1 слайд.
Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты! Мое сообщение составлено по материалам курсовой работы на тему «Приемы формирования каллиграфического навыка»
2 слайд
Актуальность работы заключается в том, что мы живем в эпоху глобальной компьютеризации. На смену рукописным шрифтам пришли электронные, а навык красиво писать уступает место навыку быстро набирать текст на клавиатуре. Проблемой является снижение качества письма у младших школьников и слабо разработанная методика обучения каллиграфии леворуких детей.
3 слайд
Целью работы является систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков у младшего школьника.
4 слайд
Задачи представлены на слайде
5 слайд
Объектом моего исследования является процесс формирования каллиграфически правильного письма у младшего школьника . Следовательно, предметом является система методических приемов формирования каллиграфического письма .
Методы, которые я использовала, представлены на слайде.
6 слайд
Основные понятия представлены на слайде
7 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает следующие результаты, которые могут быть реализованы на уроках обучения письму:
Личностные
8 слайд
Метапредметные
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
использование знаково-символических средств представления информации
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
9 слайд
Предметные по учебной дисциплине Русский язык
10 слайд
В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность. Существуют 3 исторических центра развития каллиграфии : Европа, Китай и мусульманские государства.
11 слайд
Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в IX столетии.
Моравы попросили византийского императора прислать учителей — истолковать имевшиеся у них на греческом и латинском языках книги и вести проповеди на понятном языке. Не отказал Михаил — призвал ученых мужей Кирилла и Мефодия. Братья приступили к разработке славянской азбуки в 863 году. Первой азбукой была глаголица, но со временем ее сменила более простая и понятная славянам кириллица. На нее стали переводить греческие книги и священные писания.
12 слайд
Возникла потребность в красивом шрифте. Первыми стали устав и полуустав. Каллиграфические шрифты менялись и совершенствовались из века в век, но неизменным требованием к ним всегда оставались красота и быстрота написания.
Обучение письму становилось общедоступным и повсеместным, а люди, владевшие красивым и четким почерком, были востребованы и высоко ценились в обществе, они считались культурно и интеллектуально развитыми.
13 слайд
Вплоть до начала 70-х годов в советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил. Затем они стали забываться, так как современные средства письма - авторучки, особенно шариковые, - непригодны для тонкостей старой каллиграфии.
Нужно было внедрить более простые, соответствующие массовые орудия письма: прописи, письменные шрифты. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах для первоклассников - «Азбуке» и «Прописях».
14 слайд
Прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу:
несформированная костно-мышечная система
медленное развитие мелких мышц
сложность в определении доминирующей руки
возбуждение преобладает над торможением
рассеянное внимание
развитие памяти
восприятие становится произвольным
мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер
15 слайд
Если в процессе обучения письму не учитываются эти особенности, то могут возникнуть следующие проблемы:
16 слайд
Поэтому важно выполнять гигиенические требования на уроках обучения письму.
Существует ряд гигиенических требований:
соблюдение правильной посадки
положение ручки в руке
положение тетради на парте
размещение источника света
продолжительность непрерывного письма
проведение 2-3 физкультминуток и специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья руки, глаз
17 слайд
Методика обучения каллиграфии как наука сформировалась к XIX веку.
Стали выпускаться самоучители и руководства по обучению каллиграфии. Но методы, используемые в них, были не очень эффективны.
18 слайд
К.Д. Ушинский ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Его особенность заключалось в том, что порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Этот метод по сей день лежит в основе обучения русской грамоте.
19 слайд
Также существует ряд традиционных методов обучения письму:
копировальный
линейный
генетический
ритмический
20 слайд
Все эти методики основном ориентированы на работу памяти. Однако современные методы должны быть направлены на ускоренное научение чтению без отрыва от письма, иначе они лишены необходимой лингвистической основы, противоречат русскому фонемному правописанию и психофизиологическому механизму графического действия, не позволяют реализовать возможности развития мыслительных операций, часто требуют от ребенка интуитивной догадки о принципе чтения, языковых связях. Поэтому все программы по обучению письму основываются на процессе формирования графического действия.
Этапы формирования графического действия
1) рассматриваем букву;
2) выделяем основные составляющие ее элементы;
3) вспоминаем и прописываем их по воздуху;
4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место;
5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем первый элемент буквы;
6) так же работаем со следующими элементами.
21 слайд
Проанализировав прописи из УМК «Школа России» В.Г. Горецкого, я сделала вывод, что в их основе лежит процесс формирования графического действия, а также в них используются все традиционные методы
22 слайд
Также, в них представлена система работы, которая учитывает возрастные особенности детей. Прописи содержат занимательный развивающий материал.
23 слайд
Методика обучения каллиграфии не стоит на месте. В наше время существует множество современных авторских методик.
Суть методики Потаповой заключается в том, что процесс обучения письму детей начинается с заштриховывания фигур. В результате процесса штрихования дети начинают правильно и уверено держать в руке ручку, учатся видеть границы фигур и ориентироваться на листе. Все это помогает безболезненно перейти к написанию букв.
24 слайд
«Письмо с секретом» Илюхиной.
Буквы имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Поэтому процесс письма требует выполнения умственных операций (анализ, синтез, сравнение).
27 слайд
Для повышения мотивации на уроках письма, развития мелкой моторики рук и осмысления детьми строения буквы через тактильные ощущения используют следующие приемы :
28 слайд
На уроках обучения письму учитель сталкивается с множеством трудностей, одна из них – «Как научить писать леворукого ребенка?». Психологи и физиологи не рекомендуют учить леворукого ребенка писать правой рукой, так как это может привести к нарушению речи и других психических процессов у ребенка.
29 слайд
Выводы:
Все методики обучения письму в современной школе направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков. Имеющиеся современные приемы носят развивающий характер. Для успешного овладения каллиграфическими навыками нельзя использовать только один метод или прием, только цельная система методов и приемов дает результат. Нельзя забывать и то, что в настоящее время существуют методики и различные приспособления, позволяющие научить каллиграфическому письму и леворуких школьников.
30 слайд
Спасибо за внимание!