3
ПОНЯТИЕ
Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.
Статистика показывает, что в нашей стране с каждым годом увеличивается количество людей с аутизмом. И уже в 2018 году их насчитывалось 31 415 человек.
Причины возникновения аутизма ещё до конца не выявлены, но предполагается, что причинами могут быть: наследственная предрасположенность; генные модификации; органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга); гормональные сбои, нарушение обмена веществ; воздействие вирусных и бактериальных инфекций; ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка); чрезмерное употребление антибиотиков; химическое воздействие на организм матери в период беременности; особенности окружения и отношения к малышу; влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций).
История
Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.
Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером.
Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни, частично или полностью не могли овладеть коммуникативной речью, постоянно повторяли одни и те же стереотипные движения или слова. Характерными для них были также персеверации, любимые ритуалы, нарушать которые мог только сам ребенок. Каннер назвал эти расстройства ранним инфантильным аутизмом
Проявление
В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:
Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке. Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами. Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.
Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие. Судороги.
Ослабленный иммунитет.
Синдром раздраженного кишечника.
Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
Нарушение функций поджелудочной железы.
Виды
Классификация аутизма периодически пересматривается, в нее вносятся новые формы заболевания. Существует классический вариант раннего детского аутизма, который еще называют синдромом Каннера — по имени ученого, впервые описавшего данный симптомокомплекс. Признаки синдрома Каннера — это обязательная триада:
эмоциональная бедность;
нарушение социализации;
стереотипные движения.
Могут отмечаться и другие симптомы: нарушения речи, агрессия, когнитивные расстройства. Если присутствует только часть симптомов, могут быть диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС) или атипичный аутизм. К ним, например, относится болезнь Аспергера (аутизм с хорошими показателями интеллекта) или синдром Ретта (прогрессивная дегенерация неврологических навыков, костно-мышечной системы), встречающийся только у девочек. При легкой степени выраженности симптомов диагноз обычно звучит как аутистические особенности характера.
Классификация раннего детского аутизма может быть основана на степени тяжести проявлений болезни. Легкая форма аутизма снижает качество жизни незначительно и при создании комфортных условий для жизни, исключении стрессовых факторов может быть незаметна для окружающих. Тяжелый аутизм требует постоянной помощи окружающих и наблюдения со стороны лечащего врача.
Синдром Ретта у детей
Синдром (болезнь) Ретта — это заболевание, сходное по проявлениям с аутизмом, поэтому причисляемое рядом ученых к группе аутистических расстройств. Его отличительной особенностью является резкая утрата навыков, обратное нервно-психическое развитие, сопровождающееся формированием двигательных нарушений, развитием деформаций костно-мышечной системы. Прогрессирование заболевания приводит к тяжелой умственной отсталости, одновременно появляются характерные для аутизма нарушения в психоэмоциональной сфере.
Все эти изменения обычно проявляются в 1-1,5 года. До этого возраста нервно-психическое развитие ребенка может протекать абсолютно нормально или отмечаются небольшие задержки по сравнению со здоровыми детьми, признаки мышечной гипотонии.
Синдром Ретта встречается в основном только у девочек за очень редким исключением, так как ген, ответственный за формирование патологии, находится в Х-хромосоме. Наличие гена синдрома Ретта у мальчиков приводит к гибели плода, тогда как девочки, благодаря двум Х-хромосомам, одна из которых нормальная, выживают.
Лечение и коррекция
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно. Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика.
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте.
Правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится работе с психологами, логопедами и дефектологами.
Психологическая коррекция:
устранение эмоционального и сенсорного дискомфорта, страхов и тревог;
избавление от отрицательных форм поведения (негативизма и агрессии);
стимуляцию психогенной активности пациента, направленную на взаимодействие с окружающими;
формирование у аутичного ребенка целенаправленного поведения.
Педагогическая коррекция:
формирование взаимодействия с педагогом;
формирование у страдающего аутизмом малыша навыков самообслуживания;
коррекцию недоразвития речи, внимания, моторики или восприятия у детей с аутизмом;
социальная адаптация.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме.