СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщества. Экосистемы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным группам живых организмов в биогеоценозе, показать их взаимосвязь.

Просмотр содержимого документа
«Сообщества. Экосистемы»

Тема:  «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным группам живых организмов в биогеоценозе, показать их взаимосвязь.

Тема: «Сообщества. Экосистемы»

Задачи:

Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным группам живых организмов в биогеоценозе, показать их взаимосвязь.

Биогеоценоз, экосистема Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Такое сообщество взаимосвязанных живых организмов, называют биоценозом , а совокупность всех абиотических факторов, определяющих условия их существования называют биотопом . Биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз . Термин биогеоценоз в 1942 г. был предложен академиком В.Н.Сукачевым, под биогеоценозом понимают устойчивую, саморегулирующуюся систему, образованную живыми организмами, приспособленными к совместной жизни на определенной территории с более или менее однородными условиями существования .

Биогеоценоз, экосистема

Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Такое сообщество взаимосвязанных живых организмов, называют биоценозом , а совокупность всех абиотических факторов, определяющих условия их существования называют биотопом . Биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз .

Термин биогеоценоз в 1942 г. был предложен академиком В.Н.Сукачевым, под биогеоценозом понимают устойчивую, саморегулирующуюся систему, образованную живыми организмами, приспособленными к совместной жизни на определенной территории с более или менее однородными условиями существования .

Биогеоценоз, экосистема Одновременно английским ботаником А.Тенсли был предложен термин экосистема .  Под экосистемой он понимал и каплю воды с микроорганизмами, в ней обитающими, и аквариум, и природный водоем и планету Земля . Многие ученые ставят знак равенства между понятиями биогеоценоз и экосистема. Но многие не считают эти термины синонимами, понимая под биогеоценозом конкретное, исторически сложившееся природное сообщество, а экосистема — понятие более размытое, «безразмерное». То есть любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема может считаться биогеоценозом.

Биогеоценоз, экосистема

Одновременно английским ботаником А.Тенсли был предложен термин экосистема . Под экосистемой он понимал и каплю воды с микроорганизмами, в ней обитающими, и аквариум, и природный водоем и планету Земля .

Многие ученые ставят знак равенства между понятиями биогеоценоз и экосистема. Но многие не считают эти термины синонимами, понимая под биогеоценозом конкретное, исторически сложившееся природное сообщество, а экосистема — понятие более размытое, «безразмерное». То есть любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема может считаться биогеоценозом.

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии Для существования любого биогеоценоза необходима энергия . Источником энергии для большинства биогеоценозов является солнечный свет , энергия которого используется для синтеза органических соединений из неорганических веществ.

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии

  • Для существования любого биогеоценоза необходима энергия . Источником энергии для большинства биогеоценозов является солнечный свет , энергия которого используется для синтеза органических соединений из неорганических веществ.

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии Некоторые экологические системы существуют в полной темноте (морское дно, куда не доходит солнечные свет, пещеры). Источником энергии для их существования будет попадающее в эту экосистему органическое вещество погибших или живых организмов. Кроме того, некоторые экосистемы существуют за счет хемоавтотрофных организмов , способных образовывать органическое вещество, используя энергию окисления неорганических соединений .

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии

  • Некоторые экологические системы существуют в полной темноте (морское дно, куда не доходит солнечные свет, пещеры). Источником энергии для их существования будет попадающее в эту экосистему органическое вещество погибших или живых организмов.
  • Кроме того, некоторые экосистемы существуют за счет хемоавтотрофных организмов , способных образовывать органическое вещество, используя энергию окисления неорганических соединений .

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии Все живые организмы экосистемы по способу получения энергии делятся на автотрофов и гетеротрофов . Автотрофы способны образовывать органическое вещество, используя неорганический источник углерода и энергию света ( фотоавтотрофы ) или энергию окисления неорганических веществ ( хемоавтотрофы ). Гетеротрофы используют энергию окисления органических веществ и используют органические источники углерода.

Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии

Все живые организмы экосистемы по способу получения энергии делятся на автотрофов и гетеротрофов .

Автотрофы способны образовывать органическое вещество, используя неорганический источник углерода и энергию света ( фотоавтотрофы ) или энергию окисления неорганических веществ ( хемоавтотрофы ).

Гетеротрофы используют энергию окисления органических веществ и используют органические источники углерода.

2. Функциональные группы организмов в сообществе Основу биоценоза составляют автотрофные организмы — продуценты (образователи) органического вещества. Сообщество растений называют фитоценозом , животных — зооценозом . В процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, за счет которого питаются гетеротрофы.

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Основу биоценоза составляют автотрофные организмыпродуценты (образователи) органического вещества. Сообщество растений называют фитоценозом , животных — зооценозом . В процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, за счет которого питаются гетеротрофы.

2. Функциональные группы организмов в сообществе Гетеротрофные организмы делятся на две группы: консументы — потребители и редуценты — разрушители  органического вещества. Консументы 1-го порядка — растительноядные, консументы 2-го порядка — плотоядные животные, консументы 3-го порядка — хищники .

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Гетеротрофные организмы делятся на две группы: консументыпотребители и редуцентыразрушители органического вещества. Консументы 1-го порядка — растительноядные, консументы 2-го порядка — плотоядные животные, консументы 3-го порядка — хищники .

2. Функциональные группы организмов в сообществе Редуценты разлагают органическое вещество до углекислого газа и минеральных веществ, замыкают круговорот биогенных элементов в природе.  Мелкие животные, питающиеся неживыми органическими веществами — дождевые черви, жуки-мертвоеды, навозники относятся к консументам—детритофагам.

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Редуценты разлагают органическое вещество до углекислого газа и минеральных веществ, замыкают круговорот биогенных элементов в природе. Мелкие животные, питающиеся неживыми органическими веществами — дождевые черви, жуки-мертвоеды, навозники относятся к консументам—детритофагам.

2. Функциональные группы организмов в сообществе Живые организмы биоценоза связаны в цепи питания . Простой пример пищевой цепи: растительность — насекомое, питающееся растительностью — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Живые организмы биоценоза связаны в цепи питания . Простой пример пищевой цепи: растительность — насекомое, питающееся растительностью — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

2. Функциональные группы организмов в сообществе Но растительноядное насекомое питается на нескольких видах растений, хищное насекомое — многими видами насекомых, насекомоядная и хищная птицы — многими видами животных. Таким образом, цепи питания образуют пищевые сети, сети питания .

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Но растительноядное насекомое питается на нескольких видах растений, хищное насекомое — многими видами насекомых, насекомоядная и хищная птицы — многими видами животных. Таким образом, цепи питания образуют пищевые сети, сети питания .

2. Функциональные группы организмов в сообществе Чем сложнее сети питания, чем больше видов в экосистеме, тем устойчивее данная экосистема. Назовите консументов 1-го и 2-го порядка в данной экосистеме.

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Чем сложнее сети питания, чем больше видов в экосистеме, тем устойчивее данная экосистема.

Назовите консументов 1-го и 2-го порядка в данной экосистеме.

2. Функциональные группы организмов в сообществе Кто относится к редуцентам в данной экосистеме?

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Кто относится к редуцентам в данной экосистеме?

3. Характеристика лесного биогеоценоза Источник энергии? Характеристика биоценоза: Продуценты? Консументы 1-го порядка? Консументы 2-го порядка? Консументы 3-го порядка? Редуценты? Цепи питания? Устойчивость биогеоценоза?

3. Характеристика лесного биогеоценоза

  • Источник энергии?

Характеристика биоценоза:

  • Продуценты?
  • Консументы 1-го порядка?
  • Консументы 2-го порядка?
  • Консументы 3-го порядка?
  • Редуценты?
  • Цепи питания?
  • Устойчивость биогеоценоза?

3. Характеристика пресноводного биогеоценоза Источник энергии? Характеристика биоценоза: Продуценты? Консументы 1-го порядка? Консументы 2-го порядка? Консументы 3-го порядка? Редуценты? Цепи питания? Устойчивость биогеоценоза?

3. Характеристика пресноводного биогеоценоза

  • Источник энергии?

Характеристика биоценоза:

  • Продуценты?
  • Консументы 1-го порядка?
  • Консументы 2-го порядка?
  • Консументы 3-го порядка?
  • Редуценты?
  • Цепи питания?
  • Устойчивость биогеоценоза?

Повторение Тест 1. Российский ученый, предложивший в 1924 г. термин биогеоценоз: В.Н.Сукачев. И.И.Шмальгаузен. А.Н.Северцов. В.И.Вернадский. Тест 2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема: Биогеоценоз. Биоценоз. Биотоп. Экосистема. Тест 3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов: Биогеоценоз. Биоценоз. Биотоп. Экосистема.

Повторение

Тест 1. Российский ученый, предложивший в 1924 г. термин биогеоценоз:

  • В.Н.Сукачев.
  • И.И.Шмальгаузен.
  • А.Н.Северцов.
  • В.И.Вернадский.

Тест 2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

  • Биогеоценоз.
  • Биоценоз.
  • Биотоп.
  • Экосистема.

Тест 3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов:

  • Биогеоценоз.
  • Биоценоз.
  • Биотоп.
  • Экосистема.
Повторение Тест 4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов: Биогеоценоз. Биоценоз. Биотоп. Экологическая ниша. Тест 5. Аквариум — пример: Биогеоценоза. Биоценоза. Биотопа. Экосистемы. **Тест 6. Источником энергии в экосистемах могут быть: Солнечный свет. Энергия окисления органического вещества. Энергия окисления неорганического вещества. Вода и минеральные соли. **Тест 7. К гетеротрофам относятся: Продуценты. Консументы 1-го порядка. Консументы 2-го порядка. Редуценты.

Повторение

Тест 4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов:

  • Биогеоценоз.
  • Биоценоз.
  • Биотоп.
  • Экологическая ниша.

Тест 5. Аквариум — пример:

  • Биогеоценоза.
  • Биоценоза.
  • Биотопа.
  • Экосистемы.

**Тест 6. Источником энергии в экосистемах могут быть:

  • Солнечный свет.
  • Энергия окисления органического вещества.
  • Энергия окисления неорганического вещества.
  • Вода и минеральные соли.

**Тест 7. К гетеротрофам относятся:

  • Продуценты.
  • Консументы 1-го порядка.
  • Консументы 2-го порядка.
  • Редуценты.
Повторение Тест 8. К консументам относятся: Растения. Бактерии и грибы. Животные. Все гетеротрофы. **Тест 9. К редуцентам относятся: Грибы. Бактерии. Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви). Все гетеротрофы. Тест 10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода: Гетеротрофы. Автотрофы. Консументы. Редуценты.

Повторение

Тест 8. К консументам относятся:

  • Растения.
  • Бактерии и грибы.
  • Животные.
  • Все гетеротрофы.

**Тест 9. К редуцентам относятся:

  • Грибы.
  • Бактерии.
  • Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви).
  • Все гетеротрофы.

Тест 10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода:

  • Гетеротрофы.
  • Автотрофы.
  • Консументы.
  • Редуценты.
Повторение Дайте определение биогеоценозу. Что такое биоценоз? Что такое биотоп? Какие организмы относятся к продуцентам? Кто относится к продуцентам в данной экосистеме? Назовите консументов 1-го порядка в данной экосистеме. Какие организмы можно отнести к консументам 2-го порядка? Какие организмы относятся к редуцентам? Какие редуценты изображены на рисунке? Сколько ярусов у растений данного биогеоценоза? Каково отношение к свету у растений различных ярусов?

Повторение

  • Дайте определение биогеоценозу.
  • Что такое биоценоз?
  • Что такое биотоп?
  • Какие организмы относятся к продуцентам? Кто относится к продуцентам в данной экосистеме?
  • Назовите консументов 1-го порядка в данной экосистеме.
  • Какие организмы можно отнести к консументам 2-го порядка?
  • Какие организмы относятся к редуцентам? Какие редуценты изображены на рисунке?
  • Сколько ярусов у растений данного биогеоценоза?
  • Каково отношение к свету у растений различных ярусов?

Повторение Перечислите основных продуцентов пресноводного водоема. Назовите консументов первого и второго порядка водоема. Какие организмы относятся к редуцентам водоема? Составьте цепь питания в данном водоеме, состоящую из 5 звеньев.

Повторение

  • Перечислите основных продуцентов пресноводного водоема.
  • Назовите консументов первого и второго порядка водоема.
  • Какие организмы относятся к редуцентам водоема?
  • Составьте цепь питания в данном водоеме, состоящую из 5 звеньев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!