СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Основные подходы к музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении рассматриваются четыре основных методологических подхода, участвующих в процессе музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей-дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Основные подходы к музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста".»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ к музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Процесс музыкально-эстетического воспитания и формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на

4 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДА:

  1. Системно-деятельный,

  2. Культурологический,

  3. Аксиологический,

  4. Средовой.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

В основе системно-деятельностного подхода лежат определенные принципы, характеризующие процессы музыкально-эстетического воспитания в системе целостного процесса обучения детей дошкольного возраста:

  1. Принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление о художественной картине мира как системе;

Пример из опыта:

- В детском саду № 27 комбинированного вида "Золотая рыбка", в котором я работаю музыкальным руководителем, созданы все условия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников, что способствует их успешному пребыванию в детском саду. Разработанная педагогами нашего детского сада "Образовательная программа Дошкольного Образования" имеет тематический принцип построения образовательного процесса, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование.

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Например: Приложение 1.

2 Принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора музыкально-эстетической деятельности (в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор);

Пример из опыта:

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста, я знаю, что (чаще всего так и бывает), что самым желаемым разделом на музыкальном занятии, для ребят, является игра и только игра! А в моем плане запланировано несколько задач помимо этого, требующих решения в первую очередь, поэтому, необходимо так организовать детей, так нацелить на работу, чтобы непроизвольно натолкнуть их на те действия, которые запланированы мною ранее или необходимы при подготовке к какому-либо празднику. И при этом, идти от желания детей!

Пример из опыта:

Можно задать вопрос: "Ребята! Чем мы сейчас будем заниматься в первую очередь!"И перечислить: петь, слушать новое произведение, заучивать новый куплет песни, или играть? Дети: Играть! Все это мы сделаем на занятии, повторяю вопрос: Чем мы будем заниматься в первую очередь, что нам не очень удается? Ответ: петь не получается, не доучили слова! Учим! Получается так, что дети выбирают свои действия сами, мне нужно только навести их на мысль. (грубо говоря)


Еще пример:

Необходимо отработать с детьми ритмическое движение с топориками, к танцу Жуков-дровосеков. Я заношу топорики в зал при детях, но они в корзинке, их не видно, корзинка накрыта тканью (интрига)и говорю: Ребята, не смотрите и не трогайте, подождите, потом скажу, что это; это нам всем очень нужно, после покажу. И, предлагаю поиграть, но сама все время посматриваю в сторону корзинки. Естественно, они заинтригованы, начинают просить показать сейчас... Задача решена.

(Еще примеры.

1.Что-то убрать, оставив пустое место в зале, Что это, вспомните? Об этом сегодня будем петь, с этим сегодня будем заниматься...

2.Кто-то взял, что пропало, вспомните, я помогу...показываю пантомимой образ, движениями)

3. Приходит кто-то в гости или игрушку принесли во время занятия, с ней произошла история, или она была в гостях, у кого-то, там начилась новому танцу, песне, игре, хочет научить ребят.

4. Эффект неожиданности на занятии (шум, треск, стук...обыграть, что-это может быть откуда, зачем, на что похоже? Хотите так-же? Повторим, пощумим, потрещим, но только потом станем заниматься!)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное (смотреть пристально в окно, играть с воспитателем в шашки на глазах у детей и др.)

6. Интрига (подождите, после занятия чт-то важное вам скажу; не смотрите, после завтрака приду в группу и покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; Например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим, к слушанию музыки)

7.Внести записку, якобы от заведующей д,сада о просьбе выучить то и то!

8.Повар д,с приглашает в гости на кухню и просит сделать то и то (оркестр с ложками, с тарелочками, другое);

9.Пообещаеть детям интересное развлечение, но нужна их помощь, разучить танец, помочь в том-то и т.д.и т.подобное..



3.Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями психики, уровнем развития музыкально-творческих способностей и общей музыкальности;

Пример из опыта:

Каждый конкретный ребенок имеет свой характер, темперамент, ритм и темп, свои способности, склонности, мотивы и интересы к чему-либо, тому или иному. На музыкальных занятиях, я стараюсь учитывать и регулировать возможности каждого ребенка, его темп и ритм, хвалить, повышать самооценку детей. Регулирую процессы, происходящие на занятии, учитываю индивидуально- дифференцированный подход к детям. Главная цель занятия — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей.

С психологом детского сада мы провели диагностику, по выявлению особенностей, детей с разными типологическими характеристиками. Определили группы, имеющих особенности: «кинистетов» (деятелей), «визуалов» (зрителей), «аудиалов» (слушателей).

На музыкальных занятиях обьединяю (и усаживаю) детей в группки по типу восприятия:

кинестеты — участие в сценках, танцах; аудиалы — песни, сказка, стихи; визуалы — работать с атрибутами, дать оценку происходящему;

- в индивидуальных номерах предлагаю участвовать детей с учетом степени успешности усвоения программы и с учетом степени одаренности;

— для детей имеющих, слабые результаты, устраиваю дополнительные занятия, а затем мини - выступления на следующих занятиях ( в роли ведущего в игре и т.п.)

Использование в обучении детей старшего дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

4.Принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком музыки и других видов искусств, обеспечивающий субъектность в познании эстетических качеств искусства и окружающего мира, создание условий для включения каждого ребенка в самостоятельную музыкально-эстетическую деятельность;

Одной из задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздать эстетические переживания и представления в творческой музыкально-игровой деятельности. Как научить детей воспринимать, принимать и понимать музыку!

Пример из опыта:

Обратимся к слушанию.

"Вальс снежных хлопьев" П.И.Чайковского. На одном занятии - слушание, беседа о впечатлениях, характере, знакомство (или повторение его творчества, что написал из ранее прослушанного) какими инструментами, оркестром исполнен, на втором - предлагаю выбрать иллюстрацию, в зависимости от характера произведения, как дети его чувствуют, читаю стихотворение, которое подходит к музыке (или отрывок из фильма-мультфильма (видео с планшета), предлагаю исполнить импровизацию на музыкальный фрагмент (можно с использованием аттрибутов: шарфов, кусочков ваты, лебяжьих перьев); третье занятие-слушание "Вальс снежных хлопьев" и "Зима" Вивальди, противоположное по звучанию. Беседа: 1.Зима светлая, сказочная..

2.Зима хмурая, унылая. Слушание с использование дидактической игры (выкладывают карточки эмоций), двигательная импровизация на отрывок" Зима" Вивальди с заданием "Мы-ветры морозные, мы веем холодом, посылаем стужу". Четвертое занятие: слушание отрывков музыки. Задание: исполнение группами танцев с разными характерами (по желанию). Домашнее задание: рисунки на тему "Две ЗИМЫ". В дальнейшем, использование танца на праздник, инсценирование, сказка.

Итог: В самостоятельной деятельности развиваются творческие способности ребенка.


5.Принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам;

Пример: В работе с детьми, я стараюсь учитывать психологические особенности дошкольников, для этого:

-в доброжелательной форме веду беседы с родителями,

-беседую о детях с воспитателями и специалистами детского сада,

-присматриваюсь к детям на своем и других занятиях, часто бываю у них в группах. В день проведения музыкального занятия, с утра встречаюсь с детьми, наблюдаю за ними, веселым приветствием стараюсь передать им свое доброе расположение и хорошее настроение, чтобы, позже, на занятии, детям было уютно. Бывает, что ребенок, в силу каких-либо, причин, чувствуют себя не комфортно, стараюсь расспросить, успокоить, увлечь. Начинаю хвалить его внешний вид, одежду, подбадриваю. Если не получается, то на некоторое время оставляю, но даю задание-проследи за тем-то, поставь ровно стульчики, сложи игру и т.д. Затем, стараюсь увлечь участием в какой-то деятельности: игре, сказке, песне, оркестре, инсценировании стихотворения. Если ребенка не устраивает его роль, то я меняю или добавляю еще персонажа, которого может не быть в сказке (будешь солнышком, дождиком, тучкой, ручейком, ветром.) Одним словом, стараюсь договариваться, чтобы ребенок внутренне согласился на предлагаемые действия. Важно использовать всех детей в разных видах деятельности по своим интересам!

6.Принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных способностей на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Из опыта работы:

В программе дошкольного образования МБДОУ № 27 "Золотая рыбка" говорится о том, что Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста от 1-7 лет, родители и педагоги, которые едино и непрерывно через систему воспитания развивают универсальные способности детей на разных этапах возраста ребенка - от яслей, до выпуска в школу,

как фундамент выстраивать свою педагогическую и методическую работу для дальнейшего формирования познавательных интересов

и действия ребенка в различных видах деятельности.


Системно-деятельный подход в музыкально- эстетическом воспитании детей органично связан с формированием у дошкольников ценностных качеств и воспитания эмоционально-ценностного отношения дошкольников к искусству, миру и самому себе в процессе разнообразных форм муз.-эстетической деятельности.

Пример из опыта:

Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Вот, поэтому, необходимо, чтобы музыка чаще звучала в жизни детей в детском саду и за его пределами. О роли звучании музыки дома, какой она должна быть в разные периоды детства ребенка, какое влияние она оказывает, я консультирую родителей на родительских собраниях, консультациях, личных встречах, информирую на сайте детскаого сада "Золотая рыбка" и на своем сайте. и т.д.

В нашем детском саду "Золотая рыбка" звучание музыки в групповых комнатах, в спальнях, в бассейне, в муз.зале, в медкабинете - это норма! ВеДь, чем чаще ребенок будет слышать классические и народные произведения, произведения зарубежных авторов, тем больше ему будет нравиться музыка, тем больше он будет любить ее, ему будет хотеться танцевать, петь, играть на инструментах. Моя задача, как педагога, с помощью художественных средств, через музыку, поэзию и живопись, научить детей замечать нюансы в музыке, чувствовать ее и, через рисунки, поделки, творческую деятельность - танцы, песни, стихи, передавать впечатления от эмоций, испытанных при соприкосновении с ней.

Далее,

«Значимым аспектом деятельности детей при вхождении в мир музыкальной, художественной, эстетической культуры имеют игровые процессы, что логично вытекает из культурологических концепций развития личности, творящей себя через игру.

Общее, что связывает игру с художественной деятельностью и искусством-это образность, условность, метафоричность, эмоциональность.

Процесс формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников предполагает становление и развитие субъектности ребенка, основанной на способности выбирать, оценивать, конструировать разнообразные виды организованной педагогом и ребенком, самостоятельной муз.-эстет. деятельности, осуществляемой в следующих формах:

-муз.-игровая деятельность (игра-сказка, игра-балет, игра-опера, игра-драмматизация, муз-режиссерская игра в виде кукольного спектакля);

Муз.игровая деятельность обладает богатым потенциалом, который эффективно влияет на творческое развитие дошкольников.

Ученые, исследовавшие музыкальную игру (Ветлугина, Кенеман, Тарасов) отмечают следующие ее характеристики:

-носит импровизационный, творческий, творческий характер, представляет собой поле для творчества ребенка;

-ей присущи эмоциональная наполненность, напряженность, эффект включенности, удовольствия от процесса, что создает эмоциональное поле игры;

-внеобыденность, фантазийность, образность, мнимость ситуации, независимость от внешнего пространства создают поле условности;

-наличие прямых или косвенных правил, логика сюжета и последовательность действия опредмечены содержанием музыкального призведения, и это предопределяет логическое поле игры.

-бескорыстность, непредсказуемость результата, его целостность создают поле свободы музыкально-игровой деятельности.

(педагог, осуществляя поддержку ребенка в процессе организации муз.эстет. деятельности, побуждает к эмоциональному и осмысленному восприятию произведений искусства, стимулирует ситуации рефлексии и диалога во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками, направляет творческую активность с учетом способностей и индивидуальных возможностей каждого воспитанника. Критерием эффективности муз. игровой деят. эстетического содержания являются позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере воспитанников: проявление интереса и любви к музыке, искусству, потребность в музыкальном самовыражении, ориентация на эстетические ценности во взаимоотношениях со сверстниками, природой и окружающем миром.

Возвращаемся к процессу формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников, следующая форма:

-муз-творческая деятельность (игра-фантазия, сюжетно-образные игры на сочинение сюжета-истории на основе логики развития музыкальной речи; игры-путешествия с перемещением, игры-впечатления, основанные на воссоздании ощущений, возникающих в результате восприятия музыки (ощущение теплоты, свежести запахов, мысленное прикосновение к предметам, ощущение эмоционального состояния);

-худ-изобразительная деятельность (рисование во время звучания музыки, создание рисунка, поделки, передача эстетических эмоций восприятия в рисунке и др.);

-художественно-речевая деятельность (чтение стихотворения во время восприятия музыки, подбор выразительных фраз или четверостиший, соответствующих муз. образу, сочинение сказок, рассказов о муз. произведении, мелодекламация в процессе восприятия музыки , речевые импровизации муз. образа;

-театрально-игровая деятельность (драматизация сюжета программного музыкального произведения, сочинение сказки или истории о музыке, драматургическая импровизация сказки, стихотворения, рассказа на основе восприятия музыкального произведения);

-муз.-ритмическая деятельность (танцевально-двигательная импровизация на основе восприятия музыки, сочинение музыкального образа в пластике и движениях, игры с атрибутами, соотв. арактеру музыке);

-спортивно-игровая деятельность (соревновательные, подвижные игры сопровождающие звучанием музыки).





Культурологический подход.

Данный подход обеспечивает направленность муз-эстетического воспитания детей дошкольного образования на становление и развитие культурной личности. Необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно-образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

Пример из опыта:

Музыкальные руководители в детских садах, являются творческими и талантливыми людьми, они несут музыкальную культуру в семьи подрастающего поколения , создают колыбель искусств, активизируют родителей воспитанников на совместные действия с детьми:

- изготовление игр, атрибутов к занятиям, участию в совместных выставках, квестах;

- приобщают семьи к участию в праздниках детского сада, к семейному посещению спектаклей и кинотеатров, городских выставок и др. мероприятий.

-консультируют по разным вопросам: как провести праздник дома? Как изготовить инструменты-шумелки, самоделки? и др.

Очень важно сотрудничество музыкального руководителя, а в целом и детского сада, с педагогами музыкальной школы ансамблем Камертайм и Центром Культуры п. Октябрьский. Дети имеют возможность "вживую" видеть музыкальные и русские народные инструменты, слышать их сольное и оркестровое звучание, отличать их звучание от инструментов других стран и народов, принимать участие в различных концертам. конкурсов, расширять свой кругозор.

Далее,

Формирование «человека культуры», начиная с дошкольного детства, предполагает развитие такой личности, для которой значимы ценности современного мира. Немаловажную роль в этом процессе выполняет эстетическое воспитание, раскрывающее для ребенка мир духовных ценностей и создающее условия для творческой самореализации.

Культурологический подход основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности, в процессе воспитания как субьект культуры «проводится» через культурные значения, переживания, чувственная ткань которых и личностный смысл воплощены в музыкальном языке, далее они распространяются в явлениях культуры (сказка, театр, изобразительное искусство, танец и др) и находят свое отражение в окружающем ребенка мире.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Данный подход позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.

Ценности музыкальной культуры познаются ребенком благодаря способности

воспринимать, переживать и оценивать мир музыкальных и В

художественных образов и воссоздавать его в собственной музыкально- П эстетической деятельности. О

Роль взрослых (педагога, воспитателя, родителя) состоит в том, чтобы В открыть ребенку мир музыкальных ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Что достигается путем активного включения в музыкально-игровое творчество, диалоги-беседы, интегрированные занятия и развлечения, побуждающие к переживаниям ценностей в условиях взаимодействия и поддержки педагога.

Методы и приемы организации муз.эстетической деятельности и формированию основ музыкально-эстетической культуры дошкольников делятся на три группы:

I группа методов ориентирована на то, чтобы ребенок осваивал интонационный словарь музыкального искусства и способы выражения разнообразных эстетических эмоций (веселье, радость, нежность, строгось, удивление, ласку, грусть и т.д. )

Данная группа включает ДВА МЕТОДА:

  1. Побуждение к сопереживанию и стимулирование разнообразных нравственных и эстетических чувств. Приемы создания игровых ситуаций(эмоционально-игровая установка, ситуация творческого самовыражения, ситуация диалога и др), яркой наглядности, увлекательности, образности словесных указаний, стимулирование занимательным содержанием, пояснение, беседы, прием сравнивания и контрастного сопоставления материала и т.п.

  2. Метод убеждения средствами искусства в процессе формирования эстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств(прием художественного исполнения музыки, сказок, стихов и др,; прием эмоционально насыщенного анализа художественного образа произведений и продукта детского творчества; прием уподобления характеру музыкального, художественного и литературного образа).

II группа методов ориентирована на овладение языком того или иного вида искусства, на восприятие изобразительно-выразительных средств(цвет, композиция, ритм, мелодия, темп, эпитеты, образные сравнения). (Предполагает использовать:

-беседу или рассказ о произведении, создание мнимой или оображаемой ситуаций, прием сюжетности;

-моделирование средств выразительности произведений искусства через имитационные и импровизационные игры;

-поисковые ситуации, побуждающие ребенка к практическим действиям и поиску собственных средств выразительности при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве; этот метод предполагает использование приемов развития музыкального, поэтического слуха. Зрительной наблюдательности, специальных способностей (чувства ритма, композиции); приемов самостоятельной деятельности: сопоставлять, анализировать, сравнивать, осуществлять самоконтроль и самооценку (игра-инсценировка, игра-настроение, игра-размышление, «музыкальное рисование»);

III Группа методов – это методы, направленные на развитие художественно-творческой личности ребенка и включающие:

- упражнения репродуктивного (по аналогии) и творческого характера, предполагающие вариативность в выполнении действий, способность совершения действия в поисковых и проблемных ситуациях;

1 Пример из опыта:

Начало новогоднего утренника в детском саду. Свет в зале выключен, никого нет, кто же это сделал? Под стульями - разбросана болотная трава...Чья? Кто живет в болоте? Кикимора! Зачем она свет выключила, хочет помешать празднику? Ищем письмо или записку с пояснениями. Находим на елке, читаем: Ей обидно, что в болоте нет такой елки и такого веселого праздника, вот и разозлилась, свет выключила, хочет насолить детям. Нужно ее чем-то задобрить, нужно детям что-то сделать?". Создана ситуация, предлагается решить детям своими действиями, дети предлагают спеть песню про Новый год, поют. Приходит Кикимора, говорит, не так поете, мне не нравится, я хочу вот так! (в медленном темпе, в быстром, с остановками, в танце, с хлопками и т.д.). Все действия - в форме игры!

2 пример из опыта:

Игра:" Музыкальный паровозик"- на предложенную, разнообразную по стилю музыку, дети импровизируют, придумывают свои танцевальные движения, соответствующие муз. фрагментам.

Дид-игра: "Кто в оркестре?" Карточки: Выбираем музыкантов в оркестр – дети выбирают карточки с 3 видами муз.инстр, кто взял какую карточку-такой инструмент и берет. 3хчастная форма – играют, потом меняются. Оркестр повторяется.

- Этюды по развитию творческого воображения, включающие серию творческих заданий (прием действия с неоформленным материалом ( с реальными предметами).

Пример из опыта:

Использование театральных этюдов. Дети пришли на занятие, в центре зала - лежит палочка (шляпа, веер). Хотите узнать, чья? Звучит музыка- марш Оловянных солдатиков ("Танец Феи драже", песня мушкетеров) Слушание: палочка-это ружье, дирижерская палочка, волшебная палочка Феи. Как можно с ней поиграть? Действия детей. Другая музыка, другой предмет );

- Метод перевоплощения включает приемы вхождения в ситуацию ролевого взаимодействия, погружение в воображаемое пространство художественного образа, создаваемого ребенком.

Пример из опыта:

Взять знакомую игру про чудище: "Бу-бу" я рогатый, бу-бу - я носатый и т.д., хвостатый... Обговорить, кто такой? Придуманое чудище из сказки, он бывает разный, с виду ужасный, а внутри - несчастный ). Задание: при проговаривании текста, изображать гримасы на лице, угрожающие движения руками). Проиграть с одним ребенком, сказать, что следующий игрок делает другого, своего. Повторять нельзя. Проиграть. Потом сравнить. (можно взять знакомую сказку или самим сочинить, придумать диалоги, распределить роли: обговорить с детьми образы. Проиграть. Потом, поменяться ролями, проиграть своего героя по- своему.


- Приемы содействия, сопереживания, сотворчества, соучастия в создании художественного образа, прием поиска выразительного жеста, согласующегося с музыкальным образом, прием «игры в сказку», озвучивании персонажа.

Пример из опыта:

На празднике-герои просят детей помочь им, детям сыграть на инструментах, крикнуть, подуть, прогнать БЯ.

-Игровые приемы, построенные на импровизации движений, мелодии, сюжета игры на основе содержания музыкального произведения (прием музыкального фантазирования, музыкального сюжетосложения, сочинение музыкальных сказок, опер, балетов и др.)

Пример из опыта:

1.Задание - придумать окончание знакомой песни, допой песенку.

Можно так сделать:

Начать с беседы о жизни животных в лесу весной, про характер каждого. Давайте поставим сказку "Заяц и Лиса". Какие животных там участвуют? Называем. А какой у них характер, какие повадки, какая походка? Как можно одеться, какой хвост. какие уши, лапы? А какая музыка для этого, для этого нужна? А кто рассказчиком будет ? Кто героеми будет? Костюмы раздаем, предлагаем изготовить элементы или свои костюмы родителям. Вовлечь родственников-братьев,сестер-они будут на показе деревья. Другие родители сделают домики, заборчики, пенечки, елочки. Начинаем импровизировать. А что, если бы домик Лисы не растаял? Или Петух не захотел помогать зайцу? Придумываем свой сюжет, на новый лад! Показ на празднике, развлечении, для детей других групп.

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД.

Говоря о среде в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников, мы подразумеваем, что она способна влиять на духовный мир человека, развивать этико - эстетические чувства, высокий уровень общих и музыкальных способностей, умения и навыки творческой деятельности.

Предметно - пространственная, развивающая, образовательная среда, наполненная музыкально - эстетическим содержанием, художественно- образным материалом, погружает дошкольников в эмоционально- эстетическую атмосферу красоты гармонии, соразмерности.

Эстетизация детского образовательного процесса представляет собой комплексную совокупность условий, обеспечивающих особое взаимодействие ребенка с окружающим миром, активизирующих процесс развития эмоционально - чувственной сферы ребенка, его переживаний, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.

В нашем детском саду есть множество зон для организации музыкально-эстетической деятельности.

Во первых - это сам музыкальный зал, в котором созданы все условия для восприятия музыки, для танцевальной, игровой и певческой деятельности, просмотра кукольных спектаклях и участия в них детей.

Также, в нашем детском саду есть Театральный салон, отдельное помещение для организации театрализованных мероприятий. Помещение имеет сцену с занавесом, удобные стулья, музыкальный центр, проектор с экраном. Здесь, дети собираются на тематические мероприятия, согласно тематическому плану детского сада. В зависимости от тем, театральный салон наполняется соответствующей атрибутикой: Тема "Мебель" - для дня рождения кукол, с групп приносят кукольную мебель с посудой, Для вечеров по правилам дорожного движения: приносится транспорт - машины, самокаты, светофоры, дорожные знаки и другое. Для темы: " Птицы" - в помещении устраивается выставка рисунков или фото:" Мой друг-Кеша" или "Мой домашний питомец...". Также, для детей здесь проводятся небольшие литературные вечера при свечах, вечера сказок и инсценировок, празднование групповых вечеров имениннников и т.д. В плохую погоду сюда можно прийти с детьми, чтобы поиграть в игры, обсудить планы на следующий день, вспомнить, что хорошее было вчера и сегодня, устроить просмотр недавних праздников и развлечений, где дети могут посмотреть на себя со стороны, а также ,посмотреть детские фильмы или мультфильмы.

В группах разного возраста. имеются уголки с музыкальными атрибутами, а также различные фотоальбомы, самодельные книжки с фото о семейном посещении различных выставок, концертов, походов, театров, выездном семейном отдыхе, о различных домашних вечеринках, совместно устроенных родителями и детьми.

Также, в нашем детском саду, есть помещение для хранения взрослых костюмов (они хранятся на вешалках, что сохраняет их внешних вид и значительно продляет эксплуатацию, а для шляп устроены специальные полочки и крючки. Аттрибуты для украшения музыкального зала хранятся в больших коробках, для бижутерии и грима есть специальные кожаные косметички.

Цветовой климат всего помещения детского сада , имеет большое значение для самочувствия ребенка и его работоспособности, поэтому все помещения, коридоры, холлы нашего детского сада окрашены в спокойные и приятные тона - нежно лимонный, сиреневый, розовый, кремовый и т.п. На лестничных площадках, между этажами, стоят вазы с живыми или искусственными цветами (в зависимости от сезона). В холлах, в дни проведения праздников и развлечений, играет музыка по тематике праздника. Центральный коридор украшен красочным оформлением, имеющиющим специальными кармашками для фотовыставок фото различной тематики.

Эстетично оформленная образовательная среда создает позитивный психологический настрой (установку) поведения каждого ребенка, предрасполагая его к действиям соответственно функциям социального процесса, происходящего в этой среде и способствует его эстетическому развитию.