СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сон Обломова (анализ эпизода)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сон Обломова (анализ эпизода)»

Глава «Сон Обломова»  и ее роль в раскрытии характера героя «Глава

Глава «Сон Обломова» и ее роль в раскрытии характера героя

«Глава "Сон Обломова … является как бы ключом к пониманию обломовщины. Эту главу сам Гончаров называет "увертюрой" ко всему роману»

И. Кубиков

«Почему я такой?»

«Почему я такой?»

Сны героев в произведениях русской литературы: «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А.Н. Островский «Гроза» В.А. Жуковский «Светлана» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н. В. Гоголь «Ревизор» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Сны героев в произведениях русской литературы:

«Слово о полку Игореве»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

А.Н. Островский «Гроза»

В.А. Жуковский «Светлана»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

«Функции» сна в произведениях: 1. Сон как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа. 2. Сон как идиллия, мечта. 3. Сон как предвидение будущего. У Гончарова сон – универсальный символ отсутствия прогресса, развития; изображение духовного сна героя , его бездействия. Утопическая мечта о счастье устремлена В  ПРОШЛОЕ

«Функции» сна в произведениях:

1. Сон как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон как идиллия, мечта.

3. Сон как предвидение будущего.

У Гончарова сон – универсальный символ отсутствия прогресса, развития; изображение духовного сна героя , его бездействия.

Утопическая мечта о счастье устремлена В ПРОШЛОЕ

Глава «Сон Обломова» состоит из  4-х частей: «Благословенный уголок земли» (знакомство). Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Чудесная страна. Сказки няни. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь

Глава «Сон Обломова» состоит из

4-х частей:

  • «Благословенный уголок земли» (знакомство).
  • Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
  • Чудесная страна. Сказки няни.
  • Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь
Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?

Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?

Сон Обломова похож на русскую сказку:  особая пространственно-временная организация , характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;  наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);  любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

Сон Обломова похож на русскую сказку:

  • особая пространственно-временная организация , характерная для русской волшебной сказки;
  • отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
  • наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
  • любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
Положительные черты обломовской жизни: 1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно. 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

Положительные черты обломовской жизни:

  • 1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
  • 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
  • Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
  • 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
Положительные черты обломовской жизни: 1.  Абсолютная, нерассуждающая любовь матери. 2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Положительные черты обломовской жизни:

1. Абсолютная, нерассуждающая любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

В изображении Обломовки отразились представления древних  о «золотом веке» человечества Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,  Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость  К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны  Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,  А умирали, как будто объятые сном…             ГЕСИОД, VII в. до н. э.

В изображении Обломовки отразились представления древних о «золотом веке» человечества

  • Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали, как будто объятые сном…

ГЕСИОД, VII в. до н. э.

«Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом…Все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги» . Это мир торжества телесного начала, фламандская картина сверхизобилия . «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!». Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, благодатной жизни. Пир, ОБЕД – центральное событие каждого дня для обломовцев В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую торжественную, сакральную церемонию, повторяющуюся строго по календарю. Это свидетельствует о цикличности, повторяемости, ВЕЧНОСТИ обломовского образа жизни .
  • «Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом…Все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги» .
  • Это мир торжества телесного начала, фламандская картина сверхизобилия . «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!».
  • Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, благодатной жизни. Пир, ОБЕД – центральное событие каждого дня для обломовцев
  • В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую торжественную, сакральную церемонию, повторяющуюся строго по календарю. Это свидетельствует о цикличности, повторяемости, ВЕЧНОСТИ обломовского образа жизни .

Идеальные черты: спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;  душевная щедрость; естественность;  изобилие;  молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Идеальные черты:

  • спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
  • душевная щедрость;
  • естественность;
  • изобилие;
  • молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.
Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: мир изобилия;  мир вечного тепла, солнца;  труд - Божье наказание за излишнюю любознательность

Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»:

  • мир изобилия;
  • мир вечного тепла, солнца;
  • труд - Божье наказание за излишнюю любознательность

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов .  Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России . Нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни
  • Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов .
  • Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России .
  • Нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни

Обломовка, модель патриархальной России, - идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность  ( семантика фамилии героя: Обломов -

Обломовка, модель патриархальной России, - идеал героя.

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность

( семантика фамилии героя: Обломов - "обломок", часть целого).

«оборотная сторона» Обломовского «рая»: 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом). 2. Жизнь здесь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» ((шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея)

«оборотная сторона» Обломовского «рая»:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2. Жизнь здесь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» ((шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея)

«оборотная сторона» Обломовского «рая»: 1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности 2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя 3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

«оборотная сторона» Обломовского «рая»:

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…» А.В. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века»
  • Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
  • А.В. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века»
Домашнее задание: 1 . Рассказать об Обломовке, опираясь на таблицу (цитаты+ выводы) 2. Читаем часть 2 и отмечаем в тексте карандашом и закладками следующие аспекты образа ШТОЛЬЦА: Портрет, образ жизни, жизненные цели Отношения в семье, воспитание; Взгляды на образование, отношение к учебе; Поведение в обществе, на службе; Отношение к любви

Домашнее задание:

1 . Рассказать об Обломовке, опираясь на таблицу (цитаты+ выводы)

2. Читаем часть 2 и отмечаем в тексте карандашом и закладками следующие аспекты образа ШТОЛЬЦА:

  • Портрет, образ жизни, жизненные цели
  • Отношения в семье, воспитание;
  • Взгляды на образование, отношение к учебе;
  • Поведение в обществе, на службе;
  • Отношение к любви


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!