СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение к уроку Музыка АРС-нова

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для урока

Музыка Средневековья. Arsnova - период средневекового музыкального искусства

 

ArsNova - это период в развитии западно-европейской музыки, начавшийся во Франции и Бургундии приблизительно в 1300 г. В 13-м веке католическая церковь уже успела достичь пика своего могущества, и это оказывало тормозящее влияние на развитие новых стилей в как в музыке, так и в искусстве вообще. Музыка этого периода, предшествовавшего эпохе ArsNova, известна как период ArsAntiqua. Её типичная черта - статичность. В 1309 году началось Вавилонское изгнание Папы Римского - центр католической церкви перемещается из Рима в Авиньон. Это ознаменовало собой возобновление экспериментов в искусстве. Благодаря таким композиторам-новаторам как Филипп де Витри возник совершенно новый стиль, характеризовавшийся всё более сложной ритмикой. Именно вследствие усложнения ритмики музыкальных произведений потребовалось изобретение новой нотации. Постепенно возникла музыка с медленно текущим нижним голосом - cantusfirmus - и подвижными верхними голосами с изощрённой ритмикой. Более поздний представитель стиля ArsNova и вместе с тем один из величайших композиторов Средневековья - Гийом де Машо. Для его произведений характерна изоритмия, т. е. один ритмический мотив, повторяемый в различных голосах.

 

Новаторство затронуло также и тональную систему, хотя и в меньшей степени по сравнению с ритмикой музыкальных произведений. Музыка предыдущего периода основывалась преимущественно на учении Гвидо с его семью гексакордами. В этой системе лишь тон Си мог быть натуральным (b) и бемольным (bes). Введение половинных интервалов в других местах не жаловалось церковными авторитетами. В стиле ArsNova композиторы всё же стали вводить 'фиктивные' гексакорды и в других местах. Таким образом возникли случайные повышения и понижения тонов, которые называются 'ficta'. Эти мутации не следует путать с модуляциями в музыке последующих эпох. В стиле ArsNova голоса были преимущественно автономными и ficta-мутации в тональной серии были различными в разных голосах. Так было например вполне возможным, что в одном голосе было Фа и Си-бемоль, а в другом Фа-диез и Си. Нередко избежание тональных столкновений предоставлялось мастерству певца.

Последняя фаза стиля ArsNova известна под названием ArsSubtilior. В этот период двор Авиньона пытался поднять свой престиж, беря на себя роль покровителя искусств. При папском дворе в этот период сформировалась группа прогрессивных композиторов, получившая название fumeux (франц. дымный, туманный). Пример - музыкальное творчество Соляжа, прославившегося своим экспериментаторством. Результатом экспериментов становился интересный, но не всегда благозвучный материал. В творчестве Соляжа интересное иногда граничит с причудливым и неисполнимым. Музыкальные критики часто сравнивают период ArsSubtilior со второй половиной 20-го века. Период ArsNova несомненно стал важным импульсом к развитию тональной системы и шагом в сторону музыки Ренессанса