Здравствуйте уважаемые слушатели нашего семинара, я Подорога Светлана Валентиновна - провожу уроки изобразительной деятельности и уроки профильного труда в классах для обучающихся с ТМНР.
Таких классов в нашей школе-интернате два, в них собраны обучающиеся по второму варианту АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и варианту 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС.
У этих обучающихся резко снижены познавательные процессы, зачастую очень плохо развита моторика, а также фразовая речь. Также у обучающихся с ТМНР отсутствует воображение и копирование. При составлении СИПР всё это необходимо учитывать.
Для этого в начале учебного года я провожу диагностику уровня развития каждого ребенка. По её результатам произвожу распределение обучающихся на две подгруппы. Занятия провожу как в группах по 2-3 человека, так и индивидуально, использую формы, методы, приемы и техники индивидуального и дифференцированного обучения детей с ТМНР. В работу по обучению неговорящих детей включаю работу с пиктограммами, некоторые дети уже пользуются жестами, которые сопровождаются лепетными или единичными словами (например «да» - дай, «пока»).
Индивидуальный подход при организации учебной деятельности реализуется мною через задания разного объема, разной степени трудности, разной степени оказания помощи педагога и воспитателя с учетом индивидуальных возможностей обучающегося с ТМНР.
При выполнении работ некоторым обучающимся с ТМНР требуется дополнительное время или выполнение работы вместе с педагогом по методу «рука в руке».
Для других обучающихся подбираются дополнительные задания (творческие или более трудные, упражнения игрового характера), пока более медлительные дети еще заняты работой, главное в этой ситуации не упустить период заинтересованности и работоспособности обучающегося с ТМНР, ведь, как мы знаем, период их плодотворной, активной учебной деятельности составляет 5-15 минут, далее необходимо сделать перерыв и(или) сменить вид деятельности.
Для организации учебной работы детей с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением подбираю небольшие по объему (чтобы ребенок видел конец задания), разнообразные по содержанию упражнения со сменой видов деятельности.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с ТМНР, а также необходимость получения ими конечного результата своей деятельности, пусть даже законченная работа будет неказиста, я оказываю им направляющую, стимулирующую и обучающую помощь:
-тем, кто забывает, что делать дальше, подсказываю следующее действие;
-тех, кто переживает, что ничего не получается и бросает начатое дело, хвалю за то, как хорошо всё выполнил до этого и помогаю закончить задание;
-тем, кто не справляется самостоятельно, предлагаю выполнить действия по образцу или использую технику «рука в руке»;
-учитываю настроение и желание ребенка работать
Из своего опыта хочу сказать, что результативность обучения и воспитания ребенка с ТМНР во многом зависит от качества взаимодействия педагога с родителями ученика. В течении всего периода обучения я поддерживаю связь с каждым из родителей, в ходе которой отслеживаю эмоциональное состояние каждого ребенка, факторы влияющие на это состояние- такие как прием медицинских препаратов, выдаю рекомендации и задания для выполнения дома, в том числе в каникулы и периоды амбулаторного лечения.
Прошу обратить внимание на то, что вне зависимости от возраста и года обучения каждый обучающийся с ТМНР имеет свои индивидуальные способности к обучению и может нуждаться в повторении одного и того же учебного материала на протяжении всего периода обучения, совсем незначительные успехи в любом из видов доступной ему деятельности должны считаться большим успехом, ведь на своем уровне ребенок смог сделать все, что в его силах, а мы как учителя должны учитывать это.
Для обучающихся по СИПР отсутствуют учебники, а это и понятно, так как невозможно требовать изучения одного материала обучающимися с ТМНР, имеющие совершенно разные возможности обучения.
Поэтому на своих уроках я использую те материалы, которые доступны тому или иному обучающемуся- пластилин, соленое тесто, приспособления: трафареты, шаблоны, штампы и т.д.
Использование этих материалов и приспособлений позволяет заинтересовать ребенка и применять нетрадиционные способы работы с обучающимися с ТМНР. Эти способы позволяют чувствовать раскованность, смелость, непосредственность, создают хорошие условия для творческой деятельности. В своей практике я использую следующие нетрадиционные способы рисования:
Тычок жёсткой полусухой кистью (Вероника)
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы и приспособления: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном(Дима)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и поролон.
Оттиск ватной палочкой (Настя-2 цвета красок), (Леша- «рука в руке»))
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: палитра с краской, ватные палочки, плотная бумага любого цвета и размера, трафарет с изображением кошки(для Леши).
Способ получения изображения: ребёнок набирает на ватную палочку немного краски и способом тычка наносит краску на контурный рисунок изображаемого предмета. Чтобы получить другой цвет, меняются ватные палочки и краска.
Применяю еще такие нетрадиционные способы рисования как :
-Прорисовывание кистью, пальцем по мокрой поверхности бумажного листа.
-Разбрызгивание краски или рисование с помощью зубной щётки.
-Изображение с помощью нитки (ниткография).
-Рисование гуашью, разведённой крахмальным клейстером.
-Рисование красками, разведёнными мыльной пеной.
- Кляксография: раздувание краски; растягивание кляксы наклоном листа; создание клякс с помощью соломинки; нанесение пятна и складывания листа пополам.
-Изображение с помощью штампов (штампы изготавливаются из картофеля, пенопласта, поролона, ластика, различные пробки, крышки, свернутая ткань).
-Рисование пальчиками, ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
-Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
-Нанесение на клеёнку, целлофан акварели или гуаши, отпечатывание изображения на чистом листе бумаги.
-Изображение с помощью растений: намазать листочек краской, отпечатать на листе бумаги.
-Изображение с помощью свечи: прорисовать свечой контуры изображения, наложить по всему листу цветовой фон, дорисовать детали изображения.
-Монотипия пейзажнаяСпособ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине рисуется с помощью взрослого пейзаж, а на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
В следствие общей неловкости обучающихся с ТМНР, порой их возбужденного состояния, особое внимание следует уделять технике безопасности при работе с материалами, ножницами, клеем и тд., в школе-интернате учителю в этом помогает воспитатель, при организации обучения на дому следует привлекать к этому родителя (законного представителя) обучающегося по СИПР.
Заключение
Важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует взрослого на возможные средства, содержание работы. Но их выбор или изменение, следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступательному развитию детей с особыми образовательными нуждами. Необходимо изменить привычные дидактические схемы и шаблоны, так как в педагогике здравого смысла не может быть единых рецептов, в противном случае теряется основной смысл коррекционной педагогики – гуманного, личностно – ориентированного подхода к ребенку с проблемами в развитии.
Порой кажется, что погружаясь в себя, дети не слышат того, что происходит на уроке. Но «возвращаешь их», и понимаешь, что они каким-то чудесным образом в теме. Конечно, их нестандартное поведение иногда выбивает «из седла», но берёшь себя в руки и стараешься им помочь. Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спросить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в нашей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого слова «педагог» — ведущий за руку.