СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение для педагогов "Закаливание дошкольников в ДОУ как форма работы по здоровьесбережению" 2019 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

для воспитателей

«Закаливание дошкольников в ДОУ

как форма работы по здоровьесбережению»

 

(подготовка к педсовету № 2, октябрь, 2019 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Сухомлин С.С.

2019-2020 уч.г.

 

Закаливание дошкольников в ДОУ

как форма работы по здоровьесбережению

Существуют разнообразные виды закаливания, применяемые в дошкольных учрежденияхздоровьесберегающие, развивающие, коррекционные, личностно ориентированные.

Одной из форм работы по здоровьесбережению являетсязакаливание.

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья.

Основные задачи закаливания:

- укрепление здоровья детей;

- развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды;

- повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Закаливание - система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

К основным эффектам закаливающих процедур можно отнести:

- укрепление нервной системы,

- развитие мышц и костей,

- улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию неблагоприятных факторов природных изменений.

Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий:

• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

• систематичность закаливания  (осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды);

• прекращение процедуры, если ребенок чувствует дискомфорт (например, замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка);

• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

• постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

• закаливание всей семьей.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнце. Однако влияние каждого из перечисленных факторов будет положительным лишь в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям.

Закаливание водой

Закаливающее действие воды определяется не только ее температурой, но и площадью кожных покровов, смачиваемых водой, продолжительностью процедуры и силой давления массы воды.

Начинать закаливание водой надо всегда с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. Температуру воды снижают постепенно. Чем короче по времени влияния и ограниченнее по площади воздействия процедура, тем холоднее может быть вода.

Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной температуре воздуха. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна; мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом; мытье ног перед сном; обтирание; игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму дня в дошкольном учреждении.

Закаливание воздухом.

Действие воздуха на организм человека начинается с момента рождения. Пожалуй, нельзя назвать ни одной физиологической функции, на которой бы не отразилось изменение состава окружающей воздушной среды. Свежий воздух действует как комплексный раздражитель, под его влиянием активизируется регулирующая роль центральной нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов, повышается защитная функция крови. Использовать воздух в качестве закаливающих средств можно и надо постоянно, во все времена года. Воздух, прежде всего, должен быть свежим и чистым. Закаливание воздухом, как и любым другим средством, начинается с использования слабых, мягкодействующих процедур. Для этого первые воздушные ванны проводят в хорошо проветренном помещении, Начальная температура воздуха не должна вызывать напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового комфорта). Как всегда, возможны индивидуальные варианты, поэтому необходимо следить за самочувствием каждого ребенка. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливание солнцем.

Поскольку солнечные лучи оказывают на организм сильное физиологическое влияние, применение их в целях закаливания детей ограничено.  Использование солнечных лучей можно начинать только после подготовки организма ребенка воздушными ваннами.

Солнечные ванны, так же как и воздушные, проводятся во время прогулки.

Лучшим временем для пребывания детей под лучами солнца в летний сезон является время от 10 до 12 часов дня. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30—40 минут до еды.

Закаливание солнечными лучами следует сочетать с различной деятельностью детей, составляющей содержание прогулки в весенне - летний период.

Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

В дошкольных учреждениях широко используется метод солевого закаливания (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течении двух минут. Затем переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажёры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. А самое главное, обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!