СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение педагога-психолога на родительском собрании.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение педагога-психолога на родительском собрании.»

«Интересуйтесь делами своих детей, поддерживайте беседу,

не уходите от неё общими фразами, что «всё обойдется»

или «всё не так плохо». Как ни крути, ни центры помощи,

ни школа, ни тем более друзья не смогут предостеречь подростка

от последнего шага так, как это может сделать семья».


Здравствуйте, уважаемые родители!

Упражнение «Психологическая зарядка»

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.

Если у вас возникают какие – либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – потопайте ногами.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.

Родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку.

Практическое задание

Возьмите листок бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.





Что произошло с листом бумаги? - родители высказывают свои мнения.

Психолог формулирует вслух вывод:
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Сегодня мы с Вами собрались для того, чтобы поговорить на такую непростую тему, как подростковый суицид.

Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку,
чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения…»

Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, психологов, педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).


Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. Согласно данным Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, по числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров.






В Курганской области в 2016 году несовершеннолетними совершено 58 суицидальных попыток, из них 6 законченных фактов.


62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, оскорбительного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Мощным фактором, влияющим на подростка, является окружение, прежде всего семья.


Но все эти причины объединяет одна самая глубокая:

Предполагается, что одна из главных причин этого служит их неумение почувствовать себя равноправными членами подростковой общности, Первая причина и самая основная — непонимание.


Психологи выяснили, что он не бывает спонтанным, люди готовятся к этому шагу задолго, и если в их жизни появляется какой-то просвет, они могут изменить свое решение. В связи с этим родителям нужно быть максимально внимательными к поведению своих детей, чтобы вовремя повлиять на ситуацию.


Распознать признаки готовящегося суицида могут помочь «говорящие мелочи».


Упражнение «ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДУ»


Задание: из предложенного  словесного описания личностной характеристики  подростка определить признаки, вызывающие тревогу у взрослых по группе суицидального риска.


Группа № 1.

Обучающийся 9 класса Ал. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Ал. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.


Группа № 2.

Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.


Группа № 3.

Вад. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия

подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.


Группа № 4.

Обучающегося Н. (10 класс) характеризуют как «среднего» ученика: иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Н. кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом.


Группа № 5.

Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…



МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?»


Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.


Словесные признаки.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».

  2. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».

  3. Много шутить на тему самоубийства.

  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.


Поведенческие признаки.

1.  Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2.  Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

  1. в еде – есть слишком мало или слишком много;

  2. во сне – спать слишком мало или слишком много;

  3. во внешнем виде – стать неряшливым;

  4. в школьных привычках – пропускать занятия;

  5. замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3.  Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.





Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1.  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
2.  Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3.  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
4.  Предпринимаемая раньше попытка суицида.
5.  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.
6.  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7.  Слишком критически настроен по отношению к себе.


В профилактике суицидов у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Как это сделать:

Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы о его состоянии, ведите беседы о будущем, стройте планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. «Внушайте» ребенку оптимистический настрой, вселяйте уверенность, покажите, что он способен добиваться поставленных целей.

Покажите ему позитивные стороны его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят (понизят) самооценку подростка.

Будьте внимательными к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу) подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.

Займитесь с ребенком новыми делами. Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали. Внесите разнообразие в обыденную жизнь. Запишитесь в тренажерный зал или хотя бы заведите привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывайте новые прогулочные маршруты, съездите в выходные на увлекательную экскурсию, придумывайте новые способы выполнения домашних обязанностей, посетите кинотеатр, выставки, сделайте в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

Следите за соблюдением подростком режима дня. Следите за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

Если необходимо, обратитесь за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.


В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.



Мини лекция «Подросток и соц. сети»


На сегодняшний день в социальных сетях находится множество групп, призывающих к смерти. Информация о данных группах вызвала большой общественный резонанс. Нам бы хотелось познакомить вас с этой информацией более подробно, чтобы вы смогли обезопасить своих детей.




В вышеуказанные группы несовершеннолетние попадают посредством игры, суть которой заключается в том, чтобы пройти несколько этапов, на каждом из которых важно выполнять определённые задания. Они могут быть разнообразны: найти ключ, разгадать послание, привлечь в группу определенное число друзей. За невыполнение заданий дети должны рисовать шрамы на руках или ногах, на следующих этапах наносить себе небольшие порезы на теле. За невыполнения условий игры подростка могут заблокировать (не пропустить в следующий этап).


Найти группы, призывающие к смерти, можно по хештегу # («Хештег» это знак «решетка», означающий тип пометки в социальных сетях и облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию).


#кит, #киты плывут вверх, #космический кит, #белый кит, #китовой журнал, #море китов, #океан китов, #летающий кит, #тихий дом, #f57, #РАЗБУДИ МЕНЯ В 4:20, #f75, #ринапаленкова, #Ня.пока

Игра длится 50 дней, и не каждый ребенок может дойти до конца. В финал попадают только «избранные». Что само по себе дает ребенку помимо чувства единения с другими еще и чувство собственной значимости, избранности ("я молодец!", "меня выбрали!"). Более того, об этом нельзя рассказывать взрослым, а это дает еще один сильнейший способ контроля — общую тайну. Наличие особых «ритуалов», таких как порезать руки или написать «эссе о Рине» (первая погибшая от интерактивной игры), сделать рисунки с китами, бабочками или единорогами, - также формируют доверие и причастность к особому кругу. Искусственно нагнетаемая атмосфера таинственности, ореола смерти — классическая цепочка, в которой ты все узнаешь на следующем шаге. Но в конце игры ребенок может получить главное задание — умереть.



Признаки поведения, по которым Вы сможете понять, что ребенок состоит в интерактивной игре:

  • изменение поведения, депрессивность или, наоборот, необычайная бодрость (бодрость сверх меры);

ребенок рано ложится спать, а утром его сложно поднять (частичное отсутствие ночного сна, бодрствование с 4:20 до 6 часов утра);

изменение пищевого поведения (снижение аппетита, уменьшение порции, ребенок скрывает процесс употребления пищи);

изрезаны части тела (царапины), порезы могут быть нарисованы;

используют сленг «выпиливание» (суицид) или ня.пока;

  • в разговорах часто упоминают Рину Паленкову, считают ее кумиром. Пишут ее имя и ее слова в школьных тетрадках и на стенах домов (девушка совершила суицид в возрасте 16 лет, прыгнув под поезд, была первой жертвой интерактивной игры);

  • рисуют единорогов, бабочек или китов;

  • вы находите ножницы или ножи в личных вещах ребенка (могут пропадать из дома).


Что делать, если Вы заметили у подростка поведенческие признаки принадлежности к деструктивным интерактивным группам?


1. Позвоните, на телефон доверия с единым общероссийским номером (8 800 2000 122), где вы сможете анонимно, бесплатно и конфиденциально получить поддержку и совместно со специалистом (педагогом-психологом) индивидуально проанализировать поведение вашего ребенка.

2. Установите доверительный контакт с собственным ребенком.

3. Старайтесь не минимизировать проблемы подростка.




4. У вас уже есть опыт преодоления различных ситуаций, а у ребенка это впервые, поделитесь с ним своими способами решения проблем.

5. Вспомните ситуации, когда ребенок нуждался в вашей поддержке и постарайтесь оказать ее.

6. Окажите поддержку, проявите заинтересованность в его делах и планах, убедите Вашего ребёнка в том, что он не одинок. Доведите до него мысль о том, что из любой ситуации можно найти достойный выход, и что он может рассчитывать на вашу помощь и поддержку



Притча


Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву.

 Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он,  не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

-  Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений.


Уважаемые родители, я понимаю, что озвученная информация могла многих шокировать, но нам совершенно не хотелось вас напугать. Целью этого выступления - дать понять насколько ваши теплые, близкие взаимоотношения важны для детей, а озвученная информация поможет нам вместе сберечь их от опасности, которую несут деструктивные группы.

Самая большая мечта каждого родителя, - чтобы дети были здоровы и счастливы и мы, взрослые, на этапе взросления наших детей один из ресурсов которым они могут воспользоваться, чтобы стать такими.