| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сообщение на тему: «Особенности адаптации детей к школе с методиками диагностики»
Подготовила студентка
Ш-21 группы
Кононова Виктория
Ейск,2025 г.
Духовно-нравственное воспитание
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Следовательно, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Вопросам нравственного воспитания подрастающих поколений уделяли достаточно большое внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги, например:
Н. Г. Чернышевский писал: «Важнейший капитал нации - нравственные качества народа»
Я. А. Коменский, пересказывая слова Сенеки, отмечал, что необходимо научить сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней.
К. Д. Ушинский отмечал, что нравственность составляет главную задачу воспитания, более важную, чем развитие ума.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание?
Нравственное воспитание это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения (педагогический словарь).
Целью нравственного воспитания является формирование высоконравственной личности, для которой нормы, правила, требования морали выступали бы как еë собственные взгляды и убеждения, привычные нормы поведения.
Л. Кольберг выделил уровни нравственного развития человека:
доморальный уровень ребенок исполняет требования из-за страха наказания;
конвенционный уровень соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения;
автономный уровень человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что необходимо жить по требованиям добра и справедливости.
Результатом нравственного воспитания выступает моральная (нравственная) личность.
В процессе формирования нравственных качеств могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:
игры-путешествия;
акции и КТД;
ситуативные беседы;
виртуальные экскурсии;
праздничные развлечения, праздники;
познавательные викторины;
сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
разыгрывания нравственно-этических ситуаций;
тематические беседы–рассуждения на диалоговой основе;
Воспитание учащихся в значительной степени зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически последовательно.
Помимо это, в деле духовно-нравственного воспитания детей на мой взгляд, наибольшее значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Объединение усилий педагогов школы и родителей учащихся в работе по духовно-нравственному воспитанию школьников - путь к успеху! При этом можно использовать такие формы работы с родителями, как подготовка и проведение совместных мероприятий с детьми, семинары-практикумы; тематические встречи и обсуждения, индивидуальные и групповые консультации, игры и игровые тренинги, презентации опыта семейного воспитания.
В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание на слова К. Д. Ушинского «Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания».
Перечень воспитательных мероприятий по духовно-нравственному направлению
1 класс
Тема: Игра-путешествие на остров «Дружба»
Цель: закрепление у младших школьников представлений о дружеских взаимоотношениях, доброте, создание положительного эмоционального настроя у детей.
Форма: Квест-игра
Тема: Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики!
Цель: формирование социальной роли ученика, воспитание у детей чувства сопереживания, соучастия, уважения по отношению к друг другу
Форма: Классный час
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
Форма: Беседа
Тема: Мисс Кис-Кис и мистер Гав
Цель: формирование у учащихся любви, бережного отношения к животным
Форма: Классный час
Тема: «Ежели вы вежливы…»
Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Форма: Классный час
Тема: Неделя толерантности. Фестиваль «На вкус и цвет товарища нет»
Цель: Приобщение учащихся к традициям и обычаям наших предков, воспитание толерантного отношения к народам, живущим по соседству.
Форма: Внеклассное мероприятие (Фестиваль)
Тема: «Учитесь дружбой дорожить»
Цель: Воспитывать чувство толерантности в классном коллективе, умение дружить, ценить дружбу.
Форма: Классный час
Тема: «Встречают по одежке»
Цель: Воспитание этических норм поведения; развитие потребности в аккуратности, в соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды.
Форма: Беседа.
Тема: «В гостях у Мальвины»
Цель: Формирование у детей понятий чайная, столовая и кухонная посуда, воспитание правильной культуры поведения за столом.
Форма: Классный час с сюжетно-ролевой игрой.
Тема: «Доброе, злое в сказках. Герои сказок»
Цель: Развивать представления детей и умение воспроизводить в рисунке ранее воспринятые положительные и отрицательные образы героев русских народных сказок.
Форма: Классный час.
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: Формирование у учащихся понимания, что такое настоящая доброжелательность и дружелюбие, на примере поступков героев сказок.
Форма: Квест-игра.
Тема: «Старый друг лучше новых двух»
Цель: Формировать у детей умение ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта научить понимать важность и ценность настоящей дружбы.
Форма: Классный час.
Тема: «Всё на земле от материнских рук»
Цель: Воспитывать уважение к Матери, чувства добра, любви и заботы к близким людям, чувство гордости за свою семью, уважение к родителям, формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына.
Форма: Классный час.
Тема: «Где родной край, там и рай»
Цель: Формировать у учащихся целостное представление о Кубани, воспитывать любовь к своему краю, развивать познавательный интерес к истории, достижениям Краснодарского края.
Форма: Классный час.
Тема: «Согласие да лад в семье — клад»
Цель: Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, развитие интереса к истории своей семьи, её традициям.
Форма: Беседа.
Тема: «Каждой вещи-своё место»
Цель: Воспитание аккуратности, бережного отношения к своим и чужим вещам.
Форма: Беседа
4 класс
Тема: «Простые нравственные истины»
Цель: Расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.
Форма: Игра-викторина.
Тема: "Если добрый ты…"
Цель: Формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.
Форма: Классный час.
Тема: «С любовью к вам…»
Цель: Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека, воспитывать заботливое отношение и уважение к старшему поколению, продолжать формировать навыки создания аппликации из бумаги.
Форма: Мастер-класс
Тема: «Милосердие – зеркало души человека»
Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Форма: Беседа.
Тема: «Все мы разные…»
Цель: Формирование понятия толерантность, представления о качествах личности, необходимых для общения, воспитание терпеливости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.
Форма: Классный час.
Тема: «Береги честь смолоду»
Цель: формирование у учащихся представления о нравственных законах в жизни человека, профилактика нарушений среди несовершеннолетних.
Форма: Беседа.