СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "технология публичного выступления педагогического работника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "технология публичного выступления педагогического работника"»

ГБПОУ КК ЕПК

















СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: "ТЕХНОЛОГИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ"





Подготовила:

студентка Ш-41гр.

Борисова А.А.

Преподаватель:

Тур А.Р.







Ейск, 2021г.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога - это важный элемент его педагогического мастерства.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовке к речи, структуру публичного выступления.

ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично.

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

  • Техника речи

    Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

    Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика   в   задушевной   беседе   воспринимаются   как   фальшь   и  вызывают недоверие к учителю.

    Некоторые считают, что и голос, и его тембр - только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом  улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней  Греции. Таким же образом готовил себя  к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони.

    Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

  • Дыхание 

    Дыхание выполняет физиологическую функцию — обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

    Кратко изложим основные положения техники дыхания. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы. Например:

Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать то же самое стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу.

    Практические занятия, представленные в данном пособии, и в основном самостоятельная работа смогут усовершенствовать силу дыхания каждого учителя.

  • Голос

Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии   специальной тренировки   с годами деградирует, портится, изнашивается.  И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

    Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного.

    Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые.

    Резонаторная   система — глотка, носоглотка, полость рта — обеспечивает статику и динамику речи.

    Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука.

    Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук — голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

    Важное условие слышимости голоса—полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

    Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса прежде всего касается его изменений по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя — пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

    Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют. Систему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в работах 3. В. Савковой и В. П. Чихачева  о голосе лектора, в пособии для театральных вузов.

    Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц. «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

При составлении расписания  уроков следует учитывать, что утомление  голосового   аппарата   возникает  при   преподавании   в течение 3-4 ч работы и исчезает через  1 ч полного голосового покоя   (это касается учителей со стажем до  10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее - через 2-3 ч - и отдыхает дольше - до 2 ч.

    Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избегания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода.

    Полезны и следующие советы:

- монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи  функционирует только одна группа  мышц, чем более выразительна речь, тем она здоровее;

- вдыхание меловой пыли вредно,  поэтому  тряпка  для  доски всегда должна быть влажной;

- нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

  • Дикция

    Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата,  который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п.

    Неорганические недостатки произношения — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции — скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

     Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

     Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюкание,  которое бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. 3вук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости.

     Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

  • Ритмика

     Скорость в целом и длительность звучания отдельных слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя»   (К. С. Станиславский).

    Скорость  речи  зависит  от   индивидуальных   качеств  учителя, держания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан — от 120  до150). Но, как  показывают  экспериментальные  данные, в V—VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в X — 75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается   медленно, точно  шар,   наполненный  ртутью». (Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

    Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

    Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И. П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи учителю могут помочь специальные упражнения.

    Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм,  укреплять голосовые  связки.  Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлечь внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако  если  деятельность  педагога   не  одухотворена  гражданами чувствами, идеалами, то, как бы блестяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным как фальшью, мнимой приподнятостью. Необходима внутренняя,  правда,  педагогической техники, выражающаяся во всем поведении педагога.

  • Основы публичного выступления

 Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

   Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

1.    человек, произносящий речь, выступающий публично;

2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова. 

           Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. 

Речевое мастерство, ораторское искусство – это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к оратору. 

  • Мастерство публичного выступления 

Ораторская речь и её роль в обществе. 

           Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить настрой аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

  • Виды ораторской речиКрасноречие.

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям: 

·   В ней не должно быть ничего спорного;

·   Она должна вызывать пытливость;

·   Она должна удовлетворять запросы слушателя;

·   Сообщение должно быть актуально.

Воодушевляющая речь – Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь – убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Это чисто логическая задача. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Призывающая к действию речь – слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда  ни будь или немедленно. Но имеется в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает:

Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)

Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)

Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту)

Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)

Виды публичных выступлений по форме.

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч. Доклады используются на педагогических советах, заседаниях методического объединения.

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Обязательно должно быть короткими, содержать конкретную информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать тему. Делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Сообщения содержаться в представлении практического опыта педагога.

Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3 — 5 мин, тема может быть выбрана заранее, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Научно-популярные лекции читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные пункты. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч.

Беседа — развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Это в основном классный коллектив.

Определившись с видом публичного выступления, его целевой направленности, педагог должен подготовить свою речь.

Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.

1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;

2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;

3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;

4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.

5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.

6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок, либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми - факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии.






















ИСТОЧНИКИ

http://festival.1september.ru/articles/516991/

http://bazareferat.ru/

http://webkonspect.com/?id=2419&labelid=24587&room=profile

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/27/konsultatsiya-dlya-pedagogovpsikhologicheskiy-nastroy-pered

http://xreferat.com/31/2165-9-russkiiy-yazyk-i-kul-tura-rechi.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!