СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Кроссворд –игровая методика для формирования терминологической грамотности обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках технологии учащимся необходимо запоминать много новых терминов. Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Кроссворд –игровая методика для формирования терминологической грамотности обучающихся"»

Кроссворд –игровая методика для формирования терминологической грамотности обучающихся.


Ковтонюк М.В. Стульнева З.А.

МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»


Новый ФГОС поставил перед школой задачу - научить ребёнка учиться, для этого учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания. На уроках технологии учащимся необходимо запоминать много новых терминов. Следовательно наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд.

Кроссворд – это  игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Кроссворд помогает:

  • организовать самостоятельную работу;

  • вызвать интерес к изучаемой теме;

  • формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению терминологический аппарата учебной дисциплины.

Преимущества кроссворда как метода обучения

  1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.

  2. В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.

3.Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь

Иными словами, использование кроссвордов помогает отбирать нужные знания, тренировать и развивать память, обострять сообразительность, вырабатывать настойчивость, логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Слово кроссворд – это транскрипция английского слова «crossword», состоящего из двух слов: «cross» – в переводе с английского означает крест, и «word», что означает слово. Получается: крест слов, или еще можно крестословица. Поэтому еще одним основным отличительным свойством кроссворда является пересечение слов. Каждая буква слова записываются отдельно от других: каждая в своей клеточке – это одно из главных правил кроссворда. Самая распространённая в мире игра со словами, самая распространенная интеллектуальная игра.

Разгадывание кроссвордов - дело увлекательное и полезное. Почему бы не заняться этим на уроках!? Ведь повторять пройденный материал, отгадывая кроссворд, гораздо интереснее. Применение технологии кроссворда в пополнении словарного запаса при изучении новых терминов перспективно. Ведь не зря говорят, что разгадывание кроссвордов - это гимнастика для ума.

Способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, а еще – удовольствие, если человек справляется с кроссвордом. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.

Исходя из выше перечисленного использование кроссвордов в учебном процессе:

  • стимулирует познавательную активность;

  • расширяет кругозор, обогащает словарный запас;

  • развивает память, логическое мышление, и творческие способности;

  • повышает грамотность;

  • способствует дифференцированному обучению, путем создания кроссвордов разного уровня сложности;

  • способствует сохранению здоровья учащихся.

Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.


В практике кроссворды можно применять на разных этапах урока:

  1. На этапе актуализации знаний несколько вариантов:

– фронтальный опрос с ключевым словом новой темы;

– самопроверка с самооценкой;

– взаимопроверка и взаимооценка;

–выполненное задание проверяет более успешный ученик.

2. На этапе освоения новых знаний

В ходе изложения новой темы задаются вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся знаний, связанных с данной темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда, к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала рекомендуется использовать кроссворд итоговый как вид контроля для повышения у обучающихся интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой, что помогает легче справиться с контрольной работой.

Познавательный – составляется по параграфу или страницам учебника (с использованием текста, вопросов, выводов, тестов, рисунков, схем,). Его цель - овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающий предлагается учащимся после изучения очередной темы или раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Итоговый – служит для проверки изученного материала более крупных тем.

Первые два типа кроссвордов должны быть короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (это своего рода «тренировочная пятиминутка»).

Кроссворд наоборот - служит для работы со словарем, при работе с которым дается кроссворд со словами, необходимо найти пояснение этих слов и более сложный вариант составить вопросы.

На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 10-20слов, а итоговые – из 20-30 слов, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным работам. В своей практике использую следующие кроссворды

Классический кроссворд представляет собой пересечение решеток с записанными словами и вопросами.

М

О

Л

А

С

Л

Ы

С

О

Н

В

И

Р

Я

К

А

К

М

Е

Ж

О

Т

И

А

Н

С

М

Е

Л

С

К

Е

М

О

О

П

А

Ф

О

Р

Н

Е

Р

И

Ж

Е

Н

Р

Филлворд

Данный тип кроссворда представляет из себя поле, заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые были использованы при изучении темы. Филлворды бывают двух типов: отгадывание только по прямой линии и направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. Может быть дан список слов или вопрос, что нужно найти (пример: найти молочные продукты).

Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.

П равила. Цепочка слов строится методом стыкования, где последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. Этот стык и нумеруется. В чайнворд вводятся только имена существительные в единственном числе. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. Иногда цепочку слов изгибают для придания сетке причудливой формы.
Интересно разгадывать кроссворды, но и интересно составлять.

Этапы составления учебных кроссвордов

  1. Выбираем вид кроссворда: лучше использовать ассиметричные, нестандартные, со свободным расположением слов.

  2. Составляем список терминов (в зависимости от типа занятия и его целей). Старайтесь включить в кроссворд как общенаучные термины, так и специальные.

  3. Составляем вопросы к выбраным терминам.

  4. Нумеруем поле и вопросы.

  5. Печатаем кроссворд (при необходимости).

Критерии оценивания результата

Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:

  • доля отгаданных слов;

  • доля ключевых терминов;

  • точность и однозначность формулировок вопросов.

Создавать кроссворды можно и с помощью сервисов.

В своей практике мы используем следующие сервисы, которые позволяют создавать кроссворды.   Для создания тестов в большинстве сервисов нам необходимо зарегистрироваться. Все они с русскоязычным интерфейсом, имеют большие коллекции разнообразных тестов, которые можно использовать в своей практике. 

Создание кроссвордов

1. Microsoft Word (https://bloggood.ru/poleznye-stati/kak-sdelat-krossvord-v-vorde-word-2007-2010-2013-i-2016.html/), 2. Microsoft Excel (http://lumpics.ru/how-to-make-a-crossword-in-excel/), 3. Microsoft Power Point (http://lumpics.ru/how-create-crossword-powerpoint/) и Онлайн-сервисы создания кроссвордов. Ознакомившись и попробовав разные программы, я выбрала сайт: http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html.

Опыт работы показывает, что работа с кроссвордами способствует активизации познавательной мыслительной, творческой деятельность школьников на уроках в любом классе. Ученик, получая интересный кроссворд, задумывается, старается вспомнить или отгадать ответ. Составляя кроссворд, он ищет информацию, обрабатывает ее, применяет сообразительность, смекалку и творчество.

Напоминаем, что разгадывание кроссвордов заставляет нас и наших учащихся думать, развиваться, и, конечно же, помогает сохранять светлый разум.









Литература:

  1. Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.

  2. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000

Сайты:

http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4

http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

http://cross.highcat.org/ru_RU





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!