I. Ориентировочно-мотивационный этап. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбкою вздохнём И урок мы наш начнём. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. — Ребята, вы задумывались когда-нибудь, что представляет собой мир, окружающий нас? Это воздух, вода, растения, животные, люди. Только органичное взаимодействие всех названных компонентов создаёт гармонию в окружающем мире. Природа и человек — союзники, которые должны помогать друг другу. Ещё Фёдор Иванович Тютчев в XIX веке писал: «Не то, что мните вы, природа...» Но это ли мы видим в действительности? Нет, человек давно возомнил себя царём природы, возгордился и начал её уничтожать, забыв, что он лишь часть целого то человек, не обладающий чутким сердцем и живой душой, не способен испытывать какие бы то ни было чувства, а это значит, не может быть счастливым. Скажите, пожалуйста, чему мы в этой жизни радуемся, а из-за чего огорчаемся? Посмотрите внимательно на доску и найдите среди записанных слов синонимы. На доске записаны слова сострадать, уничтожать, радоваться, сочувствовать, огорчаться, жалеть, мечтать, стремиться, беречь, расстраиваться, увлекаться, щадить. Какая особенность позволяет назвать эти слова синонимами? (Слова «сострадать», «сочувствовать», «жалеть», «беречь», «щадить» объединены одним значением: они указывают, что действие направлено на другого.) Ребята, эти качества необходимо проявлять ко всем, кто нас окружает. По вашему мнению, кто в большей мере нуждается в сострадании, понимании, участии? (Слабые, беззащитные, маленькие.) Давайте попробуем более конкретно назвать тех, кто в силу определённых обстоятельств нуждается в постоянной защите, опеке. (Дети, животные.) Почему? Ребята, вы обратили внимание на то, как оформлен кабинет к уроку? Скажите, что изображено на плакатах, которые развешаны повсюду? (На плакатах изображены животные, а также записаны афоризмы на тему бережного отношения к природе.) Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего учебного занятия. Учащиеся формулируют тему занятия. Да, вы правы. Сегодня мы с вами будем разговаривать о животных и о нашем к ним отношении. Обратите внимание на эпиграф к уроку, строчка из которого лучше всего выражает тему нашего занятия: «Любая жизнь ценна, прекрасна, дети». Как вы понимаете эти слова? Молодцы! Сегодня мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов XX века Александра Яшина «Орёл», Эдуарда Асадова «Рыжая дворняга». Тексты находятся у вас на партах. Обратите внимание на словарик литературоведческих терминов, который пригодится вам во время урока. Итак, давайте попробуем определить цель урока. (Проанализируем стихотворения и поразмышляем об отношении человека к животным.) Многие поэты XX века поднимали в своих произведениях тему любви к братьям нашим меньшим, бережного отношения к природе. Эта тема остаётся актуальной и сегодня. Работа со стихотворением А. Я. Яшина «Орёл». Сообщение кратких сведений о поэте учителем. Одним из поэтов, в творчестве которого нашли отражение доброта и любовь к земле, ко всему живому является Александр Яковлевич Яшин (1913—1968). Настоящая его фамилия — Попов. Отец поэта погиб в Первую мировую войну. Семья бедствовала, и работать в полную силу мальчику пришлось очень рано. Его сиротское детство прошло в постоянной нужде, в заботах о куске хлеба, в тяжёлом крестьянском труде, но всё-таки первые жизненные впечатления были светлыми и яркими. Вот как через много лет напишет об этом сам Яшин: «Таинственные природа, жизнь среди охотников и звероловов таили в себе для детского возраста столько прелести, что я склонен вспоминать из той поры больше хорошего, чем плохого и жестокого». Он стремился делать добро, но жалел, что многое не успел совершить, поэтому поэт обращается к людям с призывом: «Спешите делать добрые дела». Не обязательно делать что-то большое, заметное для окружающих. Можно, например, просто покормить птиц зимой. Чтение и анализ стихотворения «Орёл». Учитель читает стихотворение. Во время чтения демонстрируется видеофрагмент «Полёт орла». Орёл Из-за утёса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушёл за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепёлок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орёл упал, Но средь далёких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. Какие чувства вызывает это стихотворение? Перечитайте первые три строки (чтение учащимися). О чём вы узнали из прочтённых строк? (Про внезапный, предательский выстрел.) С какой целью автор использует сравнительный оборот? Что значит выражение из-за угла? (Вероломно, тайно, исподтишка совершить что-либо.) Почему глагол ударили стоит во множественном числе? Разве стреляло несколько человек? (Человек, выстреливший в орла, спрятался за утёс, его не видно, так как он боится. Это собирательный образ, символизирующий трусливость и подлость.) Зло всегда стремится к безымянности и почти всегда соседствует с трусостью. Обратимся ко 2-й строфе (чтение учащимися). Какие эпитеты использует автор для описания полёта орла? Как орёл уходит за облака? (Плавно, медленно, спокойно, величаво.) Вы видели на экране и саму птицу, и её полёт. Скажите, удалось ли автору благодаря выразительным языковым средствам точно изобразить орла. Какие качества присущи этой птице? (Гордость, спокойствие, отсутствие суеты.) Вспомните, что такое антитеза. Подумайте, почему так по-разному звучат 1-я и 2-я строфы. (Антитеза — сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. Ввысь, за облака уходит гордая птица — внизу остался человек, со вершивший подлый поступок.) Где умер орёл? Почему именно там? Зачитайте. Как вы понимаете последние строки? (Величие, благородство противопоставляется подлости.) Какой переносный смысл заключает в себе строка А сердце и орлиное ранимо...? (Человек с орлиным сердцем — так говорят о гордых, мужественных людях, которые перед лицом смерти ведут себя достойно, не дают врагу возможности торжествовать. Но и они чувствуют боль.) Прочитайте ещё раз стихотворение и с помощью интонации попытайтесь передать те чувства, которые автор вложил в эти строки. Учащиеся читают стихотворение «Орёл». Гимнастика для глаз Бездумное убийство животных ради развлечения является одной из проблем современного мира. Но ещё одна проблема актуальна сегодня. Давайте прочитаем стихотворение замечального русского поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923—2004) и попробуем сформулировать, в чём она заключается. Сообщение кратких сведений о поэте учителем. Эдуард Аркадьевич был не только поэтом, он Герой Советского Союза. Асадов участвовал в Великой Отечественной войне, где был тяжело ранен, в результате чего ослеп на всю жизнь. Но не озлобился, не очерствел, а наоборот — стремился дарить людям добро, радость. Все его стихотворения от первой до последней строчки проникнуты искренней любовью к людям, родной земле, животному миру. Чтение и анализ стихотворения «Рыжая дворняга». Учитель читает стихотворение Э. А. Асадова «Рыжая дворняга». Рыжая дворняга Хозяин прогладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою, Но всё же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где шумный людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу. И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою. Старик у вокзального входа Сказал: «Что, оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга!» Огонь над трубой заметался, Взревел паровоз что есть мочи, На месте, как бык, потоптался И ринулся в непогодь ночи. | В вагонах, забыв передряги, Шутили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали. Не ведал хозяин, что следом, По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит задыхаясь! Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, И выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти открытой! Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело, И, стукнувшись лбом о перила, Собака под мост полетела... Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце — чистейшей породы! | Какая тема поднята автором в стихотворении? Актуальна ли она в современном мире? Почему хозяин бросил собаку? Как отнёсся пёс к тому, что его бросили? Как автор передаёт состояние души человека? Как автору удалось передать состояние души собаки? Кто оказывается выше по своим душевным качествам? Действительно, одной из причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличие. Вы замечали, что животные, в особенности домашние питомцы, очень хорошо понимают своего хозяина, они поддаются дрессировке, а это значит, что они способны мыслить. Как вы думаете, о чём думала брошенная дворняга? Просмотр и анализ видеофрагмента из художественного фильма «Собачье сердце» (1976). Писатели и поэты в своих произведениях множество раз указывали на способность животных чувствовать глубоко, страдать искренне, а главное, мыслить и понимать. Михаил Афанасьевич Булгаков — известный русский писатель XX века, с творчеством которого вы будете знакомиться в XI классе, — в своём знаменитом произведении «Собачье сердце» приводит мысли бездомного пса. Давайте посмотрим видеофрагмент из одноимённого художественного фильма, снятого по названному выше произведению Булгакова, и попробуем ответить на следующие вопросы: как этот видеофрагмент связан со стихотворением Эдуарда Асадова, с темой нашего урока? Просмотр и анализ видеофрагмента из художественного фильма «Собачье сердце». Какие чувства вызвал у вас этот видеофрагмент? О чём он заставляет нас задуматься? (Жестокость порождает жестокость. Порой жестокость творится взрослыми людьми.) Жестокость — отличительная черта мёртвой души, но у человека всегда есть выбор: умереть душевно или остаться живым, а следовательно, чувствовать, сострадать, любить. Я хочу рассказать вам одну историю, которая, думаю, будет вам любопытна и кое- что прояснит в нашей теме. К императору Наполеону пришла мать одного солдата, осуждённого на смерть, и просила о помиловании. Он осуждён по справедливости, — сурово сказал император. Я пришла просить не справедливости, а милости. Ваш сын не заслужил милости, — прервал её Наполеон. Государь, — тихо сказала мать, — милость не заслуживается, а её оказывают... Поэтому и прошу о помиловании. Эти слова глубоко тронули сердце Наполеона, и преступник был прощён. Что значит оказать милость? Какое современное слово является синонимом к этому выражению? (Милосердие — милое сердце, т. е. способное проявлять любовь ко всему живому, оказывать милость, быть милостивым.) У любого народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Посмотрите на доску, соедините части пословиц и объясните, как вы понимаете их смысл. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Кто злым попускает, сам зло творит. Ребята, обратите внимание на то, что я держу в руках. Это Красная книга Республики Беларусь. Что вы о ней знаете? (В неё занесены редкие и вымирающие виды флоры и фауны.) Кроме Красной книги, есть ещё и Чёрная. Как вы думаете, что это за книга? (В неё занесены уже вымершие виды растений и животных.) Как вы думаете, зависит ли от нас с вами содержание этих книг? Почему? (Зависит. Если мы не будем беречь природу, то многие её представители не только в Беларуси, но и на планете погибнут.) Молодцы! Давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы сберечь природу. Что лично вы можете сделать уже сейчас для сохранения красоты природного мира и что должны делать окружающие люди, чтобы не произошла экологическая катастрофа? Для выполнения заданий вам необходимо разделиться на три группы. я группа. Заполните таблицу, используя слова на карточках. Чтобы ребятам было понятно, что делать, первые пункты можно заполнить с помощью учителя. Экологическая катастрофа | Случится, если | Не случится, если | человек будет | человек будет | 1. | 1. | 2. | 2. | Слова для справки: чутким, отзывчивым, милосердным, добрым, любить Родину, равнодушным, безответственным, безразличным, злым, жестоким. 1-я группа. Составьте памятку для себя и одноклассников «Что я могу сделать полезного для природы?». 2-я группа. Дополните обращение к жителям нашего города, в котором будет сказано, почему необходимо бережно относиться к животным и какие минимальные правила нужно соблюдать, чтобы они не страдали ( приложение ). Учащиеся афишируют результаты работы. групп. Итак, ребята, вы хорошо потрудились, и я надеюсь, что те выводы, к которым вы пришли, оставят след в вашем сердце. Но не только мы пришли к подобным выводам. К нам, представителям XXI века, с просьбой обращаются ваши одногодки ушедшего XX века. Давайте послушаем песню «Просьба» в исполнении Большого детского хора СССР (солист Сергей Парамонов) и посмотрим видео, которое тесно связано с основной мыслью не только песни, но и нашего урока. Звучит песня «Просьба» (сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой) и демонстрируется видеофрагмент «Берегите животных». Какова основная мысль песни «Просьба»? Как она связана с нашим уроком, эпиграфом к уроку? В течение всего урока мы сравнивали людей и животных (приём антитезы) и увидели, насколько разумно и гармонично устроено всё в природе. И только человек ведёт себя неразумно, видимо, забыв, что он является частью окружающего его мира. Порой оказывается трудно сберечь живое, спасти красоту. Злой выстрел подкашивает ноги прекрасному зверю, сбивает на лету стремительную птицу; злое сердце оставляет погибать на улице от голода и холода тех, кого человек приручил. А сколько бездумно сорванных цветов, загубленных деревьев, растоптанных муравейников! Это и есть уничтожение красоты. Поэтому каждому из нас необходимо проявлять милость по отношению ко всему живому. Завершая сегодняшний урок, хочется вас спросить: нужно ли говорить о сохранении природы? Почему? Выразите одним предложением те мысли, которые вы унесёте с собою с урока, или эмоции, которые вызвало у вас наше занятие. Учитель оценивает работу учащихся, выставляет отметки. Перед тем как вы выйдете из учебного кабинета, я прошу вас спасти засохшее от людской жестокости и равнодушия дерево. У вас на партах лежат зелёные листочки, которые символизируют то, что вы осознали, о чём говорилось на уроке, сделали для себя выводы и по мере сил будете способствовать сохранению природы. Возьмите листочек и приклейте его на веточку дерева. Спасибо вам за активную работу на уроке! Всего доброго! Выразительное чтение стихотворения «Орёл» А. Я. Яшина. Дополнительное задание: нарисовать плакат «Берегите всё живое на земле». |