МБДОУ «Детский сад №3 « Соловушка»
Сообщение из опыта работы на тему:
« Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста »
Разработала воспитатель
1 квалификационной категории:
Карташова О.А
2017 г.
Хочу представить вашему вниманию опыт работы на тему: « Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста »
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
(«Концепция дошкольного воспитания»).
Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.
А. В. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир». Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.
Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень формированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?» На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе.
Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.
Цель: воспитание любви к природе у дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей.
2. Формировать умение у детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово.
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Привлечь родителей к данной проблеме.
Своей работе ожидала результаты:
художественной литературы по экологическому воспитанию;
расширение и углубление интереса к животному и растительному миру;
формирование эмоциональной отзывчивости к явлениям, происходящим в живой и неживой природе;
воспитание любви к природе;
законные представители будут больше уделять внимания семейному чтению.
Составила план работы:
Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.
Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.
Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.
Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?»)
Пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки
Разнообразить методы и приемы.
Подготовить и провести КВН совместно с родителями и детьми.
Разработать цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще»)
Использую в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой.
Читаю сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов. В своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях. Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю
В. Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе.
Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.
Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:
-пальчиковые игры:
«Вырос чудесный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки»
-физкультминутки: «Дети по лесу гуляли за природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели» Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного;
-чтение стихотворений о Родине.
Работа с родителями:
1. Консультации «Что такое экологическое воспитание?», «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»
3. Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой», «Что и как читаем детям о природе».
4. Оформление тематических стендов детского творчества.
5. Проведение совместных праздников.
Из своего опыта могу сказать, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что произведения писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию.
Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям.
Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению.
Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Однако работа еще не завершена. Она будет продолжаться в следующих группах. И я надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Презентация книг.
У.В. Бианки, тонкий знаток природы, сказал: « Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами».
Насколько богаче и счастливее жизнь тех людей, которые умеют слушать и слышать эти голоса, отвечать на них с улыбкой, хорошим настроением, раздумьями, стихами:
«Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы».
Это стихотворение написал А.С. Пушкин.
Маленькие дети очень любознательны. Их интересует буквально все. Взрослые должны быть готовы ответить на все бесконечные «что?», «как?»,
« почему?». Но ответить так, чтобы не только сообщить необходимые сведения, но и заставить ребёнка думать, сопоставлять, размышлять, задавать новые вопросы, и, чем больше будет у детей этих вопросов, тем лучше.
Великий мастер таких удивительных вопросов и ответов был писатель В. Бианки. Даже в названиях его сказок звучит заманчивый вопрос: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», « Кто чем поёт?». Новое для ребят в каждой сказке. Вот птицы. Их великое множество: клесты-крестоносцы, мухоловы, широконосы. Но всё это разнообразие раскрывается ребёнку в доступной, увлекательной форме.
« - Обратите внимание на мой носик! - прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. - У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.
- Это как же так? - удивился Мухолов.
А вот как! - сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, - все птицы так и шарахнулись от него.
- Вот счастливец! - сказал Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!
- Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадёшь!»
Эта сказка В. Бианки « Где чей нос?».
И даже не обязательно ребёнку всех этих птиц сразу запомнить. Гораздо важнее то, что он узнает: вот какие чудеса сотворила природа. Узнает, удивится и будет внимательный, с любопытством всматриваться в окружающий мир.
«Если птицы – такое чудо, то, наверное, и еще есть чудеса».
Конечно, есть!
«Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.»
Эта сказка Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Очень интересная энциклопедия «Загадки природы», В ней описано по этапам как растёт одуванчик и многое другое.
Книга «Четыре времени года». Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе помогут воспитать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.