СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение Пед.технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение Пед.технологииСообщение Пед.технологииСообщение Пед.технологии

Просмотр содержимого документа
«Сообщение Пед.технологии»

Обзор педагогических технологий обучения.

1) Традиционная (репродуктивная) технология обучения.

Это «древний» вид технологии являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть, его состоит в обучении по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности, учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно - воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Имееются и определённые недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивается мыслительный потенциал учащихся.

2)Технология развивающего обучения

Из всех, существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся, психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В: Занков, Д.,Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

До Л.С.Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением воспитанием: Л. С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Л.В.Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была, положена идея о том, что можно ускорить развитие школьников за счет повышения эффективности обучения.

Реализация идей потребовала разработки ряда, новых дидактических принципов. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает пpепятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идёт слабо. Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом не понижается и значение практических умений и навыков учащихся.

Л.В. Занков также, утверждал, что в изучении программного материала следует идти вперед быстрым темпом. Непреднамеренное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности. Технологию развивающего, обучения также активно, разрабатывал Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их немногочисленные ученики. Д. Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно - деятельностный подход к обучению.

К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией понимается осознание и осмысление учащимся собственных действий, приемов, способов учебной деятельности .

Идеи технологий развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врождёнными замедленными динамическими характеристиками личности обречены, на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

3)Технология поэтапного формирования умственных действий

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконин, Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдёт на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий. Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.

Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы, деятельности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия, зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ориентировок:

• конкретный образец (например, показ) или описание действия без, указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок);

• полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

• ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоятельно на основе полученного знания.

Третий этап - выполнение действия во внешней форме; материальной или материализованной, т. е. с, помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функции, а не только ориентационные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях.

Четвертый этап - внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобщение, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.

Пятый этап - этап внутренней речи, когда действие проговаривается про себя. Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идёт наиболее интенсивно.

Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план.

Управление - процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя.

Достоинствами данной технологии являются создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счёт показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижения высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Недостатками технологии поэтапного формирования умственных действий являются - ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирования у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

4) Технология коллективного взаимодействия.

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А. Г. Ривиным, его учениками и последователями В. В. Архиповой, В. K. Дьяченко, А.С. Соколовым и др.

Подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних.

Ориентация учащихся включает два этапа:

Подготовительный, цель которого состоите том; чтобы сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки; ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий;

Ознакомительный, имеющий, различные модификации, общим элементом которых является, сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения и т.д.

Ход учебного занятия, в зависимости от содержания занятия, объёма учебного материала и времени, отведенного на его изучение, возраста обучаемых, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимообучения имеет следующие этапы:

• каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф, статья, исторический документ и т. д.);

• обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель – ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.

• проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.

Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, необходимое для прохождения обучающего цикла. В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей а, следовательно обеспечивает более прочное усвоение материала.

5) Технология полного усвоения.

Авторами технологии полного усвоения являются американские «ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии по конечному результату. При классно-урочной системе задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты.

Одни ученики лучше усваивают материал, другие - хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень, овладения знаниями умениями, навыками но делает переменными для каждого, обучающегося время, методы, формы, условия труда. Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся:

  • знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);

  • понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал),

  • применение (ученик применил, изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);

  • обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);

  • оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения)

Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том, что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы Учебные единицы закончены по смыслу и небольшие по объему (3-6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбальной шкале (зачет-незачет). Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся.

В ходе работы каждый ученик получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления. Деятельность, учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

  • ознакомление с учебными целями;

  • разъяснение общего плана обучения; •' изложение нового материала (осуществляется традиционно);

  • организацию текущей проверки;

  • оценивание текущих результатов;

  • коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;

  • организацию малых подгрупп взаимопомощи;

  • повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом -каждым учеником.

6) Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Её появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления, памяти, эмоциональной сферы.

Технология разноуровневого обучения предусматривает деление на группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный – носит творческий характер, но не ниже базового уровня). Используются три варианта обучения:

1) на основе предварительной диагностики личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

2) внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимостй от познавательных интересов, на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

3) дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.

Дифференцированное разноуровневое обучение предусматривает:

  • создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

  • добровольный выбор; каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

  • организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

  • полное усвоение базового компонента содержания образования;

  • парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;

  • текущий контроль за усвоением учебного материала;

  • вводный и итоговый контроль по каждой укрупнённой единице усвоения учебного материала (для учащихся не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);

  • опережающее обучение учащихся-по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.

Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности , обучаемым сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии, оценивания, домашнее, задание.

На этапе усвоения новых знаний объяснение дается в ёмкой, компактной форме, обеспечивающей переход к самостоятельной отработке учебной информации большинством учащихся. Для остальной, части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, отвечает на вопросы товарищей, ставит собственные вопросы. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах. Этап закрепления знаний предполагает самопроверку и взаимопроверку обязательной части заданий. Сверхнормативная часть работы, вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые результаты докладываются всем учащимся. Подведение итогов занятия включает контрольное тестирование. После самопроверки и взаимопроверки учащиеся оценивают свою работу на уроке.



7) Технология адаптивного обучения

Разновидностью технологий разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятии с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся - осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Технология адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.

Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т.д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи, (ученик - учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель-ученик, ученик – ученик, учитель - коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.

Процесс обучения при рассматриваемой технологии может быть представлен тремя этапами, первый - объяснение нового учебного материала, (учитель обучает всех учащихся).

Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам, самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Третий этап самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение «ученик-ученик», «ученик-группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных).

Статическая пара, объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель-ученик». Она обеспечивает, постоянное общение друг с другом. В парном общении активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы, задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный.

Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и его контроля со стороны учителя или самоконтроля школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо, менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т.е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей.

При работе в вариационных парах каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить поданному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания.

Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся.

Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения. Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.

8) Технология программированного обучения

Технология программированного обучения, начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. 20столетия. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я.Гальперин, Л. Л. Ланда, A.M. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др. Технология программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее, разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся, возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.)

Характерные черты технологии программированного обучения:

  • разделение учебного материала на отдельные, небольшие, легко усваиваемые части;

  • включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

  • проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает, новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя, обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Основное средство реализации технологии программированного обучения - обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий или в виде программы, подаваемой с помощыо обучающей машины (машинное программированное обучение). В основу обучающих программ кладутся три принципа программирования: линейное, разветвленное и смешанное.

При линейном принципе программирования обучаемый, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь, в темпе проработки материала.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные или неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему, шагу программы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.

Разработаны также смешанные технологии программированного обучения. В качестве таковых известны шеффилдская и блочная технологии. Шеффилдская технология делится на различные по объему части (порции, шаги). Основанием деления является дидактическая цель, которая должна быть достигнута в результате изучения данного фрагмента программированного текста с учётом возраста учащихся и характерных особенностей темы. В зависимости от дидактической цели определяется и способ, ответа учащихся: путем его выбора или заполнения пробелов, имеющихся в тексте.

Основу блочной технологии программированного обучения составляет гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих, процесс учения. Она обеспечивает учащимся выполнение, разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач. Основным компонентом такой программы, является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, например решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п.

9) Технология компьютерного обучения.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами; дают возможности решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют что усвоили учащиеся, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную книги, выделить в ней главное и т. п. Некоторые компьютеры, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала. Регистрировать ответы увеличивать или уменьшать в зависимости от уровня сложности задаваемых вопросов время, необходимое, для подготовки ответа учеником. Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается, качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

10) Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под pyководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, входе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему) заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её разрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает в том случае, если:

  • для осмысления чего-либо или совершения каких-то действий человеку не хватает имеющихся знаний или способов действия; т.е. противоречие между знанием и незнанием;

  • обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

  • необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

  • имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

  • имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда проблемное задание способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных задании могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное, задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении, когда сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь её решения, демонстрирует учащимся, ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить задание, он может ввести дополнительную информацию и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы, знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты, времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

11)Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения как альтернатива традиционному обучению появилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел в котором объединено учебное содержание и технология овладения им.

Состав модуля:

  • целевой план действий;

  • банк информации;

  • методическое руководство по достижению дидактических целей.

Содержание обучения при данной технологий представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе yказание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения. При применении технологии модульного обучения разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели, совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Затем формулируется комплексная дидактическая цель, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания, и уровень ориентации на его использование в практике и в ходе дальнейшего обучения. Из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели в соответствии, с которыми разрабатываются модули.

Модули подразделяются, на три типа: познавательные, используемые при изучении основ наук; операционные, которые необходимы для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. При модульном, обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Ученик, учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Наличие модулей с печатной основой дает возможность учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Технология модульного обучения предполагает также контроль, анализ и коррекцию, в сочетании с самоуправлением. Для того чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю перед изучением каждого из них проводится предварительный контроль знаний и умений учащихся;

  • при необходимости осуществляется соответствующая коррекция знаний учащихся;

  • в конце каждого учебного элемента в виде самоконтроля, взаимоконтроля, сверки с образцом проводятся текущий и промежуточный контроль

  • заключительный контроль осуществляется после завершения работы с модулем;

Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность. Результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

12) Технология концентрированного обучения.

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет»: Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В. Ф. Шаталовым, М.Л. Щетининым и др. Психологическое обоснование этой технологии дано Г. Ибрагимовым. Сторонники этой технологии считают, что при традиционной классно-урочной системе организации обучения у учащихся слабо формируются знания и умения по отдельным учебным дисциплинам, так как содержание материалов учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, параграфы. Кроме того, интерес у обучаемых к рассматриваемому материалу теряется за счет длительности изучения проблемы.

Частая смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. Каждый урок - это новая доминанта для учащихся новые требования со стороны педагогов, новое содержание материала, новые эмоциональные впечатления и т. д. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки, в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая форма организации учебного процесса максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

13) Технология проектного обучения .

Технология проектного обучения - является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение в отличие от традиционной практики обучения характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В настоящее время педагоги часто обращаются к проектному обучению, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъект учебной деятельности развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью проектного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

14) Технология гарантированного обучения.

Технология гарантированного обучения, предложенная В. М. Монаховым, Представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по проектированию осуществлению учебного процесса.

Технология гарантированного обучения в деятельности, учителя предусматривает два этапа: проектирование и реализация учебного процесса. Этап проектирования связан с конструированием технологической карты, которую автор называет »паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе». В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Основной объект проектирования учебного процесса - учебная тема.

Целеполагание предусматривает построение учителем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы микроцелей изучаемой темы. Микроцель должна быть диагностируема, понятна ученику, так как в ней отражается система требований к его знаниям и умениям.

Диагностика предполагает установление факта достижения (не достижения) конкретной микроцели. Диагностика проводится в письменном виде (не более 10 минут). Главное – не объём содержания одноразовой проверки, а её системность и динамика. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Успешное выполнение двух первых заданий свидетельствует о соответствии уровня освоения требованиям государственного стандарта. Эти задания обязаны выполнять все учащиеся. Уровень усвоения – «удовлетворительно». При выполнении третьего задания уровень усвоения – «хорошо», а четвёртого – «отлично».

Проектирование содержания самостоятельных работ осуществляется исходя из содержания микроцелей. Очень важно дифференцировать трудность заданий по указанным трем уровням (удовлетворительно, хорошо, отлично). Ученику предоставляется право выбора, будущей, оценки или уровня сложности заданий, который в данный момент соответствует его ценностным установкам. Это меняет отношение учащихся к учению, оно становится осознанным. Устраняется учебная перегрузка учащихся, так как задания дифференцированы.

Каждый из трех этапов конструирования технологической карты (целеполагание – диагностика - дозирование домашних заданий) вносит определенные уточнения в содержание предыдущих.

Следующий этап - логическая структура проекта (учебного процесса) представляет собой систему уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Число и содержание микроцелей определяют число зон ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самостоятельной работы.

Коррекция как блок технологической карты рассчитана на учащихся, которые не получили «зачет» на этапе диагностики.

Технология гарантированного обучения, по утверждению В.М. Монахова, обеспечивает достижение целей Государственного образовательного стандарта и создает комфортные условия обучения (не допускает перегрузки учащихся).

15) Технология дистанционного обучения.

Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Хотя возможности её гораздо шире, она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.

Технология дистанционного обучения дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучаещегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательности быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.

Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они, имеют свои отличительные особенностй. Лекции исключают живое общение с преподавателем.

Применяют новейшие информационные технологии. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того не тре6уется конспектировать материал.

Консультации - при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины, консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.

Лабораторные работы, предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют специального оборудования макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т: д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий.

Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

16) Игровые технологии.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

а) учебная деятельность подчиняется правилам игры; б) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; в) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

17) Авторские технологии обучения

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует, большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи, например авторской технологии обучения В. Ф. Шаталова:

  • изложение, теоретического материала осуществляется, в быстром темпе и крупными блоками;

  • использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

  • подробное объяснение учителем алгоритма решения определённого типа учебной задачи;

  • письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;

  • быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

  • общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

  • проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего предыдущий ученик);

  • релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения, определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

  • активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

  • урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

  • парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «oтлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).