Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение на тему: «Учебная деятельность»
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-22
Годяцкая Алина Юрьевна
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2018
Учебная деятельность
Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе активно действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка.
Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но свою ведущую функцию та или иная деятельность, — как считает Д. Б. Эльконин, — осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Учебная деятельность — это особый вид деятельности, отличный, например, от трудовой. Изменяя материал, работая с ним, человек в процессе трудовой деятельности создает новый продукт. Сущность трудовой деятельности состоит именно в создании продукта. Сущность же учебной деятельности состоит в присвоении научных знаний. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Цель учения в отечественной психологии рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д. Б. Эльконина, «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретеность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Эти изменения составляют:
- изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;
- изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
- изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т. е. он не обладает учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Д.Б. Эльконин определил учебную деятельность как деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, которая должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Основные специфические характеристики учебной деятельности заключаются в следующем:
• учебная деятельность специально направлена на овладение определенным учебным материалом и решение учебных задач;
• в учебной деятельности происходит освоение общих способов действий и научных понятий;
• в процессе овладения учебным материалом общие способы действия предваряют решение учебных;
• учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта деятельности, т. е. школьника;
• под влиянием собственных учебных действий и их результатов происходят изменения психических свойств и поведения школьника.
Учебная деятельность также способствует формированию других важных новообразований в структуре психики. В процессе решения учебной задачи перед младшим школьником встает необходимость представить результаты своих действий, предусмотреть будущий конечный результат деятельности, запланировать последовательность действий, средства достижения цели. Это осуществляется в процессе мысленной разработки плана достижения желаемой цели деятельности с помощью способности к планированию своих действий в уме. На предыдущем возрастном этапе способность к планированию действий во внутреннем плане у детей практически отсутствовала, имелись только предпосылки к ее развитию в виде эгоцентрической речи, сопровождающей действия ребенка. Под влиянием учебной деятельности способность к внутреннему планированию очень интенсивно развивается.
Учебная деятельность способствует развитию аналитических способностей младших школьников:
• способности выделять главные, существенные свойства предметов и явлений, абстрагируясь при этом от второстепенных признаков;
• способности выделять среди всех условий учебной задачи существенные условия, от которых зависит успешное решение не только данной учебной задачи, но и сходных с ней;
• способности анализировать собственные действия. Планирование во внутреннем плане и аналитические способности лежат в основе еще одного важнейшего психологического новообразования младшего школьного возраста, формирующегося под влиянием учебной деятельности – рефлексии. Сущность рефлексии заключается в самоанализе, осмыслении человеком своих действий, при котором выясняются их основания. О наличии рефлексивных действий могут свидетельствовать умение ребенка дать развернутое объяснение им алгоритма решения учебной задачи, приведшее к необходимому результату; умение наглядного отображения, обобщения и типизации собственных умственных (скрытых) действий. При наличии рефлексии умственные действия ребенка носят осмысленный, а не случайный характер, он осознает и понимает, почему он сначала сделал одно действие и почему затем необходимо было сделать другое.
Д.Б. Эльконин выделил следующие компоненты в структуре учебной деятельности:
1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
3) учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);
4) действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.
В младшем школьном возрасте возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Усвоение элементарных теоретических знаний в процессе решения учебных задач способствует вхождению младшего школьника в систему учебных действий, позволяет осваивать способы и нормы участия в обсуждениях и дискуссиях, проявлять инициативность в привлечении к учебному диалогу сверстников и учителя. Показателем эффективности учебной деятельности младших школьников может являться усвоение как сложная интеллектуальная деятельность, обеспечивающая получение учебной информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность использования в новых условиях. В структуре усвоения выделяют несколько этапов (табл. 1.2). У детей формируются устойчивые и обобщенные учебно-познавательные мотивы, главным признаком чего является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у младших школьников формируется способность сознательно контролировать свои учебные действия и давать критическую оценку их результатам.