Просмотр содержимого документа
«Сообщение на ППО учителей ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"»
Сообщение на ППО учителей ОБЖ:
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
Цель:
- Создать условия для формирования у учащихся представления о здоровом образе жизни, как индивидуальной системе поведения, способствующей обеспечению его духовного, физического и социального благополучия.
- Организм человека постоянно находится под влиянием внешней среды, которую можно представить в виде модели, состоящей из четырех взаимодействующих составляющих
Физическая
окружающая среда:
солнечная активность,
электромагнитные поля,
атмосферные явления, почва,
климат, вода, экология
Производственная
Социальная среда:
среда (школа):
человеческое общество
условия труда,
экология труда
человек
Биологическая
окружающая среда:
животный и растительный
мир
Внешняя среда может оказывать на человека не только полезные воздействия, но и вредные.
- Вопрос учителя: Как вы считаете, какую пользу приносит человеку внешняя среда?
Вопрос учителя: А чем же тогда она может навредить человеку?
- Ответ: Она содержит в себе очень большое количество раздражителей, которые отрицательно влияют на организм человека. К ним можно отнести: понижение или резкое повышение температуры, избыток солнечной радиации, конфликты и другие воздействия, в результате которых могут произойти нарушения в организме человека.
Адаптация – процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования.
Адаптация
- При помощи адаптации человек может противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к ним, оказывая минимальное воздействие на организм и обеспечивая нормальную работу
- Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному утомлению
Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости
Сегодня рассмотрим два вида утомления : умственное и физическое
Что происходит с организмом человека при физическом утомлении?
Как можно охарактеризовать умственное утомление?
Умственное утомление выражается, в первую очередь, уменьшением продуктивности интеллектуальных усилий, рассеиванием внимания.
При физическом утомлении нарушаются функции мышц .
Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления
Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.
Чтобы добиться увеличения двигательной активности школьников, необходимо:
- использование физических упражнений; динамических пауз на уроках;
- занятие различными видами спорта;
- подвижные игры на свежем воздухе; систематическая физическая тренировка; оздоровительная ходьба;
- оздоровительный бег;
- плавание;
- ходьба на лыжах; езда на велосипеде; прыжки через скакалку, и так далее...
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение — руки вдоль туловища. На счет 1 — руки к плечам, сжав кисти в кулаки, голову наклонить назад; 2 — локти вверх, голову наклонить вперед; 3 — исходное положение. Темп средний.
2. Исходное положение — руки в стороны. На счет 1-3 рывки согнутыми в локтях руками, правой впереди, левой за спиной; 4 — вернуться в исходное положение; 5-8 — то же в другую сторону. Темп быстрый.
3. Исходное положение — руки вдоль туловища, голова прямо. На счет 1 — голову наклонить вправо; 2 — исходное положение; 3 — голову наклонить влево; 4 — исходное положение; 5 — голову повернуть вправо; 6 — исходное положение; 7 — голову повернуть влево; 8 — исходное положение. Темп медленный.
Закаливание
- Регулярное закаливание способствует повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной физиологической деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.
- Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня. При приеме солнечной ванны время солнечного облучения при хорошей переносимости постепенно увеличивается на 5–10 минут.
- Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.
Закаливание
- Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.
- Важное значение для сохранения и повышения работоспособности отводится гигиеническим факторам, которые имеют большое значение для профилактики утомления.
А вы знаете, что цвет использовали для лечения различных заболеваний?
- Красный- для улучшения пищеварения.
- Желтый- для стимуляции работы мозга.
- Зеленый- для улучшения слуха.
- Синий- для регулирования ритма дыхания.
- Коричневый- как усыпляющее средство.
- Фиолетовый- при лечении болезней сердца, повышения кровяного давления.
Цвет влияет и на настроение человека…
Цвет радости и счастья:
Цвет грустного настроения:
Чёрный
Коричневый
Синий