Глава «Сон Обломова» и ее роль в раскрытии характера героя
«Глава "Сон Обломова … является как бы ключом к пониманию обломовщины. Эту главу сам Гончаров называет "увертюрой" ко всему роману»
И. Кубиков
«Почему я такой?»
Сны героев в произведениях русской литературы:
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
А.Н. Островский «Гроза»
В.А. Жуковский «Светлана»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
«Функции» сна в произведениях:
1. Сон как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон как идиллия, мечта.
3. Сон как предвидение будущего.
У Гончарова сон – универсальный символ отсутствия прогресса, развития; изображение духовного сна героя , его бездействия.
Утопическая мечта о счастье устремлена В ПРОШЛОЕ
Глава «Сон Обломова» состоит из
4-х частей:
- «Благословенный уголок земли» (знакомство).
- Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
- Чудесная страна. Сказки няни.
- Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь
Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?
Сон Обломова похож на русскую сказку:
- особая пространственно-временная организация , характерная для русской волшебной сказки;
- отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
- наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
- любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
Положительные черты обломовской жизни:
- 1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
- 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
- Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
- 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
Положительные черты обломовской жизни:
1. Абсолютная, нерассуждающая любовь матери.
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
В изображении Обломовки отразились представления древних о «золотом веке» человечества
- Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали, как будто объятые сном…
ГЕСИОД, VII в. до н. э.
- «Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом…Все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги» .
- Это мир торжества телесного начала, фламандская картина сверхизобилия . «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!».
- Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, благодатной жизни. Пир, ОБЕД – центральное событие каждого дня для обломовцев
- В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую торжественную, сакральную церемонию, повторяющуюся строго по календарю. Это свидетельствует о цикличности, повторяемости, ВЕЧНОСТИ обломовского образа жизни .
Идеальные черты:
- спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
- душевная щедрость;
- естественность;
- изобилие;
- молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.
Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»:
- мир изобилия;
- мир вечного тепла, солнца;
- труд - Божье наказание за излишнюю любознательность
- Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов .
- Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России .
- Нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни
Обломовка, модель патриархальной России, - идеал героя.
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность
( семантика фамилии героя: Обломов - "обломок", часть целого).
«оборотная сторона» Обломовского «рая»:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. Жизнь здесь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» ((шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея)
«оборотная сторона» Обломовского «рая»:
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
- Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
- А.В. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века»
Домашнее задание:
1 . Рассказать об Обломовке, опираясь на таблицу (цитаты+ выводы)
2. Читаем часть 2 и отмечаем в тексте карандашом и закладками следующие аспекты образа ШТОЛЬЦА:
- Портрет, образ жизни, жизненные цели
- Отношения в семье, воспитание;
- Взгляды на образование, отношение к учебе;
- Поведение в обществе, на службе;
- Отношение к любви