Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Применение интерактивных средств в обучении
СООБЩЕНИЕ
Применение электронного учебника в начальной школе
Выполнила:
студентка 3 «А» группы
Галаматова Х.А.__________
Проверил: преподаватель
Коржова А.П.__________
Астрахань, 2023
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
В учебнике находят отражение такие этапы обучения:
постановка задачи
предъявление информации
раскрытие путей решения проблем
обобщение и систематизация
закрепление и контроль
самостоятельная работа.
Учебник выполняет две основные функции:
1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс: наиболее эффективная реализация знаниевого подхода; внедрение личностно-ориентированного обучения.
В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.
Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:
– расширение спектра источников учебной информации;
– развитие познавательных интересов младших школьников;
– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа.
Среди проблем, связанных с таким подходом, назовем злоупотребление наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации, снижение внимания к учебному материалу у детей с преимущественно кинестетическим восприятием информации. Профилактикой является соблюдение рекомендуемого временного режима и придание беседе, проводимой с опорой на электронную наглядность, развивающего характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.
В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
–индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
– работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат и др.;
– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;
– эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,
позволяющая стимулировать познавательную деятельность;
При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере
две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.
Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.
Источники
Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО/ https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/151035-ispolzovanie-jelektronnyh-uchebnikov-i-posobi (дата обращения: 08.05.2023)