Тема: «Домашнее задание: прочитать стихотворение выразительно»
(1 слайд)
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Брусенцева Оксана Дмитриевна, я работаю учителем начальных классов Мелавской средней общеобразовательной школы Горшеченского района Курской области.
Сегодня я хотела бы поговорить о трудностях, с которыми сталкиваются младшие школьники при подготовке домашнего задания по выразительному чтению стихотворений и поделиться с вами своим опытом по их преодолению.
(слайд 3)
Задача уроков литературного чтения по работе с лирическим стихотворением – научить детей осознанному, выразительному чтению. Работа над выразительным чтением помогает лучше понимать содержание произведений, развивает эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Во время чтения стихотворения ребенок может вживаться в роль героя, погружаться в его эмоции и выражать их голосом. Такой подход способствует закреплению понимания смысла и задумки автора, а также развивает аналитические навыки и способность обнаруживать глубинный смысл, это помогает расширить словарный запас, улучшить память и внимание.
Кроме того, выразительное чтение стихотворений способствует развитию речи и артикуляции. Дети, активно занимающиеся таким чтением, улучшают произношение, голосовую модуляцию и четкость произношения. Это особенно важно в начальной стадии обучения, когда мозг ребенка находится в фазе интенсивного формирования и развития.
Однако, выполнение домашнего задания по выразительному чтению стихотворения может вызывать некоторые трудности у наших учеников.
(слайд 3)
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники при подготовке такого задания, и эффективные способы их преодоления.
Основные трудности при подготовке домашнего задания по выразительному чтению стихотворения.
Младшим школьникам может быть сложно подготовить домашнее задание по выразительному чтению стихотворения из-за их возрастных особенностей и недостаточного опыта работы с поэтическими текстами. Давайте рассмотрим некоторые из этих трудностей.
-
Мотивация и заинтересованность
Для того, чтобы домашнее задание было выполнено младшими школьниками с интересом, необходимо организовать его таким образом, чтобы оно не было слишком сложным или однообразным. Важно, чтобы дети не чувствовали себя принужденными или скучали при его выполнении.
-
Понимание и интерпретация смысла стихотворения
Понимание конкретного значения отдельных слов и смысла художественного слова-образа в контексте поэтического текста.
-
Выбор правильной интонации и ритма
Еще одной проблемой является выбор правильной интонации и ритма при чтении стихотворения. Дети могут испытывать затруднения с постановкой логических ударений в поэтических строках на словах, несущих главную информацию, выделением голосом повышение и понижение интонации, соблюдением пауз, темпа, громкости речи и т.п.
-
Правильная артикуляция
Они также сталкиваются с проблемой правильной артикуляции слов и фраз (произношения некоторых звуков или комбинаций звуков, проговаривание окончаний)
И условия для успешного выполнения домашнего задания создаются именно на уроке.
Задача учителя - создать комфортные условия и вдохновить детей на самовыражение и творчество.
(слайд 4)
Способы преодоления трудностей при подготовке домашнего задания по выразительному чтению стихотворения
Как помочь детям в подготовке домашнего задания по выразительному чтению стихотворения и преодолеть возможные трудности?
Перед чтением необходимо объяснить значения незнакомых слов и выражений, без которых невозможно понять информацию, заключенную в тексте произведения.
Затем выстроить сюжет, выделить его части, охарактеризовать персонажей и осмыслить значение образов.
Чтобы побудить ребёнка к выразительному чтению, попросите детей представить лирического героя (описать его внешний вид и состояние) и попробовать войти в его состояние, поделиться своими эмоциями.
Учительское чтение может быть представлено ребенку в качестве образца выразительного чтения перед тем, как начать ему читать самому.
Для школьников начальных классов всегда важно слышать выразительную речь учителя. В этом контексте выразительное чтение и речь учителя являются примером правильного использования языковых средств. Поэтому учитель должен сам соблюдать лексические, грамматические, стилистические и фонетические правила.
Очень полезно использовать аудиозаписи стихов с яркой интонацией чтения, чтобы помочь детям улучшить свои навыки выразительного чтения. Они могут слушать такие записи и после пытаться повторять за ними. Это позволит им лучше запомнить текст и его эмоциональное содержание.
Развитие навыков выразительного чтения можно достигнуть, читая предложения разной интонацией: вопросительной, восклицательной.
Чтобы сделать работу интереснее, можно использовать различные игры и упражнения. Например, предложить ребенку выразительно прочитать каждую фразу, меняя темп, ритм: громко-тихо, быстро-медленно, выше-ниже, скороговоркой.
Или предложить прочитать отрывок, передавая различные эмоции, такие как радость, страх, гордость, удивление, огорчение.
(слайд 5)
Для этого предлагаем ролевые игры и моделирование. Например, игру "3D очки", где ребенок воображает, что надевает особые очки, чтобы "погрузиться" в содержание стихотворения и играть роли персонажей. Также можно стать новым придуманным персонажем и наблюдать за происходящим "со стороны".
Можно использовать игру под названием "Ладошки", чтобы помочь ребенку разыграть ситуацию, в которой он может мысленно «ощутить» ладошками различные предметы: теплые или холодные, колючие или гладкие, мягкие или твердые.
Также можно предложить ребёнку представить предметы по их весу или размеру, включая и нематериальные предметы, такие как мечта, радость, время(течёт, утекает).
Игра « Послушай звук» или даже запах
(слайд 6)
Для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок и выполнения тренировочных упражнений в классе и дома, предлагаются различные задания. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и под руководством учителя и родителей.
Самостоятельная работа
(слайд 7)
Ключевым фактором успешной подготовки домашнего задания по выразительному чтению стихотворения является самостоятельная работа. Младшие школьники должны осознавать, что только через индивидуальное изучение текста, тренировку голоса и жестов, они смогут достичь нужного уровня выразительности. Важно также развивать навыки самоанализа и самоконтроля, чтобы ребенок мог корректировать свое чтение и делать его эмоциональным и понятным для слушателя.
(слайд 8)
Для этого можно предложить записать свое чтение на диктофон и прослушать его. Это поможет учащимся освоить основы технической речи и средства выразительности, а также научиться самостоятельно выделять главное в содержании, выбирать нужную интонацию и передавать свое отношение к прочитанному.
Роль родителей в подготовке домашнего задания по выразительному чтению стихотворения имеет огромное значение. Важно, чтобы дома была создана атмосфера, где ребенок мог бы проявить свои навыки без страха и неуверенности в себе. Необходимо создать условия для его творческого выполнения, чтобы чтение стихотворений стало не только обязательным занятием, но и источником радости и удовольствия для каждого ребенка.
(слайд 9)
Поэтому в помощь родителям можно предложить несколько советов, которые помогут им эффективно организовать занятия и сделать процесс интересным и позитивным.
Создайте специальное место для чтения: Выделите уютный уголок в доме, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно и сосредоточенно читать стихи. Украсьте это место книгами, картинами или другими предметами, которые будут вдохновлять на чтение.
Разбор текста.
Помочь ребенку разобраться в содержании стихотворения. Обсудите его с ним, объясните значения незнакомых слов и фраз. После прочтения каждого стихотворения, задавать ребенку вопросы о содержании произведения. Это поможет ему понять глубинный смысл стиха и развить навыки анализа текста.
Использование эмоций:
Попросить ребенка вжиться в роль героя стихотворения и передать его эмоции через чтение, проиграть ситуацию в голове и думать о том, как бы он чувствовал себя на месте героя.
Разнообразьте формат занятий:
Кроме обычного чтения вслух, можно проводить занятия в форме драматического чтения, где ребенок будет играть роли персонажей стихотворений. Это поможет ему лучше понять эмоциональное состояние героев и передать его через свой голос и интонации.
Поощряйте творчество:
Постараться поддержать интерес ребенка к выразительному чтению стихотворений, поощряя его творческие идеи и эксперименты. Предложить ему прочитать стихотворение перед другими членами семьи или друзьями, чтобы он мог получить обратную связь и почувствовать себя увереннее.
Также рекомендуется часто слушать профессиональные записи стихотворений от известных актеров или поэтов. Это поможет детям лучше понять тон и настроение произведения, а также подхватить техники выразительного чтения.
И очень важно не забывать о значении практики. Предлагать детям регулярно читать стихотворения вслух, как дома, так и перед другими людьми.
(слайд 10)
Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Поэтому необходимо адаптировать, дифференцировать методы и приемы, чтобы соответствовать его индивидуальным возможностям, интересам и потребностям.
(слайд 11)
Спасибо за внимание.
Прим. Презентацию смотрите в разделе «Презентации»