СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СООБЩЕНИЕ Алгоритм создания электронного учебника.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СООБЩЕНИЕ Алгоритм создания электронного учебника.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»



СООБЩЕНИЕ

Алгоритм создания электронного учебника.

























Подготовила:

студентка группы 3 «Б»

________ Абуталиева З.С

Проверил:

преподаватель АСПК

_________Рашитова Р.Х





Астрахань, 2023



В сегодняшних образовательных учреждениях значительное внимание уделяется компьютерному обеспечению учебной деятельности. В учебных процессах применяются специальные обучающие и тестирующие программные продукты по разным дисциплинам образовательных процессов.

С течением времени программы быстро теряют актуальность, устаревает и учебный материал, и форма его представления. Сегодня разрабатываются компьютерные программы, являющиеся электронными учебниками по самым разным дисциплинам. Компьютерные учебные программы формируются, как правило, по тем дисциплинам, которые выступают как профилирующие в профессиональной подготовке.

Создание электронного учебника

Главными составляющими электронного учебника являются: набор графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатных документов пользователя.

Электронное издание может быть выполнено на любом электронном носителе, а также представлено в электронной компьютерной сети.

Главные принципы разработки электронного учебника:

Электронный учебник должен содержать систематизированный материал по определённой научно-практической сфере знаний, обеспечивать возможность творческого и активного овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками в данной области. Он должен обладать высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой представления информации, качеством методических инструментов, обладать качеством технической реализации, наглядностью, логичностью и последовательностью представления материала.

Электронное учебное издание должно содержать систематическое изложение учебной дисциплины или ее подраздела, части, а также должно соответствовать государственному стандарту и учебной программе и быть официально утвержденным в качестве данного типа издания.

Электронное учебное издание должно частично или полностью заменять или дополнять учебник и быть официально утвержденным в качестве данного вида издания.

Электронный учебник должен содержать текст, представленный в электронном формате и снабженный разветвленной системой связей, которая позволяет оперативно переходить от одного его компонента к другому согласно некоторой иерархии компонентов.

При реализации любой сложной системы, как и при формировании электронного учебника, определяющее значение приобретает талант и мастерство проектировщиков. Но при этом, известны устоявшиеся форматы электронных учебников, вернее, конструктивных компонентов, из которых может быть сформирован учебник. Такими конструктивными компонентами считаются следующие форматы:

Формат теста. Этот формат является простейшей формой электронного учебника. Главной проблемой здесь является подбор и формулирование вопросов, а также интерпретация возможных ответов на вопросы. Правильный тест даёт возможность получения объективной картины знаний, умений и навыков, которыми овладел обучающийся в конкретной предметной сфере.

Формат энциклопедии, который считается базовым форматом электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия подразумевает, что информация, которая сконцентрирована в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной относительно обычных стандартов образования.

Формат задачника. Задачник в электронном учебнике самым естественным образом выполняет функцию обучения. Обучающийся может получить учебную информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Основной проблемой здесь считается подбор задач, который перекрывает весь теоретический материал.

Формат креативной среды. Современные электронные учебники способны обеспечить творческую работу учеников с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Как раз творческая работа, выполняемая в рамках проекта, сформулированного преподавателем, может способствовать формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учеников. Креативная среда предоставляет возможность организации коллективной работы учеников над проектом.

Формат авторской среды. Электронный учебник должен иметь возможность адаптации к учебному процессу. То есть, позволять учитывать особенности конкретной обучающей организации, конкретной специальности, конкретного ученика. Для этого требуется определённая авторская среда. Данная среда, к примеру, может обеспечить включение добавочных материалов в электронную энциклопедию, может также позволить пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Практически, это аналог инструментария, при помощи которого формируется сам электронный учебник.



Основные этапы разработки электронного учебника

Выбор источников

Разработка оглавления и перечня понятий

Переработка текстов в модули по разделам

Реализация гипертекста в электронной форме

Разработка компьютерной поддержки

Отбор материала для мультимедийного воплощения

Разработка звукового сопровождения

Реализация звукового сопровождения

Подготовка материала для визуализации

Визуализация материала

А теперь подробнее:

1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые:

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

содержат большое количество примеров и задач,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

Программное сопровождение

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint

С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате .PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Многие электронные учебники, имеют основу – программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа – 3D Studio MAX.

3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации.