Выявление и развитие способностей учащихся.
В современном быстроразвивающемся мире высока потребность общества в творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Одна из задач, стоящих перед школой - удовлетворение этой потребности.
Приоритетным принципом моей профессиональной деятельности является повышение мотивации учащихся к изучению истории, чтобы каждый ученик смог найти свою сферу интереса в обучении.
В направлении выявления и развития одарённых детей веду активную работу: предлагаю таким детям различные возможности самореализации в области истории: конкурсы, олимпиады, научно-практическую деятельность, участие в конференциях различного уровня, кроме того разрабатываю мероприятия с привлечением всей параллели и возможностью для каждого ученика проявить себя. Это конкурс «Исторический КВН».
Задача каждого учителя - всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения. Уверена, что на каждом уроке учитель ведёт работу по выявлению и развитию способностей учащихся. И применение различных технологий даёт возможность детям ярче проявить себя, эффективнее развиваться. На уроках истории подбор методов обучения, должен отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и его образовательных потребностей.
Проблема обучения одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения не нова. Каждый учитель определяет свою стратегию в решении этого вопроса. Я, как и многие учителя, веду активную работу в этом направлении.
Существует масса способов выявления и развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности:
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психолога;
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
представление результатов одарённых детей на конкурсах, олимпиадах.
В течение многих лет работаю над методической темой «Деятельностный подход в обучении предмета истории». Такой подход в обучении способствует реализации и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию личности:
способной к саморазвитию и творчеству;
обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях;
имеющей позитивное мышление;
умеющей предвидеть результаты своих действий;
обладающей активной жизненной позицией;
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Поэтому целью моей педагогической, образовательной деятельности стало «Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках истории с учетом их индивидуальности».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
совершенствовать формы организации учебной деятельности;
использовать новые эффективные педагогические технологии, методики обучения;
способствовать активизации внутренней мотивации к постоянному саморазвитию и самореализации;
способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;
формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности;
развивать познавательные, информационно-коммуникативные способности, личностные качества учащихся;
проектировать обучение на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности.
При реализации методической темы ведущими технологиями стали:
модульная;
проектно-исследовательская;
информационно-коммуникативная;
дифференцированное обучение по типу мышления;
уровневые задания.
Для того, чтобы урок и внеурочную деятельность сделать более эффективными, необходимо создать условия для активизации познавательного процесса к истории разнообразить деятельность учащихся. Поэтому свою работу строю по таким направлениям:
творческие работы;
проектно-исследовательская деятельность;
решение творческих практико-ориентированных задач;
Также большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Главными формами выявления и работы с одаренными детьми в моей учебной педагогической деятельности являются:
олимпиады,
конкурсы разного уровня, очные и заочные;
научно-исследовательская деятельность;
проектная деятельность.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Она может быть организована в форме факультативных, элективных курсов и иных занятий познавательной направленности, олимпиад, международных проектов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Для повышения интереса обучающихся к изучению истории в МБОУ «Хоронхойская СОШ», ежегодно проводятся декады истории. В качестве примера представляю план одной из декад:
Основные мероприятия Декады истории.
С 10.11.17г. по 20.11.17г.
Общешкольные конкурсы (готовим до 16.11.2017):
Конкурс на лучшую газету.
Конкурс на лучший плакат (размер - А4).
Конкурс реклам «Интереснее и лучше вам предмета не найти!» (реклама истории).
Конкурс «Лучшая "анимашка"».
Конкурс рисунков «Исторические человечки».
Конкурс исторических сказок.
Выставка творческих работ уч-ся по истории (рефераты, кроссворды, мини-книжки и т.д.).
10.11.2017 Открытие недели истории.
Тематические классные часы: «История вокруг нас», «Авторы школьных учебников по истории», «Мир профессий и история».
Выставка книг «Помог найти судьбу и в мир науки ввел…» (О профессии учителя истории).
13.11.2017 «Ох, уж эта история!»
Общешкольная историческая линейка «Об истории и историках ».
Шоу по истории для 10-11 классов.
14.11.2017 «А вдруг ты историк!»
Олимпиады по истории для 5-8 классов.
Конкурс «Лучшая анимашка». 5-11 классы.
Игра-представление « Театр» для 9-11 классов.
15.11.2017 «История – это жизнь!»
Олимпиады по истории для 9-11 классов.
Исторический поезд для 5-8 классов.
16.11.2017 Конкурсный день. День художественного творчества.
Конкурс на лучшую газету.
Конкурс на лучший плакат (размер - А4).
Конкурс реклам «Интереснее и лучше вам предмета не найти!» (реклама истории).
Конкурс рисунков «Исторические человечки».
Конкурс исторических сказок. 5-11 классы.
17.11.2017 История вокруг нас. 5-11 классы.
"Царство истории". Интеллектуальное казино для 9-11-х классов.
«Путешествие в сказку». 5-6 классы.
20.11.2017 Итоговый день.
Подведение итогов недели и награждение на общешкольной линейке (По результатам всех конкурсов и мероприятий определяются победители и призеры. Все дети награждаются грамотами и призами).
Подготовка и размещение на школьном сайте материалов о проведении и результатах декады.
Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК не представляю в целях конфиденциальности.