Солженицын Жизнь и творчество
Прежде чем начать лекцию, хотела бы задать вам несколько вопросов:
1. Что вы уже знаете об этом писателе?
2. Какие его произведения прочитали или о каких слышали?
3. Что вы знаете о гражданской позиции этого человека ?
Среди новых тем, появившихся в литературе «оттепели», выделяется и «лагерная» тема, затронувшая не одну тысячу судеб советских граждан. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
Среди авторов, кто отличается широким охватом «лагерной» темы, выделяется Александр Исаевич Солженицын.
Детство и юность будущего писателя.
Слайд 01
- Со стороны отца Солженицын происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимается мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.
Слайд 02
На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
На фронтах ВОВ.
- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом.
Слайд 03
С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”
Арест и лагерь
Слайд 04
- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.
Освобождение. Жизнь в ссылке.
- После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в глухой аул Кок Терек Джамбульской области, на краю пустыни.
Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, южный Казахстан.
Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.
Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.
Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны.
- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день Ивана Денисовича”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинается творческий подъем писателя. (Хрущев)
В 1967 (Брежнев) году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти.
Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати.
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, обвинили в измене Родине, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании. Слайд 05
Возвращение на родину.
- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”. (Горбачев – 1985 -1991)
Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын жил под Москвой, имел свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкал ни к “левым”, ни к “правым”.
Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м году жизни.
Писательская судьба Солженицына начала складываться с 1944 года, а всей стране он стал известен в 1962 году, когда вышел в свет рассказ «Один день Ивана Денисовича».
Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. (Хрущев) Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ.
1. Слово учителя.
Одним из первых произведений в творческой биографии Александра Исаевича Солженицына стала повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в «Новом мире» (1962, № 11). Автор дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года
Повесть эта попала впервые к Твардовскому через Льва Кобелева, который сидел с Солженицыным в шарашке, и был, не скажу, его другом, в последствии они разругались окончательно, но был единственным его собеседником, благоволившим к нему читателем. Кобелев, который легализовался к тому времени в качестве переводчика, обратился к Твардовскому и показал ему эту страшно экономно напечанную машинопись.
Твардовский в конце 61-го года ее получил, и взял ее читать на ночь, думая, что заснет на второй странице, но уже на пятой он почувствовал такие муки физического голода, так они были у Солженицына описаны, что побежал на кухню, схватил черную краюху, посыпал густо солью и начал есть. Причем очень многие люди, которые читают «Один день Ивана Денисовича» признаются, что невозможно ее спокойно читать, потому что муки голода, которые выворачивают кишки, когда, действительно, из этой лагерной миски высасывают всю жижу, и рыбьи кости даже, потому что в этих костях есть хоть что-то питательное, там это описано так… Или помните, как ИД катает во рту кусочек колбасы, полученный у Цезаря Марковича из посылки. Он его 20 минут катает во рту, высасывая все соки, только после этого проглатывает. Невероятной силы описание!
Твардовский ночь не спал после этого, и начал через Лебедева, помощника Хрущева, через других общих знакомых, через Микояна, начал проталкивать эту вещь на самый верх.
Он понимал, что напечатать такое в главном журнале «Новый мир», главном журнале второй оттепели, когда Хрущеву понадобилась новая атака на Сталина, без верховной санкции невозможно. И он добился того, что в марте 1962-го года эта вещь легла Хрущеву на стол. Хрущев думал месяц.
И дал санкцию печатать. И в результате осенью 62-го года «Один день Ивана Денисовича» стал главной литературной сенсацией России, и мира, пожалуй, тоже. Это было первое упоминание о лагерях в литературе. Представьте себе, до 62-го года о лагерях не было ни единой строчки в официальной советской литературе. Упоминалось, что такой-то уехал, исчез, работал на Севере, работал на Дальнем Востоке. То есть сказать вслух о том, что человек сидел, даже в 73-м году, когда вышел однотомник Мандельштама, в предисловии было написано, что Мандельштам во второй половине 30-х пережил глубокий творческий кризис и от этого уехал в Воронеж. Прости господи, нельзя над этим шутить, но так было.
И поэтому шок от этой публикации был невероятен. Люди впервые увидели те нечеловеческие условия, в которых жили люди, увидели то зверство, которому они друг друга подвергали. И вот здесь они ахнули по-настоящему.
Все помнят этот зачин, когда в пять часов в бараке пробило об рельс…И вот так же этим ударом об рельс, таким же пробуждением среди полярной тьмы была эта публикация.
Поэтому встает главный вопрос: А почему Хрущев разрешил? Больше того, не просто разрешил, Солженицына выдвинули на Ленинскую премию, но что-то в нем было не наше, к тому же он уже напечатал «Матренин двор» через год, и поняли, что Ленинскую премию давать преждевременно, дождались Нобелевской. Так вот, почему Хрущев на это пошел? Да потому, никакой особенной совести у Хрущева не было. Да, выпускали больше, чем сажали. Хотя и расстрелы валютчиков и ор на писателей - много чего на его совести. Но при всем при этом Хрущеву нужен был в 62-году новый союзник в борьбе со сталинизмом.
22-й съезд 62 года, который провел десталинизацию, обозначил антипартийную группу. Жажда Сталинского реванша была очень сильна. Антисталинизм Хрущеву был нужен как козырь в аппаратной борьбе. В 62-м году он чувствует, что начинаются забастовки, перебои с хлебом в Харькове, и как-то вообще не очень все хорошо, ему срочно нужно перевести стрелки. А главное, ему нужно привлечь на свою сторону интеллигенцию. Интеллигенция должна объединиться против старой партийной номенклатуры. И даже в каком-то смысле против рабочего класса, который очень резко недоволен происходящим. И вот тогда Хрущев привлекает сердца интеллигенции, и в 62-м году решается напечатать ключевой текст оттепели. Тогда же Твардовский получает право напечатать «Теркина на том свете» в исправленном и расширенном виде, где упомянуто Калымское кладбище, где на том свете под сталинских жертв отвели огромную территорию, потому что их гораздо, чем думают и знают. Вот эти два текста: «Василий Теркин на том свете» и «Один день Ивана Денисовича» обозначили кратковременную свободу. Уже в 63-м году Хрущев начал орать на интеллигенцию, уже в 64-м его убрали самого и все схлопнулось. Но один из самых резонансных текстов в советской литературе был напечатан.
2. Работа с текстом.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – писал Солженицыну Шаламов. Сам автор относил свое произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.
– Найдите в повести эпизоды, выражающие основное эстетическое кредо автора.
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё».
– Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?
Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения – повесть.
– Образ Шухова. По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в этом герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов?
«Лагерь глазами мужика», – сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим. Лагерь – это особый мир со своим «пейзажем», со своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, бараки, колючая проволока, начальник режима, зэки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, собаки…
Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зэки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.
Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, от «него». Солженицын создал на страницах своих произведений образ огромной впечатляющей силы – «Архипелаг ГУЛАГ».
Твардовский считал «удачным выбор героя». По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
– Автор и его герои. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?
«В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».
«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зэков. Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова – Куземин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клевшина… С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начал работу над главной своей
Урок 2
Солженицын. «Один день из жизни Ивана Денисовича».
1961 год. Именно в этом году писал Александр Солженицын и стал предлагать через друзей по разным изданиям свою самую известную книгу «Один день из жизни Ивана Денисовича», которая называлась сначала «Щ854», но по совету Твардовского изменили название.
Вопрос: о ком я сейчас говорю: Писатель, который в молодости был открыт издателям самого популярного, самого прогрессивного журнала той эпохи, открытым после своего литературного дебюта и сразу приобрел огромную славу, по образованию – не литератор, технарь, не филолог вообще, пережил тюремное заключение, написал о нем потрясающий, широко известное документальное повествование, автор нескольких больших идеологических романов, болезненно интересуется еврейским и балканским вопросом, и славянским вопросами, начинал, как убежденный революционер – закончил как убежденный консерватор. Ключевая сцена в главном произведении – диалог Ивана и Алеши. О ком я говорю?
Ну, конечно, это Достоевский, (портреты.) Посмотрите, насколько это приложимо к Солженицыну. Один в один. Вот в этом то и заключается главный парадокс русской литературы - в ней мы постоянно сталкиваемся с так называемыми реинкарнациями. Не то, чтобы душа переселяется, нет. Но просто одинаково складываются эпохи и одинаково приходят одни и те же персонажи. И вот Достоевский и Солженицын – это, пожалуй, самое наглядное сходство.
«Один день из жизни Ивана Денисовича» - произведение для Солженицына ключевое, произведение очень зрелого автора. Ему в это время 42 года. И при этом у него была задача – не просто открыть лагерную тему в литературе, его задача – впервые поставить вопрос, и вопрос для него ключевой, - о русском народе!
Есть очень много персонажей, очень много критиков, да и сам Хрущев в их числе, которые предпочитают видеть в главном герое - Ивана Денисовича. (?)
Но это совершенно не так! Иван Денисович – терпила, то что называется!
Как раз, прочитав эту повесть Хрущев говорил: «Вот как это прекрасно, что мы не озлобились после Сталинизма, что мы сохранили в народе чистую душу». Да ничего не сохранили, потому что Иван Денисович – он же приспособленец! Это повесть о приспособлении. Он всю жизнь перемогается, и начинается, кстати говоря, эта повесть, Солженицын считал ее рассказом, но по масштабу это повесть, конечно.
Начинается она с того, что ИД, просыпаясь в бараке, чувствуя себя больным. И вся надежда у него – не заболеть, перемочься. И действительно, он на рабской лагерной работе, на этой укладке кирпичей, разогревает себя до такого пота, что умудряется перемочься, не разболеться, потому что разболеться в лагере – худшее, прямой путь к смерти. И жена ИД, которая пишет ему иногда из деревни, а на самом-то деле давно уже внутренне от него отказалась, и сам он хочет, чтобы она его не ждала, потому что сам себя похоронил, жена его пишет, что в деревне нищета, везде разорение. Все делают эти коврики с лебедями – единственный способ заработать.
Нищета, жалкость, убожество, - и все это - постоянные приспособления, постоянная попытка подладиться к миру, как ни ужасно это звучит.
А вот настоящие там герои – это кавторанг (капитан второго ранга) – один из многих военных, которые сели, который бунтует, который не соглашается, который пытается протестовать и сектант Алешка, которого не удается сломить, из которого не удается выбить его веру в бога.
И совершенно прав был Лакшин, заместитель Твардовского, один из идейных лидеров журнала «Новый мир», это Лакшин заметил это сходство, что главное в повести – это диалог Ивана с сектантом Алешкой.
Солженицына больше всего интересует в этой повести – кто в лагере не ломается! Там он приводит мысль, что ломаются те, кто чужое подъедает, кто к «куму» стучать бегает, те, которые ведут себя, вопреки лагерной максиме «Не верь, не бойся, не проси».
Гибнут те, кто верят, боятся и просят. А вот интересуют его по-настоящему те люди, которые не дают об себя вытереть ноги, те люди, которые не гнутся и не ломаются.
Вот эти немногие, абсолютно алмазные, абсолютно кристальные личности. Почему так, в чем дело? В чем источник этой внутренней готовности не сдаваться. Таким источником по-Солженицыну, может быть либо вера, это случай Алешки, либо военный опыт, презрение к смерти – это случай кавторанга.
Надо сказать, что есть там еще один герой, который вызывает глубокую неприязнь Солженицына. Неприязнь эта, это тогда еще, в 1961 году, когда Солженицын ее писал, первые читатели как-то на этом не акцентировались, она же по рукам уже пошла очень осторожно, и все восхищались этой повестью, никого не настораживало, что один из самых неприятных там людей - это интеллигент Цезарь Маркович, московский режиссер.
Но нам то ясно, что раз он Цезарь Маркович, значит он скорее всего еврей. Но нас не это настораживает. То, что у Солженицына было к евреям непростое отношение, стало уже известно из его книги «200 лет вместе», которая вызвала шквал либеральной критики, хотя ничего особенного в себе не содержала. Но беда Цезаря Марковича не в том, что он еврей, беда его в том, что он – советская интеллигенция. Вот там, кстати, это сов. Интеллигенция обсуждает в «вечерке», газете, случайно попавшей на зону, обсуждает рецензию на пьесу Завадского.
И интеллигенты эту случайно попавшую в бандероль газету «Вечерку», они буквально врут ее на куски, обсуждая. Им ужасно интересно. Вот в том то и дело, что советская интеллигенция – она умеет хихикать в кулак, она умеет протестовать тихо. А в самом то деле им, которым и положено быть совестью нации, они, то что Солженицын впоследствии назвал – образованцы!
Чем для Солженицына «образованец» отличается от интеллигента? Да тем, что у интеллигента есть нравственный стержень.
Цезарь Маркович – он же на самом деле конформист, он прилипала, он и в лагере абсолютно беспомощен. Надо уметь в нечеловеческих обстоятельствах себя сохранять, не унижаться. Но в том то и беда, что Цезарь Маркович – унижается, он унижен. И вот этого Солженицын не может простить.
Иван Денисович – ладно, с него нет спроса, он, по сути дела, вечный крепостной, русский крестьянин, у которого никогда не было ни образования, ни права, ни свободы. Чья единственная добродетель – это бесконечное терпение, и это терпение готово все перенести и все перемолоть. Но называть его героем Солженицынской прозы было, конечно, нельзя. Герои там другие. И поэтому не зря он говорит, что для него образцами поведения в лагере были, в том числе, сектанты. Вот сектантов он любит больше всего. И их уважал глубоко.