Балейский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
«Читинский педагогический колледж»
Как помочь первоклассникам с нарушениями в общении
(Сообщение)
Выполнила(а): Шмакотина Марина,
студентка 413 группы
Балей, 2023 г
«Счастье – это когда тебя понимают!»…
Конфуций
От того, как сложатся взаимоотношения вашего ребенка с одноклассниками, во многом зависит его дальнейшее отношение к школе и к учебе.
Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться в новом для него коллективе. Для этого им нужно знать о некоторых психологических особенностях взаимоотношений между детьми 6-7 лет.
Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является социально - психологическая готовность. Ее определяют как формирование у детей качеств, благодаря которым, они могут общаться друг с другом, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.
Социально-психологическая готовность предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения .
По мнению ряда исследователей (Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б., Давыдов Г.А.) в структуре социально-психологического компонента школьной готовности выделяют социальную компетентность.
Компетентность означает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность – это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним, реализация этих знаний на практике.
Одним из составляющих компонентов понятия «социальная компетентность» является характер межличностных отношений между детьми. Формирование межличностных отношений рассматривается как важнейшая цель начального образования.
Когда ребенок впервые идет в школу, его жизнь полностью меняется. Правила поведения в коллективе, действовавшие до сих пор, подвергаются значительным изменениям. От того, как быстро первоклассник усвоит отличия школьных норм поведения от дошкольных, зависит успех его адаптации.
Новый̆ коллектив, в который попадает ребенок, вызывает стресс. Но все дети реагируют на него индивидуально. Некоторые малыши становятся агрессивными, другие – наоборот, замыкаются в своем маленьком мире.
Построение социальных отношений в новом коллективе может вызвать некоторые затруднения, что связано, главным образом, с одномоментным наложением увеличенных нагрузок и необходимостью найти общий̆ язык со сверстниками.
Межличностные отношения, выстроенные в дошкольном коллективе, в первом классе часто подвергаются кардинальной̆ эволюции. Малыш, который̆ был всеобщим любимцем в детском саду, в школе вдруг может стать изгоем. Родители должны чутко следить за настроением ребенка, его перепадами, и среагировать в случае появления сложностей̆.
Впервые мнение о ребенке обуславливается не только его внешними данными и моральными качествами, но и успеваемостью. Именно учитель дает первые оценки детей̆ в школьном коллективе, и, в соответствии с ними, меняется отношение одноклассников к тому или иному ученику.
Исследования показали, что в самом начале обучения в школе наиболее популярными среди одноклассников оказываются дети, которых чаще всего хвалит и выделяет педагог. Именно с таким ребенком все хотят дружить. Постепенно оценочные суждения учителя становятся менее значимыми для одноклассников, и уже к концу первого полугодия дети объединяются по симпатиям и принципу общности интересов.
Ребенок, которому не удалось сблизиться с кем-то из ровесников, оказывается как бы исключенным из общественной жизни класса. В этом случае родители и учитель должны прийти ему на помощь. Но делать это нужно тонко, незаметно.
Причины, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы при общении с одноклассниками:
неприятие школьных правил поведения, психологическая неготовность к школе;
заметное отставание в учебе;
агрессивность, неумение налаживать контакт со сверстниками;
стеснительность, замкнутость;
особенности развития ребенка (косоглазие, заикание и т.п.).
Психологи утверждают, что чаще всего у первоклассников нелегко складываются отношения с теми детьми, которые не посещали дошкольных учреждений.
Родителям «несадовских» малышей рекомендуют уделять повышенное внимание своим детям накануне поступления в школу. Нужно обязательно посещать развивающие занятия, участвовать в групповых мероприятиях, учить ребенка взаимоотношениям со сверстниками в гостях, на игровых площадках и т.д. К 6-7 годам ребенок должен освоить навыки социального поведения в группе.
Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.
Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите и придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.
Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.
Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, когда пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
Непоседливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ребенку понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.
Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к самим себе и другим.
Рекомендации:
расширьте круг знакомств ребенка, учите спокойно относиться к новым местам и людям;
дайте ребенку определенную меру свободы и открытых действий, не старайтесь сделать за него все; не показывайте ему свое постоянное беспокойство за него;
постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;
привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением с «чужими»;
Следующая причина – замкнутость. Коммуникативные способности - это некоторые индивидуально-психологические особенности личности, которые включают в себя 3 компонента:
1. Я хочу общаться (мотивация общения);
2. Я знаю как общаться (уровень овладения коммуникативными навыками);
3.Я умею общаться (знакомство с коммуникативными навыками).
Замкнутый ребенок не хочет и не знает как общаться. При работе с таким ребенком необходимо формировать желание общаться и развивать его коммуникативные навыки.
Несколько советов для родителей замкнутых детей:
подчеркивайте преимущество и полезность общения;
стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека;
если замечаете, что ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к детскому психиатру.
Таким образом, сочетание разных форм организации обучения и воспитания родителей дает возможность развивать межличностные отношения первоклассников и своевременно устанавливать причины нарушения общения школьников и регулировать их.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как помочь первоклашке подружиться с одноклассниками – URL: https://deti.mail.ru/article/kak-pomoch-pervoklashke-podruzhitsya-s-odnoklassni/ (Дата обращения: 13.09.2023). – Текст: электронный.
Как помочь первоклассникам с нарушениями в общении – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2020/01/10/rabota-s-roditelyami (Дата обращения: 13.09.2023). – Текст: электронный.