Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрации Тайшетского района
МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Г. ТАЙШЕТ
Сообщение на тему:
«Сонатное Allegro
общие принципы конструкции»
Преподаватель первой
квалификационной категории
по классу скрипки
Григорян Сирануш Камоевна
Сонатное Allegro
общие принципы конструкции
Как правило, первая часть классической сонаты пишется в форме так называемого сонатного Allegro. Для нее характерно несколько особенностей:
1) деление всей части на три главных раздела:
экспозицию, разработку и репризу;
2) построение экспозиции (а часто и остальных разделов формы) на сопоставлении или даже столкновении двух основных образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.
Уже сами названия разделов ясно говорят об их назначении. Кроме них в сонатном Allegro могут быть вступление и заключение (кода). Вероятно, процентов восемьдесят классического музыкального наследия — сонаты, симфонии, квартеты, трио — используют эту музыкальную форму. И что самое поразительное – нет двух одинаковых! Из этого следует, что вышеприведенные характеристики указывают лишь на самый общий абрис этой музыкальной формы.
Почему форма сонатного Allegro так часто используется? Потому что она самая богатая из форм инструментальной музыки по своим драматическим возможностям. Начать с того, что здесь непременно должно быть несколько разнохарактерных тем (музыкальных партий). Между ними происходит столкновение и множество коллизий. Партии эти имеют условные обозначения, чтобы яснее было, о каком эпизоде идет речь. Они называются:
главная, связующая, побочная и заключительная.
Что касается связующей и заключительной, то здесь все более или менее ясно. О двух других — главной и побочной — следует сказать подробнее.
Обычно главная партия представляет, условно говоря, энергичный образ, а побочная — более лирический. Перед композитором открываются безграничные возможности сопоставления разнохарактерных образов, их борьбы, сближения и даже порой слияния. Коль скоро допустимо сравнение главной и побочной партий с мужским и женским началом, то естественно предположить возможность отражения в этой музыкальной форме всех оттенков человеческих чувств и страстей, всего того, что нашло выражение во всей мировой культуре и искусстве, того, что принято определять понятием «основной инстинкт». Более того, это может быть — и часто так и происходит, особенно у Бетховена, — не только в сфере личного чувства, но и в общечеловеческом плане. Вот источник богатства классической музыки. И это лишь самая общая констатация, только одна — главная — идея. Но сколько при этом самых разнообразных способов выражения!
Экспозиция
Главная партия (ГП) — Основная тональность (по форме обычно период)
Связующая партия (СП) — Переход в тональность побочной партии
Побочная партия (ПП) — Побочная тональность
Заключительная партия (ЗП) — Завершение экспозиции приводит к тональности, в которой начинается разработка
Разработка
Разрабатываются и развиваются партии экспозиции (преимущественно ГП). Используются различные тональности, чаще субдоминантовой сферы. Избегается основная тональность произведения; разработка в сонатах венских классиков чаще завершается остановкой на доминанте основной тональности, в которой начинается реприза. Если композитор в этом разделе вводит совершенно новый музыкальный материал, не основанный на партиях экспозиции — что тоже встречается, — то тогда этот раздел называется не разработкой, а эпизодом.
Реприза
ГП — Начинается в основной тональности, но затем модулирует в побочную тональность, чтобы избежать слишком долгого пребывания в основной тональности во всей репризе.
СП — Утверждение тональности побочной партии.
ПП — Либо вся в основной тональности, либо обязательно заканчивается в ней.
ЗП — Окончательное утверждение основной тональности.