СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если жизнь – это коробка конфет», как сказал Ян Гилберт, один из редакторов британских книг, то педагогу не раз будут попадаться на зуб неожиданные твердые орешки. Сказанная фраза как никогда подходит к обучающимся с  нетипичным развитием, к детям с ОВЗ, в том числе к детям  с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС"»

Развитие социальных навыков у обучающихся с РАС.


«Если жизнь – это коробка конфет», как сказал Ян Гилберт, один из редакторов британских книг, то педагогу не раз будут попадаться на зуб неожиданные твердые орешки. Сказанная фраза как никогда подходит к обучающимся с нетипичным развитием, к детям с ОВЗ, в том числе к детям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Подготовить этих детей к жизни – главная задача педагогов и родителей.

И тот педагог, который пришел в педагогику, чтобы добраться до «начинки» в середине конфеты, должен преодолеть сначала ее твердую оболочку.

Так и с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: для того чтобы приступить к их обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута.

Аутизм – это расстройство развития, с проявляющимися качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Обучающиеся не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них не возникает общих интересов с другими людьми. Нарушения общения проявляются в виде специфических речевых нарушений (или отсутствия речи), часто без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой. Они не могут начинать или поддерживать беседу, так как для них типична повторяющаяся и стереотипная речь. Кроме того, у таких детей могут отсутствовать подражательные, ролевые и символические игры. Им характерны специфические поступки, повторяющиеся хаотичные движения. Большинство детей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллекта разной степени выраженности.

И чем больше жизненных навыков - жизненных компетенций нам удастся сформировать, тем больше шансов появится у обучающегося включиться в социум.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Это может быть от самого простого - самостоятельно одеться или принять пищу до умения пользоваться общественным транспортом.

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями предусматривает адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО, вариант 8.4). Вариант 8.4 предполагает, что обучающиеся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование в пролонгированные сроки обучения: шесть лет (два первых подготовительные, 1 - 4 классы).

Данный вариант предполагает планомерное введение обучающихся в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для развития его жизненной компетенции в разных социальных сферах: семейной, досуговой, трудовой и других.

Учебный план включает не только обязательные предметные области, но и коррекционные курсы.

Каждая из предметных областей реализует приобретение жизненных компетенций. Например, предметная область « Речь и альтернативная коммуникация» развивает речь как средство общения, развивает способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения каких-либо житейских задач, развивает способность понимать обращенную речь и смысл рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений, неспецифических жестов.

Математические представления развивают умения самостоятельно пользоваться знаниями при решении элементарных житейских задач.

Предметная область «Окружающий мир» помогает ориентироваться в ближайшем окружении, формирует доступные представления о животном и растительном мире, усваивает правила безопасного поведения человека. Кроме того, у обучающихся формируются представления о себе, своих физических возможностях, о своей семье, взаимоотношениях в семье, возможностях сверстников и других людей. Обучающиеся учатся выполнять доступные бытовые обязанности, связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участвуют с взрослыми в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. У них расширяется круг представлений о доме, школе, о транспорте. Они усваивают правила безопасного поведения в помещении и на улице. Таким образом, у обучающихся идет накопление жизненно необходимого опыта и представлений о социальной жизни.

При реализации предметной области «Искусство» дети накапливают в практической жизни простейшие эстетические ориентиры: красиво - некрасиво, начинают это видеть в обыденной жизни и праздниках.

Помимо овладения предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания на уроках труда («Технология») обучающиеся пытаются использовать простейшие навыки для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Доступные виды физкультурно-спортивной деятельности: ходьба, спортивные игры, формируют радостные эмоции в достижении минимальных физических качеств: силы, быстроты, выносливости.

Большую роль в воспитании жизненных компетенций играют Коррекционные курсы, которые входят во внеурочную деятельность: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие", "Сенсорное развитие", "Двигательное развитие", "Предметно-практические действия". У детей обогащается чувственный опыт, расширяются сенсорные, тактильные ощущения, формируются способности обследовать окружающие предметы адекватным способом, расширяется набор доступных бытовых навыков и произвольных практических действий.

Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни и предполагает

  • Повышение уровня самостоятельности

  • Установление социальных отношений

  • Доступ к отдыху и досугу

  • Возможность работать (помощь по дому)

Одной их особых образовательных потребностей детей с РАС является потребность в овладении умениями и навыками самостоятельной деятельности.

Путь к самостоятельности лежит в русле взаимодействия ребенка и близкого взрослого, через развитие понимания смысловых отношений в окружающем мире с помощью игры, творческой деятельности и эмоционально-смыслового комментария происходящих событий.

Для развития самостоятельности обучающихся с РАС результативно используются серии картинок или надписей, которые раскрывают последовательность выполнения тех или иных действий. Их применение дает возможность ребенку выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля, но с условием использования первое время уже знакомых или освоенных ранее заданий.

Для детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) эффективнее использовать ящик с предметами, фотографии на табличках, рисуночные задания.

Процесс освоения необходимых бытовых навыков, повышению уровня самостоятельности является длительным и требует большого терпения от взрослых.

Проблемы установления социальных отношений – самые острые в воспитании детей с РАС, особенно с интеллектуальными нарушениями. А значит, что комплекс психологическо-педагогической помощи в адаптации детей с РАС должен быть нацелен на наиболее раннею социализацию ребенка.

Социальная адаптация аутичных детей должна быть непрерывной и в ней должны сотрудничать специалисты различного профиля. Специалистам, работающим с аутичным ребёнком, и родителям приходится преодолевать многочисленные трудности на пути взаимодействия ребёнка с окружающим миром: страх, избегание контакта, негативизм, стереотипное поведение, самоагрессивное поведение. Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную работу логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями.

Детей с аутизмом, даже имеющих интеллектуальные нарушения, следует, как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

С самого раннего детства необходимо прививать детям  с аутизмом заинтересованность в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду: рисованию, конструированию, работе на кухне, уборке и техническим работам, работе по дереву, кулинарии.  Монотонность труда, большое внимание к мелочам, ответственность необходимо умело направлять в нужное русло.