| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Олимпиада – как форма работы с одаренными детьми
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Чернышева Камилла
Ейск, 2023 г.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является развитие способностей во внеурочной деятельности: участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний. Они не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир.
С помощью олимпиады ученики могут проверить и применить знания, умения, компетенции и навыки по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Важная цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учителем предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности.
Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.
При составлении заданий, как правило, выполняется ряд требований, которые представлены на слайде:
Олимпиада - это нестандартная ситуация, в которую попадает каждый участник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад.
Хочется отметить несколько важных принципов в организации олимпиад и конкурсов:
Доступность и массовость. Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и в заочных конкурсах) с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, привлекая и предлагая ему участие в разных новых олимпиадах или конкурсах.
Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах. Любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио).
Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников. Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения предметом, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».
Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.