СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по результатам курсовой работы на тему "Приемы формирования каллиграфических навыков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение для выступления на конференции по результатам курсовой работы на тему "Приемы формирования каллиграфических навыков".

Просмотр содержимого документа
«текст к конференции»

1 слайд.

Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты! Мое сообщение составлено по материалам курсовой работы на тему «Приемы формирования каллиграфического навыка»

2 слайд

Актуальность работы заключается в том, что мы живем в эпоху глобальной компьютеризации. На смену рукописным шрифтам пришли электронные, а навык красиво писать уступает место навыку быстро набирать текст на клавиатуре. Проблемой является снижение качества письма у младших школьников и слабо разработанная методика обучения каллиграфии леворуких детей.

3 слайд

Целью работы является систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков у младшего школьника.

4 слайд

Задачи представлены на слайде

5 слайд

Объектом моего исследования является процесс формирования каллиграфически правильного письма у младшего школьника . Следовательно, предметом является система методических приемов формирования каллиграфического письма .

Методы, которые я использовала, представлены на слайде.

6 слайд

Основные понятия представлены на слайде

7 слайд

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает следующие результаты, которые могут быть реализованы на уроках обучения письму:

Личностные

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8 слайд

Метапредметные

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  • использование знаково-символических средств представления информации 

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

9 слайд

Предметные по учебной дисциплине Русский язык

  •  сформированность позитивного отношения к правильной письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека

10 слайд

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность. Существуют 3 исторических центра развития каллиграфии : Европа, Китай и мусульманские государства.

11 слайд

Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в IX столетии.

Моравы попросили византийского императора прислать учителей — истолковать имевшиеся у них на греческом и латинском языках книги и вести проповеди на понятном языке. Не отказал Михаил — призвал ученых мужей Кирилла и Мефодия. Братья приступили к разработке славянской азбуки в 863 году. Первой азбукой была глаголица, но со временем ее сменила более простая и понятная славянам кириллица. На нее стали переводить греческие книги и священные писания.



12 слайд

Возникла потребность в красивом шрифте. Первыми стали устав и полуустав. Каллиграфические шрифты менялись и совершенствовались из века в век, но неизменным требованием к ним всегда оставались красота и быстрота написания.

Обучение письму становилось общедоступным и повсеместным, а люди, владевшие красивым и четким почерком, были востребованы и высоко ценились в обществе, они считались культурно и интеллектуально развитыми.



13 слайд

Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил. Затем они стали забываться, так как современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - непригодны для тонкостей старой каллиграфии.

Нужно было внедрить более простые, соответствующие массовые орудия письма: прописи, письменные шрифты. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах для первоклассников - «Азбуке» и «Прописях».


14 слайд

Прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу:

  • несформированная костно-мышечная система

  • медленное развитие мелких мышц

  • сложность в определении доминирующей руки

  • возбуждение преобладает над торможением

  • рассеянное внимание

  • развитие памяти

  • восприятие становится произвольным

  • мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер

15 слайд

Если в процессе обучения письму не учитываются эти особенности, то могут возникнуть следующие проблемы:

  • нарушение осанки

  • нарушение зрения

  • искривление костей руки

  • уменьшение жизненной емкости легких

  • нарушение развития ППП

16 слайд

Поэтому важно выполнять гигиенические требования на уроках обучения письму.

Существует ряд гигиенических требований:

  • соблюдение правильной посадки

  • положение ручки в руке

  • положение тетради на парте

  • размещение источника света

  • продолжительность непрерывного письма

  • проведение 2-3 физкультминуток и специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки, глаз

17 слайд

Методика обучения каллиграфии как наука сформировалась к XIX веку.

Стали выпускаться самоучители и руководства по обучению каллиграфии. Но методы, используемые в них, были не очень эффективны.

18 слайд

К.Д. Ушинский ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Его особенность заключалось в том, что порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Этот метод по сей день лежит в основе обучения русской грамоте.

19 слайд

Также существует ряд традиционных методов обучения письму:

  • копировальный

  • линейный

  • генетический

  • ритмический



20 слайд

Все эти методики основном ориентированы на работу памяти. Однако современные методы должны быть направлены на ускоренное научение чтению без отрыва от письма, иначе они лишены необходимой лингвистической основы, противоречат русскому фонемному правописанию и психофизиологическому механизму графического действия, не позволяют реализовать возможности развития мыслительных операций, часто требуют от ребенка интуитивной догадки о принципе чтения, языковых связях. Поэтому все программы по обучению письму основываются на процессе формирования графического действия.

Этапы формирования графического действия

1) рассматриваем букву; 
2) выделяем основные составляющие ее элементы; 
3) вспоминаем и прописываем их по воздуху; 
4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место; 
5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем первый элемент буквы; 
6) так же работаем со следующими элементами. 

21 слайд

Проанализировав прописи из УМК «Школа России» В.Г. Горецкого, я сделала вывод, что в их основе лежит процесс формирования графического действия, а также в них используются все традиционные методы

22 слайд

Также, в них представлена система работы, которая учитывает возрастные особенности детей. Прописи содержат занимательный развивающий материал.

23 слайд

Методика обучения каллиграфии не стоит на месте. В наше время существует множество современных авторских методик.

Суть методики Потаповой заключается в том, что процесс обучения письму детей начинается с заштриховывания фигур. В результате процесса штрихования дети начинают правильно и уверено держать в руке ручку, учатся видеть границы фигур и ориентироваться на листе. Все это помогает безболезненно перейти к написанию букв.

24 слайд

«Письмо с секретом» Илюхиной.

Буквы имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Поэтому процесс письма требует выполнения умственных операций (анализ, синтез, сравнение).

27 слайд

Для повышения мотивации на уроках письма, развития мелкой моторики рук и осмысления детьми строения буквы через тактильные ощущения используют следующие приемы :

  • «Письмо водичкой»

  • Письмо по кальке

  • «Письмо проволокой»

  • «Письмо нитками»

  • Моделирование букв из разных материалов

  • «Собери букву»

  • «Путаница»

  • «Угадай букву»

28 слайд

На уроках обучения письму учитель сталкивается с множеством трудностей, одна из них – «Как научить писать леворукого ребенка?». Психологи и физиологи не рекомендуют учить леворукого ребенка писать правой рукой, так как это может привести к нарушению речи и других психических процессов у ребенка.

29 слайд

Выводы:

Все методики обучения письму в современной школе направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков. Имеющиеся современные приемы носят развивающий характер. Для успешного овладения каллиграфическими навыками нельзя использовать только один метод или прием, только цельная система методов и приемов дает результат. Нельзя забывать и то, что в настоящее время существуют методики и различные приспособления, позволяющие научить каллиграфическому письму и леворуких школьников.

30 слайд

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«конференция»

ГАПОУ СПО «Черепановский педагогический техникум» Копылова Мария Алексеевна Студентка 31 группы Приемы формирования каллиграфического навыка Сообщение по материалам курсовой работы Руководитель: Марсакова Татьяна Николаевна 2016 год

ГАПОУ СПО «Черепановский педагогический техникум»

Копылова Мария Алексеевна

Студентка 31 группы

Приемы формирования каллиграфического навыка

Сообщение по материалам курсовой работы

Руководитель: Марсакова Татьяна Николаевна

2016 год

Актуальность: мы живем в эпоху глобальной компьютеризации. На смену рукописным шрифтам пришли электронные, а навык красиво писать уступает место навыку быстро набирать текст на клавиатуре. Проблема:

Актуальность:

мы живем в эпоху глобальной компьютеризации. На смену рукописным шрифтам пришли электронные, а навык красиво писать уступает место навыку быстро набирать текст на клавиатуре.

Проблема:

  • снижение качества каллиграфического навыка у младших школьников
  • слабо разработанная методика обучения каллиграфии леворуких детей
Цель: систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков у младшего школьника

Цель:

систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков у младшего школьника

Задачи:

Задачи:

  • изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую и методическую литературу по указанной проблеме;
  • выявить условия, влияющие на становление почерка младшего школьника;
  • определить наиболее эффективные приемы, лежащие в основе формирования каллиграфического письма;
Объект: процесс формирования каллиграфического навыка у младшего школьника Предмет: система методических приемов формирования каллиграфического навыка Методы: анализ исторической, методической и психологической, нормативной литературы по данной проблеме; анализ методов и приемов обучения письму

Объект:

процесс формирования каллиграфического навыка у младшего школьника

Предмет:

система методических приемов формирования каллиграфического навыка

Методы:

анализ исторической, методической и психологической, нормативной литературы по данной проблеме; анализ методов и приемов обучения письму

Основные понятия: Каллиграфия – (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк»)- искусство красивого письма Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге (Антонова)

Основные понятия:

Каллиграфия – (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк»)- искусство красивого письма

Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге (Антонова)

ФГОС НОО  раздел II 10.  Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

ФГОС НОО раздел II

10.  Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств;
ФГОС НОО  раздел II 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

ФГОС НОО раздел II

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ;
  • использование знаково-символических средств представления информации 
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
ФГОС НОО  раздел II 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 12.1. Русский язык

ФГОС НОО раздел II

12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

12.1. Русский язык

  •   сформированность позитивного отношения к правильной письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека
Исторический аспект

Исторический аспект

Центры развития каллиграфии

Центры развития каллиграфии

Около 863 года братья Кирилл и Мефодий  создали письменность для славянского народа 

Около 863 года братья Кирилл и Мефодий  создали письменность для славянского народа 

Устав Полуустав

Устав

Полуустав

Психолого-физиологический аспект

Психолого-физиологический аспект

Физиологические и психологические особенности детей

Физиологические и психологические особенности детей

  • несформированная костно-мышечная система
  • медленное развитие мелких мышц
  • сложность в определении доминирующей руки
  • возбуждение преобладает над торможением
  • рассеянное внимание
  • развитие памяти
  • восприятие становится произвольным
  • мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер
Проблемы

Проблемы

  • нарушение осанки
  • нарушение зрения
  • искривление костей руки
  • уменьшение жизненной емкости легких
  • нарушение развития ППП
Гигиенические требования

Гигиенические требования

  • соблюдение правильной посадки
  • положение ручки в руке
  • положение тетради на парте
  • размещение источника света
  • продолжительность непрерывного письма
  • проведение 2-3 физкультминуток и специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки, глаз
Методический аспект

Методический аспект

XIX век

XIX век

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте: процесс обучения письму происходит одновременно с процессом обучения чтению К.Д. Ушинский

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте:

процесс обучения письму происходит одновременно с процессом обучения чтению

К.Д. Ушинский

Традиционные методы

Традиционные методы

  • копировальный
  • линейный
  • генетический
  • ритмический
Этапы формирования графического действия 1) рассматриваем букву;   2) выделяем основные составляющие ее элементы;   3) вспоминаем и прописываем их по воздуху;   4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место;   5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем первый элемент буквы;   6) так же работаем со следующими элементами. 

Этапы формирования графического действия

1) рассматриваем букву;  2) выделяем основные составляющие ее элементы;  3) вспоминаем и прописываем их по воздуху;  4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место;  5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем первый элемент буквы;  6) так же работаем со следующими элементами. 

Авторские методики

Авторские методики

Методика Е.Н. Потаповой

Методика Е.Н. Потаповой

«Письмо с секретом» В.А. Илюхина

«Письмо с секретом»

В.А. Илюхина

Приемы формирования каллиграфического навыка

Приемы формирования каллиграфического навыка

  • «Письмо водичкой»
  • Письмо по кальке
  • «Письмо проволокой»
  • «Письмо нитками»
  • Моделирование букв из разных материалов
  • «Собери букву»
  • «Путаница»
  • «Угадай букву»
Как научить писать леворуких?

Как научить писать леворуких?

Выводы Все методики обучения письму в современной школе направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков. Имеющиеся современные приемы носят развивающий характер. Для успешного овладения каллиграфическими навыками нельзя использовать только один метод или прием, только цельная система методов и приемов дает результат. Нельзя забывать и то, что в настоящее время существуют методики и различные приспособления, позволяющие научить каллиграфическому письму и леворуких школьников.

Выводы

Все методики обучения письму в современной школе направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков. Имеющиеся современные приемы носят развивающий характер. Для успешного овладения каллиграфическими навыками нельзя использовать только один метод или прием, только цельная система методов и приемов дает результат.

Нельзя забывать и то, что в настоящее время существуют методики и различные приспособления, позволяющие научить каллиграфическому письму и леворуких школьников.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!