СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему "Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики."»



Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.









Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Сигида Оксана















Ейск, 2022 г.



1. Работа с книгой (восприятие изучаемого материала).

Книга помогает учащимся учиться самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету. Умение читать и разбираться в прочитанном, сравнивать и анализировать готовит учащихся к самостоятельной деятельности. Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с книгой, справочной литературой.

Но, как мы знаем, учащиеся часто направляют свою энергию на то, чтобы бегло и четко читать, и совсем не следят за всеми деталями содержания текста, и не могут без посторонней помощи понять прочитанное. Читая учебник или дополнительную литературу, учащийся должен выделять главное из прочитанного, хорошо усвоить его и прочно запомнить. Именно в этом и заключается читательская грамотность, которой в настоящее время уделяется огромное значение.


Предлагаю учащимся памятку-рекомендации для работы с книгой:

  1. Открой учебник и по оглавлению найди нужный пункт.

  2. При первом чтении выделяй главные мысли.

  3. Не пропускай ни одного незнакомого слова.

  4. При повторном чтении составь план прочитанного.

  5. По составленному плану пробуй составить рассказ о прочитанном.

  6. Запиши в тетрадь тему, главные мысли, иллюстрирующие их примеры.


Учить детей работать с книгой надо начинать с 5 класса, т.е. с первого момента, когда дети переступили порог кабинета математики.

На самом первом уроке рассматриваем учебник, смотрим, как расположен учебный материал, заглавие. Учимся пользоваться оглавлением. Обращаем внимание на то, как выделен материал для обязательного изучения, как выделен материал для самостоятельного чтения и т.д.

2. Игры на уроках математики (на осмысление, запоминание).

Изжить скуку на уроке помогают соревнования, игры. Схема их проста. Правила быстро усваиваются и не отвлекают ребят от изучаемого материала.

Большое значение необходимо уделять организационному моменту урока, особенно в 5-6 классах, ведь нужно быстро настроить детей на работу и сделать это без понуканий и строгости. Для этого организационный момент я часто провожу в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух ответов, движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ поднимают сигнальные карточки зелёного (правильно), красного (неправильно) цвета. Такой же приём использую на физкультминутке, только вместо карточек надо выполнить какие-то действия, например, «топай-хлопай», «повернуться вправо-влево».

В курсе математики ученикам требуется в короткий срок запомнить большое количество фактов, формул. Такая ситуация складывается, например, с таблицей умножения, с таблицей значений тригонометрических функций, геометрических формул и т.д. Для успешного запоминания формул я использую на уроке соревнования. Правила соревнования таковы: все учащиеся делятся на команды, от каждой команды к доске поочередно выходит представитель, которому команда соперников задает по одному вопросу. На обдумывание ответа и его запись на доске дается не более минуты. Но так как школа у нас малокомплектная, то такие соревнования превращаются в личное первенство. Чаще всего такие игры по проверке определений, правил, формул организовываю на 1-м уроке после изучения теории, и на уроке обобщения и систематизации знаний.

Учащиеся быстро устают от длительной, однообразной работы. Усталость - одна из причин уменьшения внимания и интереса к учению. Избавить учащихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью математических эстафет. Например, при закреплении материала интерес школьников вызывают эстафеты по рядам. Каждому ряду дается одно и тоже задание на вычисление. Но в силу опять же небольшого количества учащихся, этот прием превращается в вычисление по цепочке, где каждый отвечает за общий результат.

3. Математические диктанты. (осмысление, запоминание)

Диктант – одна из форм оперативного и систематического контроля знаний учащихся.

Удобное время для проведения диктанта – начало урока. Диктант занимает 7-8 минут. Листы с ответами можно собрать для проверки, можно организовать проверку прямо на уроке силами учащихся. Можно организовать взаимопроверку: соседи обмениваются тетрадями, можно вывести правильные ответы на слайд и учащиеся проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Чаще всего параллельно с написанием диктанта в тетрадях 2 учащихся пишут его у доски, что позволяет сразу прокомментировать допущенные ошибки, если таковые имелись.

Например, математический диктант по теме «Целые числа» (6 кл.):

1. Запишите число, противоположное 24.

2. Запишите наибольшее отрицательное число.

3. Запишите число, противоположное – 82.

4. Запишите наименьшее положительное число.

5. Запишите без скобок –(+37)

6. Запишите без скобок –(-16)

7. Найдите значение выражения –х, если х = - 91.

8. Найдите число, равное –(-(+45))


4. Устные упражнения.

Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Но они требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их. Наряду с чисто устными (слуховыми) упражнениями практикую полуустные (зрительно-слуховые), когда задания предварительно записываются на доске или плакате, при этом допускаются отдельные записи числовых данных, промежуточных результатов, наброски чертежа и т.д. Хорошо подобранные системы устных упражнений способствуют формированию у учащихся умения обобщать. Устные упражнения весьма ценны в методическом отношении, когда используются при объяснении нового материала в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному». Например, в виде схем, кроссвордов, таблиц, ребусов и т.д.


5. Самостоятельные работы (применение освоенных знаний)

Непонимание материала и отсюда неумение справиться с заданиями, которые предлагаются ученикам, - основная причина потери интереса к предмету. Чтобы предупредить непонимание изучаемого материала учителю надо все время быть в курсе того, насколько материал усвоен каждым учеником. Для проверки усвоения учащимися материала в своей работе я использую различные виды самостоятельных работ.

  • Самостоятельные работы со взаимной проверкой. Такие работы я провожу сразу после прохождения нового материала; в этом случае они своевременно дают картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. К тому же, ученик не может быть пассивным на уроке, зная заранее, что по данной теме будет самостоятельная работа; он активен, сознательно сосредотачивает внимание и не стесняется обращаться с вопросами. Самостоятельные работы можно давать в одном варианте. Когда выполнение работы заканчивают все учащиеся начинается взаимная проверка, ученики сверяют ответы, в случае ошибки ищут ее, объясняют друг другу, и если сами не могут решить вопрос о правильности решения, то обращаются за помощью к учителю. После того как проверка закончена на доске записываются правильные ответы и решения трудных заданий, и ученики получают возможность еще раз сверить ответы. Учитель узнает о количестве верных ответов в работе каждого ученика и оценивает некоторые работы.

  • Самостоятельные работы по образцу. В заданиях такого типа даю образец решения задачи, и по этому образцу ученик должен решить аналогичную задачу. Работы по образцу полезны при закреплении материала, кроме того, создают условия для перехода ученика к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности.

  • Самостоятельная работа дифференцированного характера. Наиболее распространенная форма работы, обеспечивающая, повышение самостоятельной деятельности учащихся. В таких работах я чаще всего использую три уровня, т.е. объединяю:

1 уровень – задания, соответствующие требованию обязательных результатов обучения. (1-2)

2 уровень – задания для учащихся со средним уровнем знаний. (3)

3 уровень – задания для учащихся с высоким уровнем знаний. (4-5)

При выполнении таких работ возрастает активность учащихся со слабыми способностями. У них не появляется боязнь того, что он ничего не сможет выполнить и получит неудовлетворительную отметку. Так же при проведении работ такого типа учащимся можно предоставить свободу в выборе варианта самостоятельной работы.

  • Практикую так называемые «домашние» контрольные работы, где учащиеся имеют неограниченное время выполнения и отметка выставляется по желанию, тем самым стимулируется их познавательная активность.


6. Задачи по готовым чертежам

Решение геометрических задач по готовым чертежам увеличивает число задач, разобранных в классе, развивает пространственное представление учащихся. Оно должно быть связано с изучаемым материалом. В начале урока оно проводится для повторения пройденного и подготовки учащихся к восприятию нового материала, а в середине или конце урока призвано закрепить только что изученный материал.

Хочется выразить слова благодарности Казакову В.В за пособие по геометрии для 7-9 классов «Наглядная геометрия. Опорные конспекты. Контрольные вопросы. Задачи на готовых чертежах», где предлагается система крупноблочного изложения материала по планиметрии, данное пособие в своей работе дает мне возможность:

  • использовать краткий рассказ по теме и опорный конспект для изложения нового материала;

  • использовать устные вопросы для углубления знаний учащихся по теоретической части материала;

  • использовать материалы для проведения тематических зачетов (вопросы и ответы на них);

  • использовать задачи с готовыми чертежами (детям очень нравится такой вид работы, ибо экономится время, связанное с выполнением рисунков и есть возможность выполнить большее количество задач);

  • при фронтальной работе, для организации индивидуальной работы учащихся, проведения самостоятельных, проверочных и контрольных работ.


В течение всего периода работы я являюсь классным руководителем. Цель моей воспитательной работы – воспитание свободной, творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к самореализации и саморазвитию. Мои обучающиеся принимают активное участие в конкурсах «Кенгуру», «Инфомышка», «Бобер».

Надо принять во внимание, что организация учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению учебного материала – это работа не одного дня, а длительный, непрерывный процесс.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при освоении новых знаний и применении их на практике.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!