Доклад на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества».
Подготовила учитель начальных классов: Шворнева Л.А.
Добрый день уважаемые коллеги.
Тема моего сообщения «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества»
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский
Родители обучающихся - это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы, это создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов, как равноправных партнёров.
Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:
Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);
Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;
Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать
Из конституции и семейного кодекса РФ:
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:
всемерно укреплять авторитет взрослого,
воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,
подготавливать их к общественно полезной деятельности,
приучать к дисциплине,
заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,
стимулировать к осознанному выбору профессии.
Из опыта работы все мы знаем, что самое непростое в работе с детьми - это работа с их родителями. Многие родители думают, что как только ребёнок пошёл в первый класс, воспитывать ребёнка должна школа.. Но школа не должна заменять ребенку родителей, она лишь должна сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности..
Каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда получается привлечь семью в свои союзники.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения , а также повышение психолого -педагогических знаний родителей, вовлечение в учебно-воспитательный процесс, является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей
. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей .
Во время беседы, посещения семей учитель выявляет, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, его индивидуальные особенности, увлечения.
Консультации могут быть тематическими. Их я провожу после занятий с детьми. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Одной из форм информирования родителей об успехах ученика – это работа с дневником. Это письменная форма информации родителей об успехах их детей .
Если родители не могут встретиться лично, то консультация по телефону тоже является одним из методов работы с родителями.
К групповым формам работы с семьей относится психолого - педагогическое просвещение родителей . Используются такие формы, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками или администрацией школы.
Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно - воспитательной работы..
Создание родительского комитета является одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.
Существуют различные формы сотрудничества семьи и школы. Лекция - это форма психолого - педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор- сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций
Конференция - это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции может быть научно - практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.
Педагогическая дискуссия- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. . Большую помощь оказывают психолог и социальный педагог. Без использования психолого -педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников. Психолого- педагогическая диагностика позволяет выявить проблемы ребёнка в обучении , причины конфликта в классном коллективе и совместно с родителями найти пути решения.
Из опыта работы хочу остановиться на работе с трудными семьями и с родителями, которые видят неудачу ребёнка в обучении или общении в классном коллективе или в учителе. В таких случаях вместе с психологом и социальным педагогом проводим диагностику , направленную на выявление причин неудач. Затем проводим индивидуальные беседы, организуем посещение семьи.
Если возникает конфликт среди детей и родителей, я провожу приглашаю родителей и детей и находим пути решения.
В моей практике возникла ситуация, когда общие требования к детям (поведение на перемене, уроке) были восприняты мамой ученика, как давление на него. Она потребовала разрешить ребёнку то, что другим нельзя (бегать, играть в игры, которые создают травмоопасную ситуацию. При этом объяснила, что ответственность за жизнь несёт классный руководитель.Я провела родительское собрание в форме дискуссии, где каждый родитель мог высказать свою точку зрения. В данной ситуации родитель должен понять, что классный коллектив – это дети, родители и учитель, а не отдельно взятый ребёнок.
Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети и родители- становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом