СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на ШМО естественно-математического цикла «Развитие математической грамотности – одна из ключевых задач деятельности учителя математики "

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по формированию математической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на ШМО естественно-математического цикла «Развитие математической грамотности – одна из ключевых задач деятельности учителя математики "»

«Развитие математической грамотности – одна из ключевых задач деятельности учителя математики (из опыта работы учителя математики Абызовой Е.С.)


Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития интеллекта и грамотности. На первое место выходит потребность быстро вникать во все изменения, происходящие в жизни, научиться самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. А это и есть «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний», т.е. функциональная грамотность. Одним из ее видов является математическая грамотность.


Математическая грамотность определяется “как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину”.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:


- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;


- формулировать эти проблемы на языке математики;


- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;


- анализировать использованные методы решения;


-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;


- формулировать и записывать результаты решения.


Таким образом, функциональная математическая грамотность предполагает использовать математические знания, приобретенные обучающимся за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.


Школьник должен обладать такими умениями:


- умением выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;


- умением рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Математика воспринимается учащимися не как формальный набор теорем и абстрактных определений, а как необходимое средство познания проблем физики, обороны страны, инженерного дела, биологии и экономики.

Проблема формирования математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную математическую грамотность учащихся.

Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные предположения и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение, и это позволяет сделать урок полноценным, а познание должно доставлять радость, быть активным и творческим.

Формирование математической грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии. Для этого используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, развивающее обучение, активное (контекстное) обучение, игровое обучение, исследовательское обучение.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.

На уроках использую следующие методы и приемы: наглядные проблемно-поисковые, опорные схемы, словесные методы, практические, игровые приемы, самостоятельные работы по уровням.

Задания на формирование математической грамотности включаю:

- как игровой момент на уроке;

- как проблемный элемент в начале урока;

- как задание для смены деятельности на уроке;

- как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке.

Для работы мне помогают различные разно-уровневые задания, тесты, карточки.

Математическая грамотность ученика – это в первую очередь хорошо сформированные вычислительные навыки и навыки устного счета. Работая над развитием вычислительных навыков, применяю технологию развития вычислительных навыков. На своих уроках уделяю 5-7 минут на тренировочные упражнения в устных вычислениях, приемы вычислений здесь разнообразны. Устные упражнения это одно из средств формирования математической грамотности. Такие упражнения предлагаю на различных этапах урока.

Например. В начале урока, вычисление по цепочке:

Большое место на разных этапах урока отвожу работе над математическими терминами. Например, в виде таблицы.

Такие таблицы помогают понимать математическую речь и лучше ориентироваться в терминах. При выполнении таких заданий идет подготовка к решению уравнений.

Например, при изучении обыкновенных дробей, для отработки навыков, предлагаю такую задачу, через элемент игры:

- На нашем пути стоит указатель: « - назад (тему не усвоили, нужно еще решать, «» – вперед (все усвоили, можно изучать новое). Куда же нам двигаться? Выберем направление согласно знакам сравнения, решив следующие задачи. Учащиеся решают задачи попарно, заполняя таблицу.

1. Из 27 человек 5 А класса , 2/3 получили за контрольную работу по математике «4», а в 5 Б 1/3 из 30 человек получили «4». В каком классе четверок больше?

2. В трех пятых классах учатся 100 человек, а в двух девятых – 50. 3/4 всех пятиклассников и 4/5 всех девятиклассников посещают кружки. Какие классы посещают больше кружков?

Чтобы устные упражнения были интересными, занимательными, вызывали активность и внимательность детей, нужно их по возможности разнообразить.

Например, заполнение квадратов. (Квадрат в девять клеток изображается на доске. Дается ряд чисел 1, 2, 3,…9. Задание: заполнить данными числами все клетки квадрата так, чтобы и в горизонтальных и в вертикальных рядах было 15.

Применяю прием «Верные и неверные утверждения», он способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, дает возможность быстро включить детей в работу и логично перейти к изучению темы урока. Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение выражать свое мнение.

Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно или не верно.

А) На доске таблица с заданиями, где есть ошибки. Необходимо проверить результат, и поставить «+», если результат правильный, и «-» , если неправильный.

- 0,6 · 4 = - 2,4 Дорогу

- 6 · (-0,3 ) = 0,18 Математика

- 1,5 · 2 = - 3 Осилит

- 3 · (- 0,6) = - 1,8 Гимнастика

- 1 + 7 = 4 Ума

2

-5 + 9 = 1 Идущий

4

Подряд прочитайте слова, напротив которых поставили «+». Получится высказывание - «Дорогу осилит идущий», которое будет девизом урока.

Б) Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

1) Две точки можно соединить двумя отрезками.

2) В одном сантиметре 10 дециметров.

3) Прямая не имеет концов.

4) Точка разбивает прямую на два луча.

5) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.

6) В одной тонне 100 кг.

В) «Надо смекнуть»: найдите правило нахождения чисел, помещенных в «голове». Заполните свободный кружок.


Г) Посмотрите внимательно несколько секунд на рисунок, запомните и ответьте на вопросы

    • Перечислите все корни, которые вы видели.

    • В какой геометрической фигуре расположен ?

    • Какого цвета эта окружность?

    • Квадратный корень из какого числа находится в квадрате?

    • Какого цвета этот квадрат?

    • В какой геометрической фигуре н расположен корень кубический?

    • Какого цвета этот треугольник?

Предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть громоздкими. Тексты упражнений, чертежей должны быть приготовлены заранее. К устным упражнениям должны привлекаться все ученики.

В седьмом классе вычислительная техника школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.

В восьмом классе при изучении тем «Рациональные дроби», «Неравенства», «Квадратные корни и квадратные уравнения» широко используются умения учащихся выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней.

В девятом классе в процессе изучения тем «Квадратные уравнения», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и неравенств», «Степень с рациональным показателем» девятиклассники должны свободно владеть навыками действий с рациональными числами.

В десятом классе вычислительная техника учащихся продолжает совершенствоваться при вычислении значений тригонометрических функций, упрощении тригонометрических выражений, вычислении производных.

В одиннадцатом классе в процессе изучения тем «Первообразная и интеграл», «Корень n-ой степени», «Логарифмы и их свойства» учащиеся совершенствуют свои навыки действий с действительными числами.

В качестве домашних заданий использую тренажеры.

Решите уравнение:

     

Решите неравенство:

 

В качестве закрепления нового материала успешно применяется прием фронтальной работы с классом «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить к учёбе даже пассивных учащихся.

Например: - на уроке геометрии в 8 классе по теме: «Четырехугольники» можно использовать такие вопросы.

  • У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!

  • В любой прямоугольник можно вписать окружность!

  • Квадрат является прямоугольником!

  • Любой прямоугольник является ромбом!

  • Диагонали прямоугольника равны!

  • Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!

  • Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!

  • Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

- Верны ли утверждения (математика 6 класс):

1) – 6 0;

2)12 - 18= – 6;

3) – (– 4) = 4;

4) – 8 – 12+8= – 12;

5) На улице ясная погода!

6) – 32*10 *(– 2) *0 *100= 6400;

7)Для отрицательного числа противоположным является отрицательное.

Часто эффективен прием решения задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.

Например: 1) Найдите площади фигур, составленных из равных квадратов:



2) Найдите периметр фигуры MNKZ, если она составлена из квадратов с площадью в 1 га.

  1. Проанализируйте данные чертежи. Запишите, как найти расстояние между участниками движения через 2 часа после одновременного выхода:



4) Назовите число корней уравнения ax2 + bx + c = 0 и знак коэффициента a, если график соответствующей квадратичной функции расположен соответствующим образом:



Применяю на уроках математики физкультминутки, которые служат не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Например:

1)Учитель дает несколько математических предложений. Если предположение верное, то сидите, если оно ложное, вы встаёте и кто-то объясняет, почему ложное.

1. В записи «Тысяча и одна ночь» три нуля.

2. В записи числа «Один миллиард» 7 нулей.

3. Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.

4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу.

5. В записи числа «Пять миллиардов» девять нулей.

6. Вам известно только три класса многозначных чисел.


2) Можно использовать набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.
3) Карточки с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.
4) На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.

В современных условиях, не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными, так как они играют важную роль в школьном курсе обучения.

Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, предлагаю учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссворды, разноуровневые задания.

Лучший тренажер математической грамотности — это решение практико-ориентированных задач.

Решение практико-ориентированных задач в большей степени строится на построении модели реальной ситуации, описанной конкретной задачей.

В 6 классе. При изучении темы «Масштаб», предлагаю решить такую задачу, как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения.

На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его. Используя рисунок, определите, длину пути (в м), если масштаб

1см : 10000 см.

В качестве домашнего задания: составить план дома (квартиры) в масштабе 1 : 100.

Объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе.

Задача, если она направлена на формирование математической грамотности, должна содержать проблему, представленную в контексте реальной ситуации.

Также в своей работе применяю игровые моменты. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Во время игры ребята, как правило, очень внимательны и сосредоточены.

Например:

1)Игра «Плавающая запятая», направленная на формирование умения читать десятичные дроби. «Запятая”» перебегает на различные места в ряду - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа. Например,

8

,

0

2

7

1


8

0

,

2

7

1


8

0

2

,

7

1


2)Игра «Магазин» - оформляется «витрина магазина» и вывешивается объявление

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

Назначается «директор магазина», который приглашает несколько «бухгалтеров», которые на доске выполняют нужные вычисления.


3)Игра «Пара чисел»

Для каждого нестандартного одночлена из первого столбца подберите соответствующий ему стандартный одночлен из второго столбца и составьте соответствующие пары чисел.

Игра «Пара чисел.»

1) 2ху∙ 3x2у5

1) - 5х4 у5

2) Зху3 х3у6

2) – х 5 у10 z3

3) -0,6ас3 ∙ (-8)а2с4

3) 6a3 с5

4) -5а2с ∙ 2ас ∙ (-0,6с3)

4) 6х3у6

5) ху3z3 х ∙ (-3)х3у7

5) -9х4у6 z2


6) 4,8а3с7


7) 2х4 у9

ОТВЕТЫ: (1,4), (2,7), (3,6), (4,3), (5,2 )

4) Игра «Лото».

- Решить 3 уравнения, записанные на карте, найти карточки с правильными ответами и закрыть ими соответствующее уравнение. Карточки класть ответом вниз, тогда на верхней стороне получаются слова.


Карта с уравнениями


1 /3 х = -2

х /3-(х + 1)/ 2 = 0

5 – х 2= 0

4 х 2 – 16 = 0

(2х – 3)(х + 1)= 0

х +3 /х = 4

1/х +2 /(х +2) = 1

х (х + 5) = - 4

12 х 2 +2х = 0


Карточки с правильными ответами


х = - 6

х = - 3

х= ±√ 5

х = 2, х = - 2

х = 1,5; х = - 1

х = 3, х =1

х = -1; х = 2

х = 4, х = 1

х = 0, х = - 1/ 6


- Используя эти слова, ответить на вопросы.

  1. Какой математик доказал теорему, выражающую связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями? (Виет)

  2. Что надо искать прежде, чем найти корни квадратного уравнения? (Дискриминант)

  3. Какой математик однажды заметил что: «Математическую теорию можно считать совершенной только тогда, когда ты сделал ее настолько ясной, что берешься изложить ее первому встречному»? (Гильберт).


Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, опишите их математической формулой; сделайте вывод. Наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность? и т.д.

Например:

9-й класс (алгебра)

Задание: Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;… задать ее следующими способами: формулой n-го члена; таблицей; словесным описанием. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

5-ый класс (математика

Задание: Определите тему урока, разгадав кроссворд



Задание: Если вы правильно выполните вычисления и выпишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете тему сегодняшнего урока.


Примечание: сначала вычисляются примеры, а потом открывается таблица.

1,5

3,5

0,8

0,36

1,6

0,25

0,1








Итак, тема нашего урока «Проценты».


Конечно, все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению таких задач. Поэтому такие задачи мы решаем на занятиях внеурочной деятельности и кружках.

Практико-ориентированные задачи я беру из открытых источников. 

Возникает вопрос: какие из существующих сегодня ресурсов можно считать актуальными для формирования математической грамотности?

Проблема заключается в том, что существующие УМК содержат типовые текстовые задачи, решая которые, ученик работает с уже готовыми знакомыми ему математическими моделями. Задачи же на математическую грамотность – это ситуации, где необходимо самостоятельно сформулировать задачу, вычленяя известные и неизвестные, лишние и недостающие данные. Таким образом, необходимо создавать банки заданий для развития и формирования математической грамотности.

При решении многих задач не нужны специальные математические знания, а лишь внимание и здравый смысл.

Понимание и запоминание прочитанного, умение выделить главные слова, перевести данные на язык математики, передать суть задачи в форме краткой записи – это ряд умений, которые формируются из урока в урок с 5 класса

Один из подходов к развитию математической грамотности осуществляется через формирование умения работать с задачей. Текстовые задачи и задания на составления математической модели должны включаться в каждый урок.

«Математика — гимнастика для ума»,именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности.