Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагога
Разные источники дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя (Ожегов)
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Тематика самообразования:
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Тематикой самообразования может быть:
1) одна из годовых задач;
2) проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
3) пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
План работы по самообразованию
Проблема – Тема - Этапы работы (цели, задачи, планирование работы, теоретическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования) - Предполагаемый результат и формы его представления
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике воспитания и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам, но как правило они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Результативность этапов работы по самообразованию:
1 этап – Организационно-ознакомительный
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.
Формы представления материалов работы:
консультации;
доклады;
наглядно-иллюстративный материал;
перспективные планы;
конспекты занятий;
программы.
2 этап – Основной
Предполагает внедрение в работу подготовленного материала.
Форма представления результатов:
проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – Заключительный
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Как правильно сформулировать тему:
Изучаемый процесс | Предмет исследования | Условия |
Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние | Познавательные способности Познавательная активность Умение что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т. п. | На музыкальных занятиях; На экскурсиях в природу; В процессе изучения чего-либо; В процессе знакомства с чем-либо; В игровой деятельности и т. п. |
ЧЕГО-ЛИБО
Формулировка темы по схеме:
ЧТО-ТО
Как условие развития
ЧЕГО-ЛИБО
ЧТО-ТО
Как средство формирования
ЧЕГО-ЛИБО
Как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.)
Использование
ЧЕГО-ТО
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей воспитанников интерната»
«Наблюдение как средство развития внимания»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей »
Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания именно в нашем интернате?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например,
тема:«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей»
Цель: Определение роли и значения развивающих игр в формировании познавательных способностей детей.
Формулирование задач исследования:
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить
предположение?
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т. п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т. п. |
ВЫХОД ТЕМЫ
Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Отчёт о проделанной работе за учебный год
Формы завершения работы по теме самообразования
1. Консультация для педагогов по теме самообразования
2. Проведение открытого мероприятия
3. Выступление по итогам работы и обмену опытом
4. Изготовление игр и пособий
5.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы в данном направлении
6. Составление перспективного плана работы с детьми
7.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования
8. Творческий отчет
9. Публикация
10. Дидактический материал с обоснованием и описанием
11.Наглядно-иллюстративный материал
12.Разработки мероприятий
13.Программы
Материал подготовила старший воспитатель
МБОУ «Сеяхинская ШИ» Фадеева Ирина Владимировна