Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» № 13
структурное подразделение дошкольные группы «Радуга»
Сообщение на постоянно действующем семинаре
по обмену опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений
городского округа Воскресенск
Тема:
«Познавательное развитие дошкольников в процессе реализации ФГОС»
Сообщение для воспитателей
«Использование макетов в сюжетно-ролевой игре – как средство ранней профориентации дошкольников»
Воспитатель: Бенграф Наталья Анатольевна
г.о. Воскресенск, рп. им. Цюрупы,
Сюжетная игра- это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. Учитывая многообразие сюжетных игр, мы ориентируемся на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы; -реализовывать свои возможности; -создавать игровой сюжет и реализовать его; -проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия нам помогают игры с макетами. Мы считаем, что они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками, так как в их жизни большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, которая способствуют развитию ребенка, разворачиванию воображения и детского творчества, решается задача, связанная с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
На макете ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Макет является стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками. Мы используем следующие макеты:
Макеты-модели:
Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок-
Персонажей – семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2.Макеты-карты: Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.
Ландшафтный макет-карта-это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.
В основном мы используем напольные и настольные макеты. Хотя бывают еще и подиумные (на специальных подставках), настенные (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).
Макеты были сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателями и родителями, что способствует развитию творчества в различных видах деятельности, интерес к различным профессиям.
Но есть в группах и купленные (приобретенные в магазине).
В рамках проекта «Пластмассовые трубы» был изготовлен макет мини-физкультурная площадка. На макете дети закрепляют профессии спорта (футболисты, волейболисты и т.д.)
В рамках проекта «На ферме» был приобретен макет «Ферма». Собирали макет дети совместно с родителями. Здесь дети и в роли доярок, и в роли ветеринара, тракториста, рабочих по уходу за животными.
Приобретен макет «Строительная площадка» Папа помогает в сборке.
Сбор макета «Автосервис» и игра детей
В рамках проекта «Архитектор» - изготовлен макет «На стройке»
Макет «Я – художник»
Макет «Автосервис»
Макет «Аэропорт»
Нужно отметить, что мы, педагоги, не принимая непосредственного участия в игре, выступаем как создатели проблемно-игровых ситуаций и как помощники в реализации игровых замыслов (т.е. направляем замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?», «Кто помог?»).
Для дальнейшего развития игры мы накапливаем полифункциональный материал и храним его.
Для повышения интереса детей к играм с макетами, мы используем художественную литературу, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами из мира профессий. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета.
ИТАК: Макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками и содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.