то же полушарие Луны. Почему мы видим только одну сторону Луны?

  • Что такое фазы Луны.  (слайд 5-6)

Луна – не самосветящееся тело: она светит отражённым солнечным светом. В зависимости от положения, которое Луна занимает по отношению к Земле и Солнцу, мы видим Луну в разных формах: то полную то половинку, то совсем не видим. Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска называется фазой Луны. Граница освещённой и неосвещённой части называется терминатор, а лунный серп – лимбом. Что такое фаза Луны?

  • 4 фазы Луны. (слайд 7)Различают 4 фазы Луны: новолуние, 1 четверть, полнолуние, последняя четверть. /Рисунок в тетради зарисовать/

  • Фазы луны (относительно Солнца)  Проследим смену лунных фаз. В новолунии Луна бывает, когда расположена между Землёй и Солнцем. В полнолунии – Луна располагается за Землёй.

  • Смена лунных фаз. После новолуния Луна как бы «растёт» от узкого серпа до полного диска.(слайд 8) После полнолуния луна убывает «стареет» и перестаёт быть видимой. /записать в тетрадь/. Смена лунных фаз происходит за 29,5 сутокПочему вы видим «разную» Луну? /(Слайд 9) – заполнить таблицу в тетрадь./

  • Условия видимости луны в зависимости от фазы. Луна участвует в суточном движении небесной сферы, но в отличие от планет, она быстро перемещается с запада на восток, т.е. в направлении противоположном суточному вращению небесной сферы. Это явление вы можете пронаблюдать: каждый вечер, отмечая по часам время верхней кульминации Луны, вы убедитесь, что луна приходит к небесному меридиану с опозданием на 50 минут

  • Синодический и сидерический месяц. 

Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли называется сидерическим  месяцем. Он равен примерно  27 сут. /(слайд 10) – записать в тетради/

Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны называется синодическим месяцем. Он равен 29,5 суток. /(слайд 12) – записать в тетради/

Солнечное затмение. (слайд 19-20)

Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит Солнечное затмение. Во время полного затмения луна закрывает весь диск Солнца, благодаря тому, что видимые диаметры луны и солнца почти одинаковы. Солнце имеет вид чёрного диска, окружённого нежным сиянием. Дневной свет настолько ослабевает, что можно увидеть на небе планеты и яркие звёзды. В древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» есть описание этого явления. Затмение привело в ужас воинов князя, они увидели в этом явлении дурное предзнаменование. Причина затмения, благодаря науке, перестала быть тайной. С древних времен солнечное затмение вселяло ужас в сердца людей и зачастую воспринималось как конец света. Практически это так и было, ведь Луна перекрывала солнечным лучам путь к Земле. Поскольку объяснить неожиданное исчезновение светила никто не мог, явление вызывало панику. Считалось, что исчезновение светила предвещает всевозможные несчастья, эпидемии, голод и конец мира.*

В 2018 г. мы сможем наблюдать три подобных явления. Главная особенность заключается в том, что созерцать эти события смогут жители определенных регионов планеты. Поэтому не многие получат возможность вдоволь насладиться красотой и завораживающей таинственностью солнечных затмений.

15.02.18 в 23:52 по Москве посмотреть на данное явление получится у пингвинов с учеными в Антарктиде, а также населению Южной Америки. Россиянам не представится такая возможность, поэтому солнечное затмение 15 февраля 2018 г. пройдет вдали от наших взоров.
13.07.18 утром в 06:02 по Москве люди на юге Австралии, востоке Антарктиды, в Тасмании и в водах Индийского океана смогут следить за данным солнечным затмением.
Условие наступления солнечного затмения. Солнечное затмение наступает, если в момент новолуния Луна пересекает плоскость эклиптики и может длиться до 7,5 минут. /Смотрим схему солнечного затмения/

  • Тень Луны на Земле. Полные солнечные затмения можно наблюдать только в тех областях Земли, по которым проходит полоса тени Луны. Диаметр тени не превышает 270 км, поэтому полное затмение Солнца видно лишь на малом участке земной поверхности.

  • Кольцеобразное затмение Солнца. Если видимый диаметр Луны оказывается немного меньше Солнечного, то затмение приобретает кольцеобразную форму.

  • Сарос. /(слайд 21)- запись в ОК/ Ещё древние астрономы заметили, что затмения повторяются через определённый промежуток времени. Этот промежуток они назвали САРОС (в переводе с египетского «повторение»). Сарос составляет примерно 18 лет 11 дней. В течение каждого сароса происходи 70 затмений: 42 солнечных и 28 лунных. Однако лунные затмения наблюдаются чаще, чем солнечные, т.к. лунные видны со всего ночного полушария Земли. Полное солнечное затмение в данной точке земной поверхности видно раз в 200 лет. Промежуток между солнечным и лунным затмением составляет примерно 2 недели (т.е. от новолуния до полнолуния). В году бывает 2 солнечных и 2 лунных затмения. В 1982 году было 7 затмений (это максимальное количество)

Лунное затмение (слайд 22)

Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещённый Солнцем земной шар, происходит полное лунное затмение. Его можно наблюдать со всего ночного полушария Земли, где Луна находится над горизонтом. Лунное затмение происходит, когда Луна в момент полнолуния пересекает плоскость эклиптики. Оно может длиться от 1,5 до 2 часов (столько требуется Луне, чтобы пересечь конус земной тени), Лунное затмение бывает до 3 раз в году. В старину, из-за багровой окраски диска луны, затмения  боялись как страшного предзнаменования, считали, что «месяц кровью обливается». 

Это явление легко объясняет физика. Проходя через земную атмосферу, солнечные лучи рассеиваются и преломляются. Рассеивается лучи, соответствующие голубому и синему участку спектра (поэтому наше небо голубое), а преломляются лучи, соответствующие красному участку спектра. Именно эти лучи и окрашивают Луну в  красный оттенок.

  • Наблюдение лунного затмения (слайды с 23)

   Зная продолжительность сароса можно предсказывать время наступления затмений. Этим пользовались жрецы для подчинения и устрашения  людей, предписывая затмениям сверхъестественную силу. Современная астрономия неоднократно помогала историкам уточнять даты исторических событий, которые по свидетельству летописцев совпадали с затмениями. Затмения  создают благоприятные условия для изучения небесных тел.

В 2018 году 27 июня ожидается самое длительное лунное затмение, которое можно будет наблюдать по всем регионам России.

  • Наблюдение лунного затмения (наблюдение с помощью Теллурия)

   Зная продолжительность сароса можно предсказывать время наступления затмений. Этим пользовались жрецы для подчинения и устрашения  людей, предписывая затмениям сверхъестественную силу. Современная астрономия неоднократно помогала историкам уточнять даты исторических событий, которые по свидетельству летописцев совпадали с затмениями. Затмения  создают благоприятные условия для изучения небесных тел

VI. Закрепление

Опрос и применение полученных знаний при анализе ситуации:

  • Опровергните мнение «мы видим только 1 полушарие(одну сторону) Луны потому, что Луна не вращается вокруг своей оси»  

(период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли, именно поэтому…)

  • Что такое фаза Луны? 

Ответ: Наблюдаемая с земли освещённая часть лунного диска

  • Назовите фазы луны.  

Ответ: новолуние, 1 четверть, 2 четверть, полнолуние.

  • Объясните причину смены лунных фаз. 

Учащиеся должны подчеркнуть, что, во-первых, Луна не самосветящееся тело, во-вторых, Солнце освещает лишь одно полушарие Луны, в-третьих, во время движения вокруг Земли Луна занимает различные положения относительно Солнца и Земли, а потому с Земли может быть видно либо все освещенное полушарие (полнолуние), либо темное полушарие (новолуние), либо часть светлого и часть темного.

  • «Как ярко светит Луна» - верно ли выражение с точки зрения астрономии»

Ответ: так как Луна не светит сама, а лишь отражает лучи Солнца, то с точки зрения астрономии данное выражение не верно.

  • Что такое Синодический  месяц?  Чему он равен? 

Ответ: Промежуток времени между одинаковыми фазами Луны. Равен 29,5 суток.

  • Что такое сидерический месяц?  Чему он равен? 

Ответ: Время, за которое Луна делает полный оборот вокруг Земли. Равен 27 сут.

  • При каком условии происходит лунное затмение? 

Ответ: Когда при движении вокруг Земли Луна попадает в конус земной тени, которую отбрасывает освещённый Солнцем земной шар. Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе полнолуния.

  • При каком условии происходит солнечное затмение? 

Ответ: Когда Луна при своём движении вокруг Земли полностью или частично заслоняет Солнце.  Когда Луна пересекает плоскость эклиптики в фазе  новолуния

VII. Первичное осмысление(если остается время – на уроке, если нет – задание на дом):

Заполнение таблицы «Характеристика солнечных и лунных затмений».

//После выполнения данной работы целесообразно

обсудить результаты, обратив внимание на кольцеобразное солнечное затмение, свидетельствующее об изменении расстояний видимого углового диаметра Луны в зависимости от взаимных расстояний Солнца, Земли и Луны.//

Давайте теперь ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока:

Почему днем периодически можно видеть Луну, а периодически нет?

Ответ: Это зависит от ее положения на небе 
В новолуние Луна не видна, поскольку находится (для наблюдателя с Земли) рядом с Солнцем и к тому же обращена к нам неосвещенной стороной. В полнолуние она находится на противоположной Солнцу стороне неба, восходит после заката и поэтому не видна днем. А вот в первой и последней четверти Луна отстоит от Солнца на 90 градусов и выглядит полукругом, так как освещена сбоку. В таком виде ее нетрудно разглядеть на дневном небе. В первой четверти — после полудня в восточной части неба, а в последней четверти — до полудня в западной стороне.   *Резервный вопрос: На флаге Турции изображена Луна в последней четверти и звезда. (показать рисунок). В чём несостоятельность этого рисунка как астрономического явления? (Звезда не может быть видна внутри диска Луны, дополненного до круга (рис. 31, а). Все небесные светила гораздо дальше Луны и, следовательно, должны ею заслоняться. Их можно видеть только за краем неосвещенной части Луны)

VIII. Итог урока.

Можно провести в виде теста (Тест в приложении)
Оценивание активно работавших на уроке учащихся.


IX. Рефлексия.//организация рефлексии в ходе которой учащиеся анализируют результаты собственной деятельности, определяют существующие проблемы дальнейшей работы//

Опрос

Что узнали нового?

Что осталось непонятным из намеченных вопросов в начале урока?


X. Домашнее задание

§6(учебник Чаругина «Астрономия»), ответы на вопросы

Провести наблюдение после захода Солнца(или скачанного из интернета фото Луны). Сделать зарисовку Луны в тетради(невидимую часть луны заштриховать простым карандашом). Определить по рисунку в какой фазе находится Луна./ Активизация интереса учащихся к самостоятельному проведению наблюдений.//

Также можно выполнить проектно-исследовательское задание: Предлагаются темы проектов:

1. О чем может рассказать цвет лунного диска.

2. Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.












Приложение 1

Проверочный тест (вопросы в форме ЕГЭ)1 вариант.

  1. Лунное затмение наступает, когда Луна находится                                     а) между Землёй и Солнцем                                                                                         б) за Землёй                                                                          

в) за Солнцем

  1. Чем объясняется смена времён года на Земле?                                        

а) вращением Земли вокруг оси                                                                                         б) вращением Земли вокруг Солнца                                                                                 в) вращением Луны вокруг Земли

  1. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе между Землёй и Солнцем, то, как видна Луна?                                                                                                             а) в виде узкого серпа; 
    б) в виде полного диска Луны; 
    в) Луна совсем не видна.                                                                                                                                          

  2. В какой фазе находится «растущая Луна»?


а)серповидная фаза    

б) бальзамическая фаза     

в) фаза рассеяния                

 г) выпуклая фаза

  1. Завтра будет солнечное затмение. Будет ли сегодня лунная ночь? Ответ обосновать.
















2 вариант.

1. То, что мы видим только одну сторону Луны объясняется тем, что…           а) Луна не вращается вокруг Земли                                                                         б) Луна не вращается вокруг своей оси                                                                   в) период вращения Луны вокруг оси равен периоду её обращения вокруг Земли.                                

2..Чем объясняется смена дня и ночи на Земле?                                                     а) вращением Земли вокруг оси                                                                               б) вращением Земли вокруг Солнца                                                                         в) вращением Луны вокруг Земли                                                                            3. В какой фазе находится «стареющая Луна»?

а)серповидная фаза    

б) бальзамическая фаза     

в) фаза рассеяния                

 г) выпуклая фаза

4. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе против Солнца, то, как видна Луна?                      

а) в виде узкого серпа; 
б) в виде полного диска Луны; 
в) Луна совсем не видна.                    

5. Вчера было полнолуние. Может ли быть завтра затмение Солнца? Ответ обосновать


















Приложение 2. Ответы к тесту:

Вариант №1

1. Б

2. Б

3. В

4. А

8. Нет. После новолуния Луна будет «расти»




Вариант №2

1. В

2. А

3. В

4. Б

5. Нет. Солнечное затмение происходит, когда Луна в новолунии.


































Приложение 3

Характеристика солнечных и лунных затмений


Параметр характеристики

Солнечное затмение

Лунное затмение

Графическое изображение процесса затмения



Астрономические условия наступления



Виды затмений



Максимальная продолжительность



Средняя частота наступления в течение года



Частота наблюдения на определенной территории



Сарос (период повторения последовательности затмений) и его причины



Использование явления в научных целях



























Приложение Творческое задание


  1. В течение недели наблюдайте положение Луны в одно и то же время. Выберите удаленные объекты, относительно которых можно сравнивать положение лунного диска. По результатам наблюдений заполните таблицу:

Дата наблюдения







Графическое изображение наблюдаемой фазы Луны







Название фазы







Цвет Луны







Характер смещения Луны относительно выбранных ориентиров








2. Заполните таблицу и сделайте поясняющие рисунки.


Название фазы

Вид Луны

Угол фазы

Время видимости

Рисунок


Не видна






270°






Вечером



Полный круг


Всю ночь




















Дополнительный материал к уроку:

* В Ипатьевской летописи упоминается Солнечное затмение 1185 года, которое было полным в Новгороде и Ярославле. Солнечное затмение считается причиной поражения дружины Игоря в битве с половцами, хотя истинной причиной явилась феодальная раздробленность Руси. Интересны примеры влияния затмения Солнца на исторические события:

- Грузия стала православной страной за шесть с лишним веков до крещения Руси. Грузинский царь во время охоты напугался солнечного затмения.

- Восточные народы пребывали в убеждении, что Солнце пожирает огромный дракон, и для освобождения светила надо напугать чудовище барабанным боем, звуками гонга и звоном колокольчиков.

-В Турции стреляли в Солнце из ружей, пытаясь прогнать злого духа.




Скачать

© 2018 10669 35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс