СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Методика чтения рассказов, басен, стихотворений, рассказов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему: "Методика чтения рассказов, басен, стихотворений, рассказов"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Методика чтения рассказов, басен, стихотворений, рассказов"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»













Сообщение

На тему: «Методика чтения рассказов, басен, стихотворений, рассказов»













Выполнила: студентка группы Ш-41

Семинина Елена Николаевна





Ейск 2019 г.





Методика чтения сказок

Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок. 1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. 

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план. 

7.Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. 

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: - подготовка к восприятию сказки; - чтение сказки; - обмен мнением о прочитанном; - чтение сказки по частям и их разбор; - подготовка к рассказыванию; - обобщающая беседа; - подведение итогов; - задание детям на дом.



Методика чтения стихотворений

Методика чтения лирических произведений в начальной школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений. Можно выделить следующие моменты в работе над пейзажем в лирическом стихотворении. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, здесь могут помочь "живые" впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и так далее. Все это обеспечивает необходимую "внутреннюю наглядность", помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом.

Все лирические произведения первоначально читаются вслух учителем. В силу своего возраста юные читатели, скорее всего, до конца, во всей их глубине, не поймут читаемые лирические произведения, так как чаще всего им пока достается малодоступен контекст, при котором создавались эти произведения, но при умелой помощи учителя они смогут прежде всего проникнуть в содержание произведений, воспринять «чужие» образы, «чужие» эмоции, попытаться соотнести их со словами, и тогда мир природы станет для них еще выразительнее, еще полнее и богаче.

Важной составной частью знакомства со стихотворениями является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы: - С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.



Методика чтения басен 

По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...».

Методика чтения былин

Методика работы с былинами в оригинале в начальной школе пока не разработана, а необходимость этого с каждым годом возрастает, т.к. в настоящее время на уроках чтения в начальной школе былина читается как рассказ или сказка без соблюдения специфики жанра. В былинных текстах, дошедших до нас, много энергии, ее надо лишь научиться воспринимать и передавать. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уважение к слову, ощутил каждое созвучие, понял, почувствовал, что слово — это вершина человеческой мысли, человеческого духа, материально воплощенный опыт многих поколений его предков. Психологами замечено, что эстетические критерии детей младшего школьного возраста в области словесного искусства существенно не отличаются от критериев взрослых: у маленьких детей исключительно большую роль играют ритм и звучание слов, поэтому при знакомстве с былинами очень важно показать детям ритмико-мелодическую организацию былинного стиха, связанную с напевной речью (речитативом). Если за основу методики обучения младших школьников взять ритмико-мелодическую организацию былинного стиха и развитие у детей поэтического слуха при соблюдении звучания былинной фразы, а в процессе чтения былин и отработки собственно читательских умений использовать работу с детской книгой и установку на воссоздание образа, то у детей сформируется интерес к былинам, желание читать их.