| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Влияние цвета на психофизиологическое состояние ребенка»
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Баранова Светлана
Ейск, 2023 г.
Известно, что восприятие цвета зависит от многих факторов, а именно: физиологических, психологических и культурно-социальных. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже эта проблема стала объектом изучения этнографов, социологов и психологов. В настоящее время научно доказано, что различные цвета и их производные способны вызвать у человека различные эмоциональные состояния, например: радость, грусть, беспокойство.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов позволяют определить степень воздействия различных цветов и их производных на психофизиологическое состояние ребенка.
Красный цвет, согласно мнению психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Главное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, – возбуждающее и стимулирующее, он является «допинговым» средством. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но длительное использование насыщенного красного цвета приводит к утомлению и снижению работоспособности.
Оранжевый цвет производит радостное впечатление, вызывает положительные эмоции, стремление к движению, активизирует деятельность человека. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышая их настроение.
Желтый цвет, цвет оптимизма, психологи соотносят с динамической энергией. Он ассоциируется с солнечным светом, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, психологическую способность к раскрытию. Необходимо отметить, что нежные оттенки желтого цвета быстрее других цветов гасят негативные эмоции.
Коричневый цвет относят к спокойным и сдержанным цветам, которые вызывают ощущение тепла, способствует созданию миролюбивого настроения. Это цвет надежности и здравого смысла. Однако необходимо быть осторожным в выборе коричневого цвета, так как некоторые его оттенки способны вызвать отрицательные эмоции. Например, исследователи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в конфликтную ситуацию. В данном случае предпочтение коричневого цвета означает пониженный жизненный тонус.
Зеленый цвет, по мнению психологов, является самым благоприятным цветом для человека, на многих людей он оказывает успокаивающее и целительное воздействие. Доказано, что этот цвет располагает к легкому, непринужденному общению, способствует отдыху, положительно влияет на кровяное давление, вызывая ощущение гармонии и способствуя, таким образом, релаксации.
Синий цвет – спокойный, пассивный, под его воздействием снижается работоспособность, возникает состояние созерцательности и размышления. Однако, затененный, тусклый синий цвет порождает чувство страха, ощущение потерянности.
Фиолетовый цвет, особенно глубокий и сочный, принято считать цветом творчества. Известно, что фиолетовые оттенки предпочитают художники и любители живописи. Фиолетовый цвет является одним из наиболее пассивных, так как его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов. Даже недлительное воздействие фиолетового цвета отрицательно влияет на работоспособность.
Ученые убеждены, что предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе. Доказано, что белый цвет, излучая энергию, придает человеку силы. Люди, предпочитающие этот цвет, аккуратны в общении, хорошо чувствуют собеседника, благородны.
Учащиеся младших классов предпочитают теплые тона (желтый, оранжевый). В связи с этим для них рекомендуется окрашивать учебные помещения в радостные теплые тона во всем их многообразии. При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Если очень яркий желтый цвет в больших количествах способен стимулировать и радовать ребенка, то взрослого он скоро утомит, потому что цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, а у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия.
Цветовое оформление помещений классов должно своей цветовой гаммой содействовать серьезному настроению, сосредоточенности. Поэтому для средних классов рекомендуются различные оттенки зеленого.
Таким образом, при оформлении школьных помещений (это касается и классных кабинетов, и спортивных залов, и даже вестибюля, гардероба, столовой) необходимо особенно осторожно и грамотно подходить к их цветовому решению, не забывая, что окраска помещения связана с функциональным его назначением.