ВВЕДЕНИЕ
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.
Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову).
Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные
Общедидактические требования:
а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;
б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;
в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;
г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики -- ее занимательный и игровой характер;
д) организация всех учащихся на работу в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и их мыслительного развития; дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся -- к учителю) на всех этапах урока;
е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;
ж) обязательны также некоторые другие дидактические требования -- научность, доступность материала и т. п.
Специфика предмета «русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:
а) неотъемлемым условием всякого урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке звучит правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, т. е. произведения писателей -- мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе и в школе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому выразительному слову;
б) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т. п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими -- со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т. д.;
в) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза -- подготовка к чтению или, особенно, письму, а также самостоятельные упражнения;
г) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках преобладающее место -- примерно 2/3 урока по времени; это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма -- писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т. е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать и о понятии «письмо»);
д) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал -- наряду с текстами «Букваря», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других любимых детских писателей; так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием;
е) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).
ПРАВИЛА ДЛЯ 1-3 КЛАССА
«В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга.
3) Писать надо красиво.
Со 2 класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах необходимо писать одинаковой высоты.
2) Слог пишется безотрывно.
3) Писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Правило - писать надо красиво - является как бы выводом из предыдущих. Дети должны понимать смысл каждого правила. Что значит писать красиво? Писать чисто без помарок, не заходить на поля, стараться писать так, как в прописях, написать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
В 3 классе к этому правилу добавляются требования писать не только красиво, но и быстро
1. Соблюдение размеров рабочей строки: все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки; при переходе к письму в тетради в широкую линейку соблюдать рабочую строку на основе «чувства строки», которое вырабатывается в ходе письма с комментированием на подготовительном и основном этапах обучения письму.
2. Соблюдение правильного единообразного угла наклона при письме: тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести прямо на центр груди; проверить наклон можно по косым линейкам в тетради.
3. Соблюдение одинаковых интервалов между письменными знаками: расстояние между элементами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве и строчной; ширина букв должна быть одинаковой, равной ширине буквы и, буквы т, м, ф, ш, щ шире и в полтора раза.
4. Соединение элементов в букве, букв в слове должно производиться по алгоритму трех видов соединения: верхнего, нижнего, среднеплавного.
5. Письмо буквенных комплексов и слов должно быть плавным, связным: надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву (первый класс); надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать две буквы (2 класс), две-три буквы (3 класс), три-четыре буквы (4 класс); останавливаться можно лишь в начальной точке.
6. Писать надо без постоянного напряжения: рука напрягается при письме линий вниз, считаем: «раз, два, три»; при письме линий в сторону вверх рука расслабляется, считаем «и».
7. Писать надо быстро: чтобы научиться писать быстро, нужно соблюдать правила 5и 6.
8. Писать надо красиво: на протяжении всего периода обучения письму вырабатываются критерии красивого письма - чисто, без помарок, четко, по правилам 1-7 и т.д.
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проверил преподаватель:
МДК 01.02
«Русский язык с методикой
преподавания в начальной школе»
______________/_________________
Сообщение
На тему: «Требования к уроку обучения письма»
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Ильченко Анна
Ейск,2018