Сообщение на тему: «Что такое мозговая атака и мозговой штурм»
Выполнила ученица Ш-22 группы
Шабатура Елизавета
Ейск,2022
Технология «мозговой атаки» представляет собой обучение с помощью формулирования проблемы, имеющей теоретическую и практическую значимость, что вызывает активный интерес студентов. Общее требование при выборе проблемы для мозговой атаки (выдвигается перед обучающимися как учебная задача) представляет собой возможность многих неоднозначных вариантов ее решения.
«Мозговая атака» представляет собой активную форму обучения, быстрый и эффективный способ выработки путей преодоления трудностей и разрешения противоречий, с которыми столкнулась организация (система) — реальная или виртуальная, выдуманная. «Мозговая атака» позволяет найти нестандартные решения, привлечь к управлению людей, обычно не принимающих участия в выработке решения. «Мозговая атака» является способом интенсивного использования интеллектуального потенциала собственных или приглашенных специалистов, который позволяет выработать гибкую стратегию и тактику организации хозяйственной системы в изменяющейся обстановке.
Уже в ходе проведения занятия создаются две группы: а) участники «мозговой атаки» — те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи (ситуации); и б) члены комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы. В группу генерирования идей вначале назначается руководитель. Он комплектует команду. Руководитель сообщает членам группы суть решаемой проблемы за 2—3 дня до её проведения. Проблема должна быть обозначена как можно четче и всестороннее. При проведении «мозговой атаки» в группе создается непринужденная атмосфера. Этому содействуют состав группы, поведение руководителя, выбор помещения, освещение и т. д. Никто из участников не должен бояться того, что его высказывания не представляют ценности. Предложения (идеи) нельзя негативно оценивать ни словом, ни жестом, ни интонацией. Желательны их поддержка и развитие. Свои мысли участники должны высказывать откровенно и свободно. Не надо смущаться того, что предложения могут быть нереальными. Нередко именно они уменьшают скованность группы и являются первопричиной рождения оригинальных идей. Чем больше идей, тем лучше. Следует стремиться, чтобы предложения поступали быстро, это уменьшает скованность группы.
«Мозговая атака» обычно проводится в первой половине дня, когда обучающиеся не успели устать. Руководитель собирает группу в отведенном для нее помещении и рассаживает так, чтобы было удобно работать, а студенты могли видеть друг друга. Далее он еще раз формулирует задачу. Вначале участники группы решают какую-либо легкую проблему, проводя как бы разминку. Затем начинается «штурм» решения основной проблемы. Поступившие предложения секретарь группы регистрирует на учебной доске или на большом листе бумаги. Иногда используется диктофон (магнитофон). «Мозговая атака» длится не более 2-х часов. Слишком быстрое её завершение будет нежелательным. Установлено, что новые и оригинальные идеи возникают часто тогда, когда кажется, что исчерпаны все возможные мысли и ассоциации.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.
Особенностью метода мозгового штурма является коллективная мыслительная деятельность по генерированию новых идей для решения научных и практических проблем посредством свободного выражения мнения всеми участниками, поиску нетрадиционных путей их реализации
В процессе использования данного метода достигаются следующие педагогические задачи:
• активное усвоение учебного материала обучающимися;
• связь теории с практикой;
• формирование опыта творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;
• стимулирование познавательной деятельности и интереса обучающихся;
• развитие интеллектуальных способностей, быстроты мыслительных операций, концентрации внимания обучающихся;
• формирование коммуникативных умений взаимодействия в группе, опыта коллективной деятельности [3].
Перед проведением занятия для студентов с использованием метода мозгового штурма преподавателю необходимо определить:
• тему, цель и задачи занятия;
• проблемное поле и обсуждаемую проблему;
• общий ход занятия, его этапы и время на каждый из них;
• критерии и показатели оценки идей, поступивших предложений, предлагаемых путей решения проблемы.
Этапы проведения занятия с использованием метода мозгового штурма:
1 этап - формулирование обсуждаемой проблемы. Организационный момент, включающий подготовку аудитории, создание психологического настроя, сообщение темы и формы учебного занятия, формулирование задачи (проблемы), обоснование цели предстоящей коллективной работы и правил.
2 этап - формирование рабочих и экспертной групп. При создании рабочих групп определяется количественный состав (по 3-5 чел.). Выбираются члены групп в зависимости от пожеланий и личных предпочтений студентов. Каждая из команд выбирает эксперта. В экспертную группу подбираются студенты, которые способны отобрать и оценить наиболее продуктивные идеи и предложения.
3 этап - осуществление решения обсуждаемой проблемы. В начале организатору необходимо напомнить тему, обсуждаемую проблему и поставленную задачу, критерии оценки и имеющиеся правила, после чего начинается работа, осуществляется взаимодействие участников в рабочих группах по генерации идей,
поиску путей решения поставленной проблемы. Задача экспертной группы -зафиксировать разумные идеи, подходы, оптимальные пути, которые выдвигают другие участники группового взаимодействия. Преподаватель следит за ходом обсуждения и выполнением правил проведения занятия.
4 этап - оценка и отбор лучших идей экспертной группой. На данном этапе эксперты объединяются в одну группу для обсуждения и оценки идей, которые поступили от участников. Их основная задача - представить лучшие идеи по решению поставленной проблемы. Идеи оцениваются по критериям и показателям, которые были представлены до проведения мозгового штурма.
5 этап - обобщение результатов, подведение итогов работы рабочих и экспертной групп
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение мозгового штурма как метода активного обучения способствует развитию профессионального и творческого мышления, стимулированию самостоятельной деятельности, формированию положительной учебной мотивации, умений анализировать, высказывать свою точку зрения, работать в коллективе, принимать совместные решения.